![](https://n1s1.hsmedia.ru/14/54/56/145456f301000c9df819711322d70632/656x438_1:5543_fd7a8756e2f4752663d9f0a5763536f6@2500x1667_0xK5LPvAJV_4161489698548217229.jpg.webp)
Железнодорожный вокзал — одна из главных точек Иркутска. Место, где каждый день встречаются и расстаются тысячи людей, которое связывает наш город с десятком других населенных пунктов Иркутской области и России. Это своего рода лицо Иркутска, его визитная карточка. Мы прогулялись вокруг железнодорожного вокзала и всмотрелись в это лицо повнимательнее, чтобы понять, что же на вокзале есть хорошего, а что нужно было менять уже вчера.
Те, кто бывал в Иркутске в нулевые годы, наверняка вспомнит, в каком ужасном состоянии была привокзальная площадь в то время. Практически любой свободный пятачок напротив вокзала был заставлен киосками, в которых продавали еду, газеты и всякую мелочевку, которая может пригодиться в дороге. Когда-то всё это воспринималось как что-то само собой разумеющееся. Всего этого уже давно нет, но периодически картинки из прошлого всё-таки всплывают в памяти.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/13/13/4e/13134ed4bef93000d1017097780ffac9/656x438_1:5543_eb892d052b5da3ce902a621fe20e5368@2500x1667_0xsogrtBZC_4026680379516515820.jpg.webp)
Весной 2023 года на вокзале открыли новый пассажирский терминал. Он довольно сильно выделяется на фоне исторической части здания. Его хоть и пытались стилизовать под старину, но сделать это вряд ли получилось в полной мере.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6b/89/d8/6b89d8b81501a9aa7258624e8cd37c4a/656x438_1:5543_3276dac596655ba3a7f222114c291bf6@2500x1667_0x3vZ02grR_8686806135781076468.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9a/a7/15/9aa715f2fbf5b578eeb9e2464b557efe/656x438_1:5543_69b7961db1bc2bd874e46a3030b5864d@2500x1667_0xS8J1rzDH_7034865346488849776.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/97/ae/4d/97ae4d59457b0b161b43f96ef39f4021/656x438_1:5543_dcdb692f84579ad2bd3b9eef4f60a4d2@2500x1667_0xX4AxYsd7_1271495835291479115.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ee/07/f3/ee07f3862c3ca3ae597f255504876980/656x438_1:5543_333b194d42c3fb303c5f018ce5982da1@2500x1667_0xV3nC4KHg_9759450126004285853.jpg.webp)
Наверное, во время реконструкции привокзальную площадь хотели сделать более удобной для жителей и гостей города. Возле нового терминала оборудовали парковку и даже сделали на нее отдельный заезд со стороны почтамта, чтобы автомобилистам не нужно было заезжать туда, встав в раскоряку посреди дороги. Ею пользуются не все, но, кажется, постепенно привыкают. Всё чаще можно заметить, что таксисты, когда их вызываешь, заезжают на парковку именно оттуда.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ac/3a/1d/ac3a1d42d21b2b5e46fcb6d3a03e87fe/656x438_1:5543_df65ae3690e6e9feea45c3278bb0082a@2500x1667_0xLn9HP2as_3121523881465462165.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9e/0c/1f/9e0c1f38ca83dcfa0dd6ee2dc22df8a0/656x438_1:5543_e3616ada82d078389fcee6daa78a0ab3@2500x1667_0xwArMHdkI_6265205213431609632.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/90/b7/d8/90b7d873b49882c94598d60303aaaceb/656x438_1:5543_0dfeb07a440b50eaa52e32d5ead72c96@2500x1667_0xaJ6u6nzd_5373586199373335431.jpg.webp)
К слову, о таксистах. Если от одной беды вокзального балагана — хаотичной торговли — со временем избавиться всё-таки удалось, то с бомбилами, которые занимают все лучшие места на парковке, никто бороться и не собирается. Ежедневно возле выхода из здания касс дальнего следования собираются десятки машин, их водители уже наверняка примелькались людям, которые часто ездят на электричках. Иногда таксисты-частники слишком навязчиво предлагают свои услуги, требуя за это немалых денег.
— Куда надо подбросить? — спросил один из них меня, когда я возвращался в Иркутск после поездки.
— До Топкинского сколько стоит? — я решил узнать, чтобы сравнить с ценами в агрегаторах.
— 700 рублей (а в каком-нибудь «Яндексе» или «Максиме» можно доехать за 350–400 рублей. — Прим. ред.).
— Да за такие деньги я проще пешком дойду.
— Ну гуляй, ходок.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d9/15/1d/d9151de30897cc500de8287d4f238664/656x438_1:5543_205e3c6fe930c6859cdba2465b8155f5@2500x1667_0xBkNvqbj2_8653452926072614287.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/94/33/0a/94330a60bd96913ba26558687e16f8ed/656x438_1:5543_2802ca9869dd210eff633ad22f5fb896@2500x1667_0x8eHMr380_5779715590538380457.jpg.webp)
Когда шла реконструкция вокзала, я в глубине души надеялся, что там выделят место под трамвайную остановку, как-нибудь ее обособят (например, бордюрным камнем). Увы, этого не случилось. И ежедневно сотни пассажиров снова и снова выходят на проезжую часть, чтобы сесть в трамвай (а иногда — в автобус, который должен останавливаться не здесь, а чуть дальше).
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2a/5a/1e/2a5a1e8011a0ff2c61a39299dca7712c/656x438_1:5543_dcfb5ee0c5ffae26d077bc0e05d1e1f5@2500x1667_0xOgG2oPiq_1409263517890011705.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/67/af/33/67af3387aee1ac87a1ce39fb2779a6df/656x438_1:5543_cac53ae9c5023c14e34b60306857281e@2500x1667_0xUZc3yC9H_0605790313185934404.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/10/6b/73/106b73cfadce2c9eff6e0c1bedb9d075/656x438_1:5543_fc75493678b3f3fdd858013cc07c3035@2500x1667_0xKecI2YSB_0602822011601225229.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a3/3d/d7/a33dd7944ab41abecd9fd7d7b8136b47/656x438_1:5543_d297612e04ea6aa0e432ae629388f37e@2500x1667_0xpTPtYdOB_4828091018516123837.jpg.webp)
Автобусная остановка находится возле дальнего крыла вокзала. Там постоянно скапливаются маршрутки, некоторые из них порой стоят едва ли не на дороге. Неподалеку также обосновались маршрутки в Улан-Удэ. Так что микроавтобусы — это едва ли не первое, что видят гости нашего города.
По словам людей, с которыми мы пообщались на площади, о каком-то удобстве для пассажиров говорить сейчас не приходится. Хорошо, что возле вокзала поставили лавочки — в ясную погоду можно присесть и подождать общественный транспорт или такси. В дождь же, сетуют многие, спрятаться негде. Приходится либо стоять под козырьком, либо в здании самого вокзала, где довольно душновато.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f0/b2/7d/f0b27d82b07ed07407a913f33f2c7214/656x438_1:5543_7acf200b5a4b32d17b806d2f9a55f834@2500x1667_0xKicj2oFp_1288377518024790211.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e5/67/76/e567762487bbb5f068967e221e047716/656x438_1:5543_8a9542da566f811bd9f9e2c822637adb@2500x1667_0xUN6wb7Ra_6586845168083397837.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b0/6a/5d/b06a5d85f0ecd6157581e6733e4d681d/656x438_1:5543_eb5dc0eafef541dbca10e94074b01855@2500x1667_0xsgfnJS0b_9476831120182247555.jpg.webp)
На фоне привокзальной площади и прилегающей к ней улице Челнокова довольно сильно выделяется недавно отремонтированная улица Терешковой. Там работы проводились в 2023 году. Сделано было многое — обновили асфальт, установили светофор возле вокзала, оборудовали остановку возле автокасс, уложили новые трамвайные пути. Здесь, правда, не обошлось без изъянов.
После ремонта на участке соединения улиц Терешковой и Профсоюзной появилась новая разметка. Ее на этом месте не было с незапамятных времен, да и дорога в целом здесь была «убитая». Предполагалось, что разметка должна упорядочить дорожное движение, но она в какой-то момент лишь внесла сумятицу. На месте соединения улиц внезапно появилась сплошная линия, которая не давала водителям автобусов выехать с автокасс на улицу Терешковой. Для этого им приходилось бы делать длинный крюк с выездом на Челнокова и разворотом после трамвайной остановки на вокзале. Мы обратили на это внимание городских чиновников, и они даже пообещали внести изменения.
Но с ноября 2023-го прошло уже много времени, а ситуация так и не поменялась. Профсоюзная и Терешковой по-прежнему разделены сплошной линией с левой стороны. То есть, по правилам выезжать от автокасс наверх обычным левым поворотом по-прежнему нельзя. Хотя это делают.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d1/1a/f0/d11af0a9522c34520d636746963f1535/656x438_1:5543_a4b075e62639bc63e54b092cf63a1ea4@2500x1667_0xk5QExJVq_5887641530292473992.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b6/d3/3e/b6d33ef64e9e35d32d55c3dceff9a324/656x438_1:5543_97be004cc5b3f3e3172f3f56bac24392@2500x1667_0xKuFtyv5N_0103309059086912131.jpg.webp)
— В этих новшествах нет смысла. На разметку никто не смотрит, все ездят, как ездили, потому что так удобно, — заметил один из водителей пригородных маршруток.
В мэрии нам пообещали, что в ближайшее время изменения в разметку всё-таки внесут (но когда именно — не уточняют).
— Проектом по ремонту Терешковой, которую благоустраивали в рамках национальной программы «Безопасные качественные дороги», на указанном участке было предусмотрено нанесение сплошной линии. По просьбам перевозчиков схема движения будет изменена. В настоящее время знаки уже убрали. Разметку, разрешающую поворот налево, нанесут в ближайшее время, — рассказали в пресс-службе администрации.
А вот автобусы на специально оборудованной остановке на Терешковой нет-нет — да и появляются. Там часто можно встретить микроавтобусы, которые едут в Иркутский и Шелеховский районы. Более дальние маршруты (например, в Черемхово или Усолье-Сибирское) предпочитают отстаиваться возле автомобильных касс.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2e/8d/17/2e8d17a58d9266050764ad2e0a128c81/656x438_1:5543_d28167f44fa62dca1bcc216e5999acc6@2500x1667_0xL40gT1qU_6857065811156182122.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d7/00/8d/d7008d7706cafaa9efbd2977819308bc/656x438_1:5543_7decbcf00c4c83e52552017dc55b2b34@2500x1667_0xW9GLfLT8_0344975487955526098.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0f/72/fb/0f72fb597f99bf4803956bf4a3b1fd4e/656x438_1:5543_9a67bbfbf73daa0f27148809d39f4e88@2500x1667_0xTK6SWpMS_5527342436537980101.jpg.webp)
Видно, что территория возле вокзала потихоньку меняется, но до идеала ей всё еще далеко. Требуется ремонт дороги и трамвайных путей на улице Челнокова — в сухую погоду там сейчас кочка на кочке, а в дождливую — к этому добавляются чудесные лужи, из которых вас могут окатить с ног до головы.
Не помешала бы организация остановок. Жалоба на то, что на вокзале негде ждать трамваи — пожалуй, одна из самых распространенных, которая звучала в разговорах с иркутянами.
— В дождь приходится мокнуть под дождем посреди проезжей части, все тут стоят с сумками, мешаются машинам. Сделали бы хоть островок, — рассказала одна из женщин на остановке. По ее словам, она часто ездит отсюда на дачу, поэтому изменения в окружающей обстановке ей хорошо заметны. Но до идеала всё равно далеко.
Кстати, привокзальную площадь планируют привести в порядок в 2025 году — территория победила в голосовании по проекту «Формирование комфортной городской среды». Планируется организация парковки, автобусных и трамвайных остановок, вероятно, озеленение.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9f/2d/94/9f2d9449f759d36af3bb45c0e95dc719/656x438_1:5543_047123cf5208bf00859c00fdc34e1875@2500x1667_0xGGAI4fmk_0666269755731527365.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c9/45/05/c945050766c999c118451a0e1e494759/656x438_1:5543_f19b039d59e524497e6639778e98c3ce@2500x1667_0xF9kAAp74_2324398493196309312.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f8/b8/b2/f8b8b2d584c6b2d233812fe85c9573f7/656x438_1:5543_0e5d4101dace16f6b22d9edbe9b9e0b5@2500x1667_0xRVSvBhjT_1695344270330915743.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/73/5e/26/735e264002d4a59c326b3246fad89dc7/656x438_1:5543_c65d69fe23ed23c07dc49ec167545b75@2500x1667_0xiplKyE5g_9540692795120320586.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/47/31/1d/47311d13036bea49b03791eb487494bf/656x438_1:5543_c29c3a2743a6564e5ab76a79bc2322bc@2500x1667_0xeGVUAici_2760045064418381491.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/be/3c/f1/be3cf1ed3bfbad2d9c3eb81a87867fa3/656x438_1:5543_3358c9481a76d0bdfae14de315d901fa@2500x1667_0x7tPvYFsU_2340629305446821098.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/bd/37/85/bd3785048b6d0b207b860bbc19fd606b/656x438_1:5543_4383bee4e888ca77843daf6f0fcee05b@2500x1667_0xJjMjBnpg_1062710922819625557.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1f/df/5a/1fdf5a7ebdcff6c893f677c2fb18991e/656x438_1:5543_67b80163ddc0df6497b1afb42bd4d1b7@2500x1667_0x8WTLegW9_1195759790906003922.jpg.webp)
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.