Дом Ишаева начал разрушаться как карточный домик в процессе реставрации. Об этом журналисту «ИрСити» рассказал руководитель компании-собственника здания Григорий Серебряный. По его словам, планов по сносу здания у фирмы не было, но в процессе оказалось, что спасти его невозможно. Именно поэтому его снесли экскаваторами в первых числах января.
Нежилой особняк на Степана Разина, 18 входит в перечень объектов культурного наследия регионального значения. В реестре он обозначен как «Доходный дом в усадьбе И. А. Ишаева». Годом постройки указан 1907-й. Также отмечено, что здание выстроено из песчаника и кирпича. Долгое время дом ресторатора Ишаева принадлежал музыкальному училищу и был его филиалом, но в 90-е годы из-за аварийного состояния здание перестали эксплуатировать. В 2015 году там был серьезный пожар, после чего дом Ишаева законсервировали.
Григорий Серебряный рассказал, что когда его компания приобретала дом Ишаева, руководство уже знало, что здание признано аварийным и подлежит сносу, но хотели максимально его сохранить.
— Потому что фасад со стороны улицы Степана Разина, с нашей точки зрения, как раз имел основную ценность. Но, к сожалению, этого сделать не удалось. Нам еще при разработке проекта говорили, что его нужно сносить, потому что несущая способность потеряна абсолютно. Мы искали конструктивную возможность, но когда начали работы, мы поняли, что ничего не получится, — рассказал Григорий Серебряный.
Глава Союза архитекторов Иркутской области Руслан Хотулев в разговоре с журналистом «ИрСити» предположил, что внутри здания можно было установить металлический «скелет», который бы удерживал его от обрушения.
— Существуют варианты, когда там, условно говоря, костыли вставляются изнутри конструкции, а всё, что раньше несло на себе что-то, оно просто на эти конструкции навешивается. Насколько это вообще возможно в том случае, не могу оценить, — сказал Руслан Хотулев.
Григорий Серебряный сообщил, что подрядчиком такой вариант тоже рассматривался, но после демонтажа кровли здание начало расползаться во все стороны, а фасад на Степана Разина стал опасно крениться в сторону тротуара и дороги. В итоге одна из боковых стен обрушилась.
— Случилось то, чего никто не ожидал. Оказалось, что кровля удерживала стены. Когда одна из стен обрушилась, мы поняли, что та же судьба скоро постигнет и остальные стены. Здание расползалось, как карточный домик. Мы обратились в службу по охране объектов культурного наследия с тем, чтобы внести в проект реконструкции изменения, потому что боялись обрушения. Не быстро, но мы согласовали полный демонтаж здания, — говорит собственник здания.
Заказчиком работ на Степана Разина выступает компания «Сильвер Фалькон», а подрядчиком — ООО «Вектор Реставрации». Первая фирма зарегистрирована в Иркутске в октябре 2023 года. Гендиректор и владелец половины компании — Григорий Серебряный. Второй половиной владеет Татьяна Фомина. Основной вид деятельности фирмы — аренда и управление собственной или арендованной недвижимостью.
Что касается «Вектора Реставрации», то фирма с таким же названием зарегистрирована в Москве. В 2024-м она выиграла аукцион на капремонт нескольких объектов культурного наследия в Иркутске — домов № 62 на Дзержинского (в реестре ОКН — «Усадьба Левенсона»), № 29 на Марата («Дом, в котором жил руководитель партизанского движения, писатель П. П. Петров») и № 11 на Сурикова (особняк Попова, где издавалась газета «Восточное обозрение»).
Руслан Хотулев в целом видит проблему только в том, что такие события происходят без публичной огласки.
— Да, это частная собственность, но всё же объект культурного наследия. Наверное, было бы хорошо, если бы это происходило публично. Потому что правда [снос] выглядит раздражающе, — говорит архитектор.
Григорий Серебряный признался, что его тоже печалит информационный фон вокруг сноса дома Ишаева.
— Изначально, как я сказал, задача была его максимально сохранить. Мы им заниматься начали, потому что нам нравилась его фасадная стена. Подрядчик сейчас планирует полностью восстановить здание в первозданном виде в соответствии с паспортом объекта и максимально возможным использованием исходных материалов, — говорит Серебряный.
По его словам, из песчаника в доме Ишаева была только облицовка. И тот материал, который сохранился после его обрушения, будет отсортирован, максимально сохранен и использован при восстановлении. То же касается, кирпича, камня и других материалов. Если для работ нужен будет дополнительный песчаник, то Серебряный знает, где его взять.
Собеседник заверил журналиста «ИрСити», что у него есть фото- и видеоматериалы, подтверждающие разрушение здания во время реконструкции, но предоставит он их после подготовки отчета для службы по охране объектов культурного наследия, со всеми комментариями и пояснениями.
Серебряный отметил, что предугадать, что после демонтажа крыши дом начнет разрушаться, было нельзя.
— Перед началом работ фасадная стена была почти идеальной, ничто не указывало на то, что она может обрушиться. Как только сняли кровлю, на фасаде появились трещины снизу доверху. Я тоже сначала не поверил, но если бы он на дорогу упал, представляете, какой бы шум поднялся? — спросил Григорий Серебряный.
Бывший доходный дом при усадьбе Ишаева, несмотря на свое заброшенное состояние, не был выведен из реестра ОКН. Более того, в середине декабря 2024 года он попал в обновленный список домов-памятников местного, регионального и федерального значения, который опубликован на сайте службы по охране объектов культурного наследия. Там же можно найти охранное обязательство на этот дом.
Председатель Иркутского регсовета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Алексей Чертилов раскритиковал решение о сносе дома Ишаева и назвал его бандитизмом.
На момент публикации новости получить комментарий руководителя службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Виталия Соколова не удалось, он не ответил на звонки и сообщения в мессенджере.
Вечером 6 января Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области на своем сайте поделилась позицией по поводу ситуации со сносом дома Ишаева. В службе заявляют, что все работы идут по плану.
— В 2024 году лицензированной подрядной организацией была разработана проектная документация по сохранению объекта культурного наследия, службой было выдано разрешение на проведение работ. Указанной документацией был в том числе предусмотрен разбор аварийных конструкций. Соответствие фактически выполняемых работ проектной документации будет оценено службой в ходе осуществления контрольных (надзорных) мероприятий, — говорится в сообщении ведомства.
Руководитель пресс-службы регионального правительства Оксана Константинова также не смогла прокомментировать случившееся, отметив, что сможет это сделать только после новогодних праздников.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.