«Я жалею о своём решении баллотироваться в Госдуму. Почему? Я скажу прямо: потому что с голой задницей тут делать нечего. Сама нарезка округов рассчитана на людей богатых, которые способны создать свои штабы в разных городах, обеспечить территории агитационными материалами». Очередное интервью в серии «ИрСити» - с кандидатом в депутаты Госдумы по Шелеховскому округу от партии «Родина» Николаем Чумаком.
- Расскажите о себе, как вы пришли в политику?
- Я родился в деревне, там же пошёл в школу. После окончания школы, я не пошёл учиться, потому что в семье денег не было. Сначала работал помощником кочегара, затем был призван в ряды Вооружённых сил Советской Армии, служил в бригаде особого назначения.
После демобилизации пошёл учиться в иркутский техникум физкультуры – физическая подготовка была очень хорошая. Затем устроился на завод радиоприёмников на Кае, сначала инструктором, потом стал председателем совета физкультуры этого завода, проводил массовые мероприятия, у нас была спортивная школа.
Затем я был приглашён в Тулун на должность председателя спорткомитета. В 1984 году немножко повздорил с председателем горисполкома и ушёл работать в школу учителем. Год проработал в школе, затем был переведён руководителем начальной военной подготовки в школу №25 в Тулуне. Там проработал до 91 года.
За период работы награждался грамотами всех, каких только можно было инстанций, в том числе в 88 году стал победителем соцсоревнования, школа была награждена дипломом. В этот же период возглавил методическое отделение начальной военной подготовки Тулуна и Тулунского района.
В 91 году был приглашён директором разреза Азейский на должность директора спорткомплекса. Там работал до момента передачи комплекса городу. Когда работал в школе №25, коллектив выдвинул меня депутатом городского совета. В 92 году я стал депутатом первой думы Тулуна. В 94 году директор разреза дал мне в нагрузку пивзавод. По совместительству запускал завод. Затем спорткомплекс был передан в муниципалитет, было слияние двух спортивных школ в одну, и эту спортивную школу я возглавил.
В 2004 году самовыдвиженцем пошёл в думу Тулуна четвёртого созыва, был избран. В 2009 году опять самовыдвижением пошёл в думу, был избран заместителем председателя думы Тулуна.
В 2010 году, когда прошли выборы мэра Тулуна, я покинул думу и стал директором школы №25, где ранее работал. Там проработал до 2012 года, мы с мэром воевали очень сильно, в результате контракт не был мне продлён. При том, что он и так был заключён с нарушениями, только на 2 года, хотя по закону – до 5 лет.
За период работы в думе была проделана большая работа. В спортивной школе мы в 2007 году вошли в десятку сильнейших школ Иркутской области. В 2007 году свою будущую олимпийскую чемпионку по вольной борьбе – Наталью Воробьёву – мы отправили в Питер, потому что у нас денег не было.
Один год я был генеральным директором частного охранного предприятия, но это было до выборов думы пятого созыва.
В 2014 году пошёл в думу шестого созыва, избран. Не хотел уже, чтобы избрали, но избрали. В этом году наша дума исключила меня из числа депутатов, потому что я не написал справку о доходах. Насколько это правильно или нет, решит суд. Я считаю, что закон этот сырой: не определён ни порядок, не внесены изменения ни в Устав, ни в регламент. Когда, например, я подал свои доходы в Центральную избирательную комиссию, эти доходы были проверены, вопросов к ним нет. А то, что справки подали в думу товарищи, их никто не проверял на достоверность. Я думаю, что всё это связано с моей регистрацией кандидатом в Госдуму.
В прошлом году я перешёл работать в тулунский ДОСААФ начальником отдела по производственно-хозяйственной части, где и сейчас работаю. Активно занимаюсь общественной работой, состою в организации ветеранов разведки и подразделений специального назначения, участвую в работе нашего филиала в Тулуне, мы занимаемся патриотической работой.
Пару лет назад мы пришли с предложением принять нашу патриотическую программу в думу Тулуна, однако дума отказала, и в прошлом году ситуация повторилась. Весной этого года ко мне пришёл священник, отец Фёдор, по вопросам духовно-патриотического воспитания. Мы с ним собрали активистов и создали духовно-патриотический союз, руководителем которого является отец Фёдор. Сейчас мы собираемся, чтобы спланировать свою работу. За основу союза мы берём духовно-патриотический календарь, который есть в церкви.
- А как вы попали в партию «Родина»?
- Хороший вопрос. В 2004 году меня пригласили в партию «Единая Россия». Я вступил. Но моя борьба с нашими господами – мэром, председателем думы и прочими нарушителями закона привела к тому, что председатель думы судился по статье 159 Уголовного кодекса «Мошенничество», мэр судился по этой же статье. До сих пор продолжаются суды над рядом чиновников, которые присвоили деньги.
В думе пятого созыва я создал депутатскую группу из восьми человек, назвал её «Народный фронт». Меня просили, чтобы я прекратил эту политическую борьбу, поскольку я член партии «Единая Россия» и не должно быть двух фракций, и я должен вернуться. Но я был не согласен.
На тот момент у нас убили журналиста Александра Ходзинского, а Жигарев (заммэра Тулуна осуждённый за убийство журналиста, был освобождён от уголовной ответственности - ред.) тоже был членом партии «Единая Россия». Его даже не исключили, он сам написал заявление. Как таковой чистоты рядом никто не соблюдал. 26 февраля 2014 года быстро было сделано решение о моём исключении, и 28 февраля Сергей Брилка (секретарь реготделения ЕР — ред.) уже утвердил это постановление. По моим сведениям, процедура была проведена с нарушениями, но я восстанавливаться не стал, потому что нет у меня желания работать с такими людьми.
Прошло немножко времени, и меня пригласили на съезд партии «Родина» в 2014 году, осенью. На съезде мне понравилось – программа, люди, которые там присутствовали. Потом наступило какое-то затишье, а весной этого года мне предложили баллотироваться в Думу, соответственно, я стал членом партии «Родина». Я дал согласие на участие в выборах в Госдуму, о котором сегодня очень сильно сожалею.
- Почему?
- Потому что будем прямо говорить: с голой задницей тут нечего делать. Сама нарезка округов рассчитана на людей богатых, которые способны создать свои штабы в разных городах, обеспечить территории агитационными материалами. У меня, у нашей партии на это денег нет, поэтому мы ведём работу по минимуму, я приезжаю сюда на дебаты.
Сегодня на дебатах я предложил исключить из употребления депутатами и кандидатами слово «народ». Потому что олигарх ест мясо, Иван Иванович – капусту, в среднем народ ест голубцы. Такой подход неправильный, надо посмотреть отдельно на Ивана Ивановича. Достаточная ли у него пенсия, какие условия для проживания.
Я также сказал, что сегодня пенсионный возраст ни в коем случае нельзя поднимать. Сегодня при существующей безработице и отсутствии денег, люди очень ждут пенсии, чтобы хоть как-то прожить. Считаю, что отсутствие передачи пенсии по наследству ведёт к тому, что не работает ни медицина, ни фармакология, ни социальная сфера. Потому что сегодня государству выгодно, чтобы человек не доживал до пенсии, тогда деньги сами исчезают. Считаю, что незаконно, что мои пенсионные накопления должны кому-то выплачиваться.
По образованию сказал, что ЕГЭ – это страшный стресс не только для ребёнка, но и для всей семьи, включая бабушек и дедушек. Не каждый ребёнок настолько стрессоустойчив.
ЖКХ даже затрагивать не буду, потому что у всех, кто сегодня пришёл на этот рынок, в уставах написано извлечение прибыли, там не написано указание качественных услуг. Поэтому частная компания в сфере ЖКХ должна быть под жёстким контролем. Сейчас, как бы мы ни повышали тариф, качество услуги лучше не становится.
Очень болезненная сегодня тема – ипотечное кредитование. Сейчас у нас на 400 браков 450 разводов. Бытовая неустроенность приводит к тому, что через 1-3 года семьи разбегаются. Не имея жилья, молодому человеку очень сложно создать семью. Видимо, нужно взять опыт передовых стран, чтобы с 18-летнего возраста человек мог получить кредит под минимальный процент на приобретение жилья. Этот вопрос нужно решать на государственном уровне.
Дальше село. 99,9% людей говорят, что село нужно развивать для продовольственной безопасности. На селе всегда было много детей в семьях. Это дети все приучены к труду. А если есть трудолюбивые люди на селе, они всегда произведут продукцию и будут ещё и защитниками родины. Сегодня на селе нужно создать условия. Там есть ещё проблема с реализацией продукции. Обязательно должна быть сеть заготконтор, куда бы человек мог сдать излишки продукции. А потом уже государство будет само решать, куда сбывать эту продукцию. Это, на мой взгляд, может помочь развить сельское хозяйство.
- Вы также баллотируетесь в законодательное собрание по округу №16. Зачем совмещать две избирательные кампании? Нетрудно ли это?
- Зарегистрироваться-то я зарегистрировался, но практически там не был, потому что у меня нет финансовой возможности участвовать в этом деле. Кроме того, это довыборы на двухгодичный срок. Это для того, чтобы звучала партия «Родина». Здесь никаких страшных совмещений не было.
- Оцените, пожалуйста, работу Госдумы шестого созыва?
- Оценить очень сложно. Я могу только сказать, что у многих людей, которым повысили пенсионный возраст, сегодня слёзы на глазах. Те, кому 2-3 года оставалось до пенсии, уже не востребованы на рынке труда, а при этом закрываются предприятия, сокращаются должности, люди оказываются на улице, а трудовой стаж у них уже почти 40 лет. То есть фактически они свои пенсии уже выработали. Я считаю, что это грубейшая ошибка.
Меня больше всего на сегодня беспокоит работа депутатов. Я почитал отчёты некоторых из них. Там в основном – участвовал там, там и там. Это очень хорошо, но у нас есть своя внутренняя жизнь страны. Найдите, пожалуйста, в магазине российский товар. Нет практически ничего. Это значит, что фактически просидели, проспорили, прорешали, а сколько ни говори, халва во рту слаще не станет. Лучше жить мы не стали.
А сейчас ещё обещают, что 2017 год будет ещё хуже, усугублен реформами, санкциями. Сегодня нужно кардинально менять свой курс, проводить новую индустриализацию, развивать своё производство. Представьте, что сегодня никто в России ничего месяц поставлять не будет. Мы фактически окажемся с вами на грани катастрофы.
Сейчас, к сожалению, нашими деньгами распоряжается ЦБ и Международный валютный фонд . В этой ситуации нам необходимо принять решение, которое позволит подчинить нашу бухгалтерию руководству страны. Всякая семья, получив определённый доход, решает, куда потратить деньги. У нас, к сожалению, ничего нет. Я как гражданин даже представления не имею, куда уходят государственные деньги. Только и слышу, сколько вывезли из страны. А сколько ввезли в страну?
Я могу сказать, всё, что делала Дума – неправильно, потому что нужно заботиться о своём народе, своей промышленности, своём сельском хозяйстве. Нужна государственная программа по развитию государства.
- Президент России Владимир Путин назвал главным событием для Думы шестого созыва присоединение Крыма. Как вы относитесь к этому событию и той международной реакции, которая за этим последовала?
- Я в этом деле всё отслеживаю, стараюсь анализировать и прогнозировать. Крым – это стратегический объект. Если вы следили, может, знаете, что в Николаеве американцы строили базу ракетных катеров. Не знаю, достроили или нет. Но если бы в Крыму появилась хоть одна американская база, это было бы не только для нас, но и для соседей весьма чревато. Ни в коем случае нельзя было этого делать.
Референдум проведён легитимно, по закону. Тем более это исконно русская земля, а чем был обусловлен подарок Хрущёва Украине, я не знаю. Здесь, я считаю, политика Путина абсолютно правильная. Записать это на счёт Думы – просто политический ход. Я думаю, что это решение Путина и генералитета.
- А что касается санкций?
- К сожалению, понятно, что общество, управляемое дирижёром из Соединённых Штатов, понятно, что здесь и следовало ожидать этих санкций. Из этих санкций мы должны сделать соответствующие выводы.
- Скоро год, как губернатор Сергей Левченко работает на своём посту. Оцените, пожалуйста, его работу.
- Я хочу рассказать вам одну притчу про то, когда новый руководитель приходит на место старого. Старый уходит и оставляет новому три конверта, говорит: когда будет плохо, открой первый, когда станет очень трудно – второй, а когда станет совсем невмоготу – открой третий. Пришёл новый руководитель, стало трудно, открывает первый конверт, там написано: «Меняй кадры». Меняет кадры, нанимает новых. Стало очень трудно, открывает второй конверт, там написано: «Вали всё на предшественника». Когда стало совсем невмоготу, открывает третий конверт. Там написано: «Готовь три конверта».
Когда я встречался с Сергеем Ерощенко, я ему говорил, что на него тут работает примерно 50%, остальные - против. Потом поправился, говорю, 80% - против вас, остальные – за вас. Но Ерощенко провёл какие-то свои перестановки. Он подал в отставку, хотя у него было ещё 3 года. Не знаю, почему он это сделал.
В результате пришёл новый человек, который сразу, без объяснения причин, должен был поменять кадры, чтобы не постичь трёх конвертов. Он этого не сделал. Я думаю, что сегодня в его аппарате на него работает 5%, против него - 95%. Потому что он чужой, большинство работающих в аппарате – члены старой команды. Атаман пришёл, но золотой запас не у атамана.
В той каше, в которой он сейчас находится, ему не позавидуешь. Могу только пожелать, чтобы он понял, что нужно делать. На такую работу нужно приходить со своей командой.
Портал «ИрСити» готовит бесплатные интервью со всеми кандидатами, участвующими в выборах в Госдуму по одномандатным округам в Иркутской области. Телефон редакции: 8 (3952) 28-09-11, электронная почта: info@ircity.ru или z.kuznetsova@ircity.ru.
На данный момент на портале опубликованы интервью с кандидатами по Шелеховскому округу от «Партии Роста» Иваном Грачёвым, от ПАРНАС Михаилом Васильевым, от КПРФ Антоном Романовым, от «Справедливой России» Георгием Комаровым, от партии «Яблоко» Владимиром Алексеевым, от «Гражданской платформы» Николаем Игнатьевым, от «Единой России» Сергеем Теном.