Железнодорожный вокзал — одна из главных точек Иркутска. Место, где каждый день встречаются и расстаются тысячи людей, которое связывает наш город с десятком других населенных пунктов Иркутской области и России. Это своего рода лицо Иркутска, его визитная карточка. Мы прогулялись вокруг железнодорожного вокзала и всмотрелись в это лицо повнимательнее, чтобы понять, что же на вокзале есть хорошего, а что нужно было менять уже вчера.
Те, кто бывал в Иркутске в нулевые годы, наверняка вспомнит, в каком ужасном состоянии была привокзальная площадь в то время. Практически любой свободный пятачок напротив вокзала был заставлен киосками, в которых продавали еду, газеты и всякую мелочевку, которая может пригодиться в дороге. Когда-то всё это воспринималось как что-то само собой разумеющееся. Всего этого уже давно нет, но периодически картинки из прошлого всё-таки всплывают в памяти.
Весной 2023 года на вокзале открыли новый пассажирский терминал. Он довольно сильно выделяется на фоне исторической части здания. Его хоть и пытались стилизовать под старину, но сделать это вряд ли получилось в полной мере.
Наверное, во время реконструкции привокзальную площадь хотели сделать более удобной для жителей и гостей города. Возле нового терминала оборудовали парковку и даже сделали на нее отдельный заезд со стороны почтамта, чтобы автомобилистам не нужно было заезжать туда, встав в раскоряку посреди дороги. Ею пользуются не все, но, кажется, постепенно привыкают. Всё чаще можно заметить, что таксисты, когда их вызываешь, заезжают на парковку именно оттуда.
К слову, о таксистах. Если от одной беды вокзального балагана — хаотичной торговли — со временем избавиться всё-таки удалось, то с бомбилами, которые занимают все лучшие места на парковке, никто бороться и не собирается. Ежедневно возле выхода из здания касс дальнего следования собираются десятки машин, их водители уже наверняка примелькались людям, которые часто ездят на электричках. Иногда таксисты-частники слишком навязчиво предлагают свои услуги, требуя за это немалых денег.
— Куда надо подбросить? — спросил один из них меня, когда я возвращался в Иркутск после поездки.
— До Топкинского сколько стоит? — я решил узнать, чтобы сравнить с ценами в агрегаторах.
— 700 рублей (а в каком-нибудь «Яндексе» или «Максиме» можно доехать за 350–400 рублей. — Прим. ред.).
— Да за такие деньги я проще пешком дойду.
— Ну гуляй, ходок.
Когда шла реконструкция вокзала, я в глубине души надеялся, что там выделят место под трамвайную остановку, как-нибудь ее обособят (например, бордюрным камнем). Увы, этого не случилось. И ежедневно сотни пассажиров снова и снова выходят на проезжую часть, чтобы сесть в трамвай (а иногда — в автобус, который должен останавливаться не здесь, а чуть дальше).
Автобусная остановка находится возле дальнего крыла вокзала. Там постоянно скапливаются маршрутки, некоторые из них порой стоят едва ли не на дороге. Неподалеку также обосновались маршрутки в Улан-Удэ. Так что микроавтобусы — это едва ли не первое, что видят гости нашего города.
По словам людей, с которыми мы пообщались на площади, о каком-то удобстве для пассажиров говорить сейчас не приходится. Хорошо, что возле вокзала поставили лавочки — в ясную погоду можно присесть и подождать общественный транспорт или такси. В дождь же, сетуют многие, спрятаться негде. Приходится либо стоять под козырьком, либо в здании самого вокзала, где довольно душновато.
На фоне привокзальной площади и прилегающей к ней улице Челнокова довольно сильно выделяется недавно отремонтированная улица Терешковой. Там работы проводились в 2023 году. Сделано было многое — обновили асфальт, установили светофор возле вокзала, оборудовали остановку возле автокасс, уложили новые трамвайные пути. Здесь, правда, не обошлось без изъянов.
После ремонта на участке соединения улиц Терешковой и Профсоюзной появилась новая разметка. Ее на этом месте не было с незапамятных времен, да и дорога в целом здесь была «убитая». Предполагалось, что разметка должна упорядочить дорожное движение, но она в какой-то момент лишь внесла сумятицу. На месте соединения улиц внезапно появилась сплошная линия, которая не давала водителям автобусов выехать с автокасс на улицу Терешковой. Для этого им приходилось бы делать длинный крюк с выездом на Челнокова и разворотом после трамвайной остановки на вокзале. Мы обратили на это внимание городских чиновников, и они даже пообещали внести изменения.
Но с ноября 2023-го прошло уже много времени, а ситуация так и не поменялась. Профсоюзная и Терешковой по-прежнему разделены сплошной линией с левой стороны. То есть, по правилам выезжать от автокасс наверх обычным левым поворотом по-прежнему нельзя. Хотя это делают.
— В этих новшествах нет смысла. На разметку никто не смотрит, все ездят, как ездили, потому что так удобно, — заметил один из водителей пригородных маршруток.
В мэрии нам пообещали, что в ближайшее время изменения в разметку всё-таки внесут (но когда именно — не уточняют).
— Проектом по ремонту Терешковой, которую благоустраивали в рамках национальной программы «Безопасные качественные дороги», на указанном участке было предусмотрено нанесение сплошной линии. По просьбам перевозчиков схема движения будет изменена. В настоящее время знаки уже убрали. Разметку, разрешающую поворот налево, нанесут в ближайшее время, — рассказали в пресс-службе администрации.
А вот автобусы на специально оборудованной остановке на Терешковой нет-нет — да и появляются. Там часто можно встретить микроавтобусы, которые едут в Иркутский и Шелеховский районы. Более дальние маршруты (например, в Черемхово или Усолье-Сибирское) предпочитают отстаиваться возле автомобильных касс.
Видно, что территория возле вокзала потихоньку меняется, но до идеала ей всё еще далеко. Требуется ремонт дороги и трамвайных путей на улице Челнокова — в сухую погоду там сейчас кочка на кочке, а в дождливую — к этому добавляются чудесные лужи, из которых вас могут окатить с ног до головы.
Не помешала бы организация остановок. Жалоба на то, что на вокзале негде ждать трамваи — пожалуй, одна из самых распространенных, которая звучала в разговорах с иркутянами.
— В дождь приходится мокнуть под дождем посреди проезжей части, все тут стоят с сумками, мешаются машинам. Сделали бы хоть островок, — рассказала одна из женщин на остановке. По ее словам, она часто ездит отсюда на дачу, поэтому изменения в окружающей обстановке ей хорошо заметны. Но до идеала всё равно далеко.
Кстати, привокзальную площадь планируют привести в порядок в 2025 году — территория победила в голосовании по проекту «Формирование комфортной городской среды». Планируется организация парковки, автобусных и трамвайных остановок, вероятно, озеленение.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.