Губернатор Иркутской области Сергей Левченко в интервью ТАСС 3 июня во время Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) заявил, что власти региона уже набрали пул потенциальных инвесторов, которые готовы вложить 2 миллиарда долларов в строительство нового аэропорта Иркутска.
Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) проводится с 1997 года, а с 2006 года проходит под патронатом и при участии президента Российской Федерации. По информации на сайте ПМЭФ, за 20 лет форум стал ведущей мировой площадкой для общения представителей деловых кругов и обсуждения ключевых экономических вопросов, стоящих перед Россией, развивающимися рынками и миром в целом. Форум в 2016 году собрал более 12 тысяч участников из 133 стран, среди которых главы государств и правительств развивающихся стран, руководители крупнейших компаний, а также ведущие мировые эксперты из числа представителей науки, средств массовой информации и гражданского общества.
«Если говорить о переговорах с частными инвесторами, то мы необходимую сумму - это порядка $2 млрд - уже набрали», - приводит ТАСС его слова. Левченко добавил, сейчас правительство Иркутской области готовит конкурсную документацию по новому аэропорту.
По словам губернатора, переговоры велись с холдингом «Новапорт» Романа Троценко, Виктором Вексельбергом, который «тоже изъявил желание участвовать», а также с Олегом Дерипаской, который «сказал, что подумает». По мнению Левченко, желающих вложиться в новый аэропорт Иркутска среди иностранных инвесторов, будет больше, «чем мы сможем взять», в частности, речь идёт о компаниях из Китая и Южной Кореи.
Губернатор сообщил, что сейчас нет протоколов о намерениях с какими-либо компаниями. «Я думаю, что это было бы неправильно - сейчас сделать протокол о намерениях, потому что желающих гораздо больше. Мы будем выбирать на конкурсе, как предполагается по законодательству», - цитирует его ТАСС.
Левченко сообщил, что сейчас иркутские власти заканчивают процедуру согласование с федеральными ведомствами площадки для нового аэропорта и одновременно готовят конкурсную документацию на новый аэропорт. По его словам, в распоряжении президента о передаче аэропорта в областную собственность только на взлётно-посадочную полосу предусмотрено 22 миллиарда рублей, но это только четвёртая или пятая часть от того, что нужно.
Аэропорт Иркутска, входящий в число 20 крупнейших в России по показателям пассажиропотока, был передан из федеральной в областную собственность в апреле 2015 года по инициативе губернатора Сергея Ерощенко. Тогда предполагалось, что власти будут развивать существующий авиаузел. Инициатива по строительству аэропорта на новой площадке принадлежит Сергею Левченко. Он стал её продвигать после победы на выборах губернатора в сентябре 2015 года. В марте на сессии заксобрания региона Левченко сообщил, что конкурс на строительство нового аэропорта Иркутска будет объявлен в 2017 году. По словам зампреда правительства Руслана Болотова, компания «Иркутскаэроинвест», учреждённая дочерней компания корпорации Троценко «AEON» «Новапорт Иркутск» и Корпорацией развития Иркутской области, восстановит проектную документацию для выбора площадки под новый аэропорт, а также подготовит конкурсную документацию по строительству аэровокзального комплекса, взлётно-посадочной полосы и плана по восстановлению местных аэропортов.
В мае 2017 года заместитель председателя контрольно-счётной палаты Иркутской области Константин Янцер заявил о рисках возврата 100% акций аэропорта Иркутска в собственность Российской Федерации из-за отставания сроков реализации прогнозного плана по развитию авиаузла. Чуть позже стало известно, что Минтранс исключил все аэропорты Иркутской области из федеральной программы модернизации. После этого Левченко и председатель правительства региона Александр Битаров направили письмо в ведомство с просьбой сохранить финансирование на реконструкцию авиаузлов. Ответ на обращение пока не поступал.