Основательница иркутского ювелирного бренда Sophia Кристина Скобина вспоминает, что просила у родителей на Новый год не новые платья, а бормашинку, чтобы мастерить свои украшения. Ее первое изделие, над которым она работала еще студенткой Иркутского политеха, — браслет с рыбками из серебра — уехал к берегам озера Онтарио в Северной Америке. Его купили заглянувшие в учебную мастерскую туристы. Сейчас же созданные Кристиной украшения носят Ксения Собчак, Эльвира Набиуллина, Сергей Безруков и даже барабанщик группы Metallica Ларс Ульрих. Об истории создания бренда, творческих идеях, любимых украшениях и планах на будущее Кристина рассказала в интервью «ИрСити».
Первый серебряный браслет купили американцы
В 2024 году бренду Sophia официально исполнилось 10 лет. Однако его история началась на несколько лет раньше, когда Кристина еще училась в школе. Как и многие другие девочки, она любила мастерить фенечки и браслеты из бисера, ленточек и других подручных материалов. Сначала для себя и подружек, а потом ее трогательными подростковыми украшениями заинтересовались подруги ее мамы.
— У меня появился свой небольшой круг «заказчиц» из Иркутска, Ангарска, Усолья. Через некоторое время мне захотелось большего масштаба, тем более я училась в Иркутском политехе на скульптора-керамиста. Параллельно я узнала, что рядом с моими знакомыми художниками находится мастерская ювелира Павла Овсянникова, и я пошла к нему учиться первичным навыкам, но провела там не очень много времени, потому что у меня были собственные стилистические наработки и амбиции, которые я могла воплощать только сама по себе, — говорит Кристина.
— Вы всегда, с самого детства, знали, чем хотите или будете заниматься? Или просто так случилось, что увлечение переросло в дело жизни?
— Сначала я всем говорила, что буду президентом, но пока что-то не срослось. Потом я говорила, что стану Таней Булановой, но эта вакансия, очевидно, уже занята. Поэтому пришлось стать дизайнером, ювелиром и делать свои украшения, — с максимально серьезным видом говорит собеседница.
Выучившись на скульптора-керамиста, Кристина снова пошла в ИРНИТУ, но уже на другую специальность — «геммология в ювелирном дизайне». Это значительно расширило ее творческие способности.
— Мое дело начиналось в цокольном этаже родительского дома. У них большой, красивый дом, в цоколе которого было несколько помещений — бойлерная, кладовка, постирочная. В одной из таких комнат площадью где-то 12 квадратов прямо под гаражом я обосновалась. Покупала туда оборудование, нужное мне для работы, его становилось всё больше и больше, а места — всё меньше. У меня на тот момент были лучшие приборы из тех, что можно было купить под свои задачи, — рассказывает Кристина Скобина.
Кристина вспоминает, как с оплаты очередного заказа она «добила» недостающие 1,5 тысячи рублей, наскребла мелочь на проезд туда и обратно и побежала покупать восковой инжектор за 40 тысяч рублей. В оборудование и развитие своего дела мастерица вкладывала всё до копейки.
Я даже на Новый год просила у родителей не очередное платьице, а бормашинку. Такие милые «девчачьи» радости, ага.
— Помню, как родители укладывали спать мою сестренку-младенца, а потом в ночи спускались ко мне в цоколь проверить, сплю я в своей мастерской или мне, может быть, принести кофе. Они меня во всём всегда поддерживали, одобряли мои затеи. Но, когда ко мне стали приходить девчонки, чтобы вместе мастерить украшения, мама с папой не выдержали и отправили нас искать помещение в аренду, — делится Кристина.
Сначала под мастерскую она сняла первый этаж в жилом доме, потом, по мере расширения штата и увеличения объемов производства, заняли второй этаж особняка на Тимирязева, где и мастерская, и магазин находились до лета этого года. В июне этого года Sophia переехала в свою галерею в самом сердце Иркутска — на Марата.
— Помните свое самое первое изделие? Что это было?
— Это было как раз в мастерской Павла Анатольевича. Однажды он показал мне образцы подвесок — миниатюрных рыбок, которые делали его студенты в политехе. Рыбки были крошечные, не больше трех сантиметров. Я посмотрела и подумала: «Хм, а почему бы не сделать из таких рыбок браслет?» И начала делать его из серебра. Сначала вырезала форму из ювелирного воска, потом в литейке мне отлили детальки, и я принялась доводить их до ума. Однажды в среду, когда я пришла, чтобы прорезать у рыбок крохотные чешуйки, я заметила, что моего браслета на верстаке нет. Спросила у Павла Анатольевича, куда он делся, а тот мне ответил: «Рыбки твои уплыли в озеро Онтарио». Я сначала подумала, что это — шутка, но он пояснил, что к нему в гости заходили американцы, увидели мой браслет и тут же его купили, — рассказывает Кристина.
С тех пор количество художественных образов и изделий на самые разные темы значительно выросло. Те рыбки стали просто отправной точкой к более сложным и интересным творческим замыслам, воплощенным в металле, который в ювелирных изделиях «Софии» «дружит» не только с минералами, но и другими материалами.
— Вопрос, конечно, банальный, но всегда интересно узнать, чем вдохновляется автор, который делает что-то нетривиальное, исключительное. Где вы берете идеи для своих работ?
— Точно такой же вопрос мне однажды задала жена французского посла в Казахстане. Я пошутила про вещества, расширяющие сознание, засмеялась, а она смерила меня удивленным взглядом и отдрейфовала куда-то в сторону. Если говорить серьезно, то никаких секретов тут нет: это компиляция опыта и мотивации.
Восточная коллекция у меня родилась, когда я увлекалась восточными единоборствами. Коллекция «Апокриф» выросла из моего интереса к раннему русскому фольклору. На флагманское кольцо «Песнь о Соколе» нанесены строчки одного из древнейших литературных памятников, относящихся к светской песне, — отвечает Кристина.
— То есть если завтра вы заинтересуетесь бабочками, например, то через некоторое время в продаже появится коллекция и на эту тему?
— Знаете, я профессионал, а значит, скорее циник, чем романтик. Каждая коллекция должна преследовать какую-то цель. Сейчас фокус моего интереса, как и многих людей, с которыми я общаюсь, направлен на айдентику региона. Есть некоторый запрос на то, чтобы представить Иркутскую область, прозвучать и для наших жителей, и для гостей из других регионов. Поэтому мы взяли на себя амбициозную задачу — облечь желаемый байкальский сувенир в форму деликатного, изящного и светского украшения. Сделать шаг от вульгарности в сторону искусства, дизайна.
Поэтому у нас родилась коллекция «Символ Байкала». Она немного самонадеянная, потому что мы в каком-то смысле позиционируем себя как символ нашего региона. Но тем не менее мы занимаемся тем, что предлагаем туристам что-то кроме магнитиков с Байкалом и нерпами, — парирует Кристина Скобина.
— А ведь у нас большая часть сувенирки эксплуатирует эти два образа. Как будто ничего другого нет или просто лень придумать. Как работать над символикой региона и не зацикливаться на нашем великом озере?
— Помимо мастер-классов, которые проводит бренд Sophia, мы скоро откроем ювелирный коворкинг, куда будем приглашать молодых специалистов и [где будем] рассказывать про то, как открыть свое дело. Эксперты дадут правовые и финансовые азы, а я буду рассказывать про дизайн украшений. Если коротко, то у успешной коллекции есть своя формула и она примерно следующая.
Сначала нужно выбрать форму украшения на основе анализа ювелирных трендов. Затем формируем матрицу коллекции, чтобы максимально охватить всю аудиторию. Например, кольца сделать крупные и мелкие, серьги длинные и серьги короткие. Есть еще третий пункт, который каждый автор решает по-своему, — это привнесение смыслов.
Например, в той же байкальской коллекции мы обратились к традиционным монгольским и бурятским символам, легендам, сказкам, которые весьма деликатно обыграли. Взяли шаманское зеркало толи, которое и сейчас можно увидеть на шее бурятских шаманов или среди археологических находок, и на основе этого артефакта сделали свои украшения. У нас толи не блестящие, а матовые, с рисунками. Когда человек обнаруживает эти скрытые коннотации, истории, которые скрываются за светским симпатичным украшением, он еще больше начинает любить изделие, — замечает собеседница.
Дизайн, технология и смысл — вот рецептура удачной коллекции.
Кристина Скобина говорит, что этим секретом она готова делиться со всеми начинающими и опытными мастерами, которые еще ищут себя. Конкуренции она не боится, потому что у бренда Sophia свой узнаваемый стиль и своя аудитория. Но если в Иркутске станет больше классных ювелиров, которые делают что-то действительно стоящее, от этого выиграют все.
— Мне бы хотелось работать и общаться с компетентными специалистами. Это ведь своя творческая среда, и я желаю, чтобы она развивалась. Когда человек достигает определенного успеха в своем деле, он начинает заботиться уже не о своих эгоистичных и коммерческих интересах, он озадачен средообразующими вещами, чтобы было, с кем общаться, обмениваться идеями и делать какие-то совместные проекты, — уверяет Кристина.
Браслет для барабанщика «Металлики»
Около 95% всех украшений бренда Sophia придуманы самой Кристиной. Остальные 5% — это идеи мастеров, которые работают у нее. Собеседница надеется, что уже в ближайшем будущем эта пропорция изменится: ее ювелиры будут активнее вовлекаться в творческий процесс и начнут смелее продвигать свои дизайны.
— Еще у нас есть мастера на аутсорсинге. Мы же используем много керамики в своих изделиях, ее для нас делает бренд «Красно». Кожаные изделия для нас делает маленький, но очень качественный бренд Sibirika, — рассказывает Кристина.
Собеседница признаётся, что не все изделия «заходят» покупателям. Но если раньше каждый негативный отзыв оставлял небольшую царапинку на сердце, то теперь это превратилось в сбор сухой статистики о целевой аудитории Sophia.
— Автор привязан к своим изделиям. Если кто-то оставляет негативный отзыв о твоем дизайне, поначалу это воспринимается как личное оскорбление. Но постепенно ты осознаёшь, что людям что-то нравится, что-то нет. Так ты начинаешь лучше понимать свою аудиторию и делать то, что ей точно приглянется. Я очень горжусь тем, что наши покупатели — это люди искушенные, которые уже носили масс-маркет и хотят чего-то большего, уникального, наполненного смыслом. Я горжусь тем, что при всём изобилии ассортимента бренд Sophia все-таки остается нишевым, — делится Кристина Скобина.
Действительно, ценители «Софии» могут легко вычислить друг друга в толпе по серьгам, кольцам и браслетам. Изделия имеют свой характер и узнаваемый стиль, их сложно перепутать с любыми другими брендами. И тем интереснее узнать, кто еще из знаменитостей Иркутска и других городов носит, возможно, те же украшения, что и ты. Однако на этот вопрос Кристина отвечать как будто стесняется.
— Мне кажется, это вульгарно — козырять громкими именами, — уверена собеседница.
Но затем всё-таки называет некоторые персоны, после чего начинаешь понимать весь масштаб ситуации.
— Из тех, про кого я точно знаю, могу сказать, что это известный иркутский дизайнер Гомбо Зориктуев, супруга бывшего мэра Иркутска Виктора Кондрашова Марина Левада. Для нее по заказу Виктора мы делали украшения по рисункам их детей. Еще наш бренд носит управляющая Сбербанком Юлия Кальвина и министр культуры Иркутской области Олеся Полунина и многие другие, — перечисляет Кристина Скобина.
— А за пределами Иркутской области ваши украшения носят? Кто-то из медийной сферы?
— Всех тоже называть не буду, но скажу, что наши изделия есть у председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной, актера и продюсера Сергея Безрукова, журналистки и ведущей Ксении Собчак. Кроме того, наш браслет есть у барабанщика группы Metallica Ларса Ульриха.
— Как так случилось вообще? Хочу услышать эту невероятную историю.
— У меня есть одна знакомая девушка, которая очень симпатизировала этой группе, была их фанаткой. Из-за этой любви к их творчеству она занялась переводами и достигла такого уровня, что вошла в официальную делегацию по приему этой группы в России. И она у нас заказала браслет для барабанщика «Металлики». Он настолько оценил наше украшение, что оставил ей благодарность и автограф на дисках, — рассказывает собеседница.
Кристина говорит, что это — далеко не весь перечень именитых обладателей украшений «Софии». Многие заказывают изделия через кого-то или через сайт, и они отправляются в разные точки земного шара. Поэтому сказать, к кому они попали, порой бывает непросто. Но Кристина замечает, что особенно часто они отправляют посылки в Китай и Израиль.
В скором времени магазин и мастерская бренда должны будут открыться в Москве, а это значит, что количество звездных владельцев изделий Sophia еще вырастет.
«Творчество часто притягивает людей с расстройствами»
— Кристина, на старте вашего дела вы всё делали своими силами, а теперь у вас целый штат мастеров. Сколько человек сейчас работает с вами?
— Около 24 человек. Говорю около, потому что некоторые пока на испытательном сроке, и я не могу сказать, что это — полноценные мастера. Надо еще к ним присмотреться. При этом кадровый вопрос в нашей отрасли стоит перманентно, хотя очередь желающих устроиться к нам в мастерскую огромна.
— А что нужно сделать, чтобы к вам попасть? Какими качествами должен обладать соискатель? Обязателен ли опыт работы в ювелирных мастерских?
— Хорошо, если у человека за плечами будет художественная школа. Но вообще и это не главное. Есть базовые вещи, на которые я всегда обращаю внимание при найме сотрудников. Первый пункт — вкус, творческий и эстетический взгляд. Потенциальный кандидат может не быть ювелиром или художником, он может работать вообще в другой сфере, не связанной с этим, но если у него есть вкус, понимание красоты, то это уже многое значит.
Второй пункт — рукастость. Это когда человек умеет работать в трехмерном мире, интуитивно понимает материалы. Особенно это свойственно мальчишкам, которые посещали уроки труда, или девочкам, которые лепят что-то из пластилина, мастерят какие-то поделки.
Наконец, третий пункт — это стабильность, адекватность и системность. Это важно, потому что у нас творческая сфера, а творчество часто притягивает к себе людей с модными нынче симптомами вроде биполярного расстройства и чего-либо еще.
Поэтому во время собеседования я на полном серьезе задаю вопросы о психическом здоровье, наличии справок, о медикаментах, которые человек принимает на постоянной основе, и о том, наблюдается ли он у каких-то специалистов. Лет 10 назад это можно было назвать паранойей, но сейчас это актуальная реальность.
— С мастерами всё более-менее понятно. Расскажите, где и как вы добываете камни для ваших украшений?
— В последнее время я много общаюсь с индусами, камбоджийцами, веду с ними переговоры, выбираю. Потом мы одновременно прибываем в Москву, и уже там я делаю покупки. Охочусь за редкими камнями, выбираю действительно интересные экземпляры. В той же Камбодже у меня есть связи с производителями и добытчиками камней, так что общение получается прямое, без посредников. У них внушительный ассортимент натуральных необлагороженных минералов.
Там я беру сырье, затем уже в России обращаюсь к камнерезам и огранщикам. Это очень узкая специальность, у нас в Иркутске буквально единицы людей, способных сделать качественную огранку. И вот мы с ними работаем. Уже после эти камни становятся элементами, частичкой наших украшений.
— Сколько времени уходит на создание одной коллекции? Понимаю, что это творческий процесс, он не всегда предсказуем, но если брать какое-то среднее значение?
— Коллекция обычно планируется примерно за год, а то и раньше. Всё то же самое, что и в высокой моде, просто касается это не одежды, а украшений. Я уже сейчас знаю, например, как мы будем встречать Новый год и какие изделия будем делать.
— Можете ли вы сейчас об этом рассказать, анонсировать или пока это — тайна?
— Всех деталей раскрывать не буду, но скажу, что это будет коллаборация. Это точно будут хулиганские, веселые украшения с ноткой эротики и флером шалости. Это будут яркие камни, сумки в виде сердец, броши в виде женских пирсингованных сосков. Оформление галереи у нас будет соответствующим, а елку нарядим не глянцевыми шарами, а цветами, осыпанными блестками.
— Очень любопытно будет на это взглянуть. А из имеющихся украшений можете выбрать топ своих самых любимых?
— Это сложно, потому что каждая коллекция — это отражение твоего нынешнего состояния. Но я могу сказать, что очень привязана к кольцу «Царевна» из «Апокрифа». Оно носится двумя сторонами и его можно поворачивать то одной, то другой. На нем изображена прекрасная девушка в этническом головном уборе, собирательный образ. Если смотреть на нее прямо, то выражение ее лица кажется строгим, а если под углом, то у нее — нежное девичье личико. Мы над этим очень долго работали, чтобы игра теней была той, что надо. А еще она увенчана маленькими капельками, которые издают легкий приятный звук, когда кольцо на тебе.
Еще в моем личном топе — серьги из новой коллекции «Символ Байкала». У них пока даже своего названия нет, настолько они молоды. Есть среди мастеров кодовое прозвище Камешки. Эти серьги состоят из множества мелких деталей, одна серьга длинная, другая короткая. Они хороши тем, что у них «сатиновая» текстура. Такая получается, когда мастер наносит много-много мелких царапин, и металл начинает переливаться.
Третьим, но не по значимости, а просто по порядку, я бы назвала кольцо «Секрет» из «Восточной коллекции». Под шестиугольной линзой из горного хрусталя в этом кольце прячется тончайше детализированный дракон. Если украшение поворачивать, то будет ощущение, что дракон перемещается по граням, будто он живой. Выглядит впечатляюще.
— Можно ли у вас заказать что-то по индивидуальному эскизу или просто обозначить идею, которую мастера бы воплотили в жизнь?
— Да, в таком формате мы тоже работаем. У нас есть заказы и заказчики, которых я запомнила навсегда, наверное, потому что у них специфический собственный вкус. Однажды нам заказали колье из огромных, нелепых бронзовых собак, украшенных гигантскими камнями. Или девушка как-то заказала у нас кулончик в виде мужского соска. Она рассказала, что это — для ее друга, который попал в аварию и лишился этой части тела. Таким образом она решила его поддержать.
Другая заказчица очень любила собак, в ее частном доме их было много. Она попросила сделать кулон, причем открывающийся, на манер украшений викторианской Англии, и чтобы в этом кулоне можно было хранить шерстинки любимых песиков.
Эти ворсинки она передала нам, чтобы мастер при создании кулона мог герметично их туда запечатать. Мастер на решающей стадии, когда уже монтировал стекло, внезапно чихнул и шерстинки разлетелись по верстаку, по полу, по всей мастерской. Мастерам пришлось всем собраться, вооружиться лупами и искать те самые волоски, попутно пытаясь отличить их от ворса полировочной щетки. Мастера уверяют, что у них всё в итоге получилось.
Еще мы делали кольцо для очень экзальтированного мужчины. Он попросил нанести на него знаки Зодиака, но не 12, как мы привыкли, а 13, со Змееносцем. Он сделал подробное описание, как это должно выглядеть, какой символ у Змееносца и прочее. В качестве благодарности мужчина решил мне составить натальную карту. Лично мы не общались, только в переписке. И вот присылает он мне карту, исходя из которой я сильный, волевой, 40-летний мужчина. Он написал, что в армии ко мне относились хорошо, что у меня твердый характер и отличный подход к бизнесу, а еще «предсказал», что я женюсь на девушке мечты в 47 лет.
«Наш бренд — это подросток с амбициями»
Кристина Скобина говорит, что в перспективе планирует расширить представительство бренда Sophia, чтобы о нём знали не только в Иркутске, но и в Москве. Признаётся, что не видит его как «местечковый». По плану через несколько лет в столице должны открыться несколько магазинов и собственное производство. Плюс активная торговля и пиар через интернет с другими городами России. При этом сама она Иркутск покидать не планирует, по крайней мере, пока.
— Если представить свой бренд в образе человека, то сейчас Sophia — это подросток с большими амбициями, который вступает в период бурного, безудержного роста со смелыми экспериментами, удачами и падениями. Он меняет характер, взрослеет и, когда станет достаточно зрелым, возможно, сам определит свое дальнейшее развитие. В любом случае я нацелена на крупную компанию, на большие дела и большие задачи. Я не боюсь масштабных проектов, потому что это интереснее. То, что ты можешь сделать с одним кольцом, не идет ни в какое сравнение с тем, что ты можешь, когда делаешь целую коллекцию, — говорит Кристина.
— Вы, наверное, вслед за своим брендом тоже переедете в столицу?
— Пока я остаюсь в Иркутске. Не верьте тем, кто говорит, что он остается, потому что жить не может без этого города или Байкала. Такие люди — исчезающий вид. Чаще всего люди лукавят, произнося эту фразу. Я остаюсь, потому что у меня в Иркутске есть определенный статус, самоощущение.
Чтобы иметь тот же статус и самоощущение в Москве, мне нужно многое сделать. Автоматизировать производство здесь, в Иркутске, обзавестись в столице теми же ресурсами, что и здесь, но пропорционально больше, потому что и город больше. Мне нужно там то же количество связей, чтобы я могла выйти на улицу и повстречать такое же количество знакомых лиц, — уверена собеседница.
Если человек не переезжает в столицу, значит, он либо не заработал еще достаточно денег, либо ему это просто не нужно. Когда у тебя нет масштабных, бурных творческих или коммерческих процессов, ты живешь своей очаровательной, размеренной и скромной жизнью и не претендуешь на большее.
— Иркутск вы любите? За что?
— За то, что при квадратуре города и при количестве населения Иркутск не остается крошечным провинциальным городишком, это больше город столичный. Какое-то время назад даже слоган такой был на баннерах. Это звучит по-провинциальному, но отражает действительность. Если углубиться в историю Иркутска, то он всегда был точкой пересечения торговых путей, смешения китайских, монгольских, алтайских и даже крымских культур. Все они сходились и пересекались здесь. И это сохраняется в Иркутске до сих пор.
При том, что в Иркутске живет не так много людей в принципе, здесь огромная концентрация деятельных, интересных и творческих людей. Здесь вырастают люди искусства в таком количестве и качестве, что обычно свойственно крупному городу.
— А за что можно не любить Иркутск?
— Ровно за то же. За его провинциальность и низкий уровень конкуренции. Те же блогеры, которых у нас в Иркутске немного, могут оказывать достаточно качественные услуги, но за дорого, потому что у них просто нет конкурентов. Или, например, у нас есть бутики, наполненные какой-то фантастической дизайнерской одеждой, украшениями, но статистически на то количество людей, которые живут в Иркутске, их очень мало.
Хочется, чтобы творческих людей и пространств в нашем городе становилось всё больше и больше.
Напомним, ранее редакция «ИрСити» рассказывала историю иркутского ювелира и стрит-арт художника Дмитрия Темникова. Уже больше 11 лет он создает украшения. За это время он успел поработать в мастерской «Иволга», которая создает узнаваемые кольца, серьги и кулоны с Байкалом и текстурами под байкальский лед. Однако потом Диме стало скучно работать с привычными материалами, и он придумал проект «Не просто крышка». В рамках этого проекта он творит украшения и аксессуары из переработанного пластика, алюминия и прочего вторсырья. Сам он это называет ювелирным панком. Кроме того, Дима не бросает стрит-арт и делает Иркутск чуточку интереснее.
Мы и дальше планируем рассказывать истории местных мастеров, которые делают интересные авторские украшения, особенно если они отражают специфику нашего региона.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.