Президент России Владимир Путин 4 августа в городе Улан-Удэ провёл несколько совещаний, в том числе по ликвидации последствий пожаров в Бурятии и Иркутской области. После него Путин сначала при СМИ, а затем и без журналистов поговорил лично с присутствовавшим на совещании мэром Черемхово Вадимом Семёновым. Своими впечатлениями глава муниципалитета поделился с порталом «ИрСити».
- Как получилось, что вы попали на личную беседу к Путину – это вы попросили об аудиенции или он вас пригласил? И почему именно вас?
- Я не просил, Владимир Владимирович лично меня пригласил. Сам я не знаю, у него надо спросить, почему. Он пригласил, я, конечно, был очень рад и пообщался с человеком, которого я уважаю, обожаю, люблю. Мне было очень приятно, просто реально в жизни повезло, что мне представился такой случай. Мы говорили обо всём: о спорте, о жизни, а главное – о городе, моём любимом городе Черемхово. Я рассказал, как он живёт, какие у него трудности, попросил немножко помочь. Владимир Владимирович обещал помочь и, кстати, выполнил просьбу: он дал поручение министру экономического развития помочь как моногороду получить статус ТОРа (территория опережающего развития - ред.), и нам уже позвонили, попросили документы подготовить. Это просто очень здорово.
Вы знаете, я ещё никак не могу в себя прийти, такое бывает, наверно, раз в жизни, даже в самых смелых мечтах не мог себе представить, что у меня будет такая возможность.
- Как долго длилась встреча?
- Минут 20.
- И за такое короткое время вы успели так много обсудить?
- Я историк, педагог, кандидат наук, поэтому уметь быстро и правильно излагать свои мысли – это моя профессия. Владимир Владимирович - прекрасный собеседник, очень тонкий, очень понимающий, умеющий слушать. Вообще это уникальная черта: человек такого уровня так внимательно выслушивает собеседника. Это просто удивление вызывает.
- Было ли волнение во время встречи? И как вы с ним справлялись?
- Волнение у меня было только перед тем, как войти в комнату к президенту, куда он меня пригласил, а после у меня не было волнения. Владимир Владимирович – человек, очень располагающий к себе, с ним настолько комфортно и легко, что удивительно. Бывают иногда люди, с которыми очень сложно общаться, испытываешь какой-то дискомфорт. А здесь я просто вошёл в кабинет, и когда человек мне говорит: «Что, выпьешь чайку? Будешь шиповник?», я отвечаю: «Буду» - ну какие тут могут быть волнения? Человек сразу располагает к себе, ты понимаешь, какая это величина, но при этом чувствуешь себя абсолютно комфортно.
- На совещании с Путиным кто-то ещё из глав муниципалитетов был?
- Да, совещание было посвящено поручениям президента, данных по тем несчастным событиям, которые произошли весной, когда у нас погорели дома. На нём было семь глав муниципальных образований, в том числе и я, потому что в Черемхово тоже были пожары, которые доставили много неудобства жителям. Владимир Владимирович по этому поводу нас собирал, ну, а после меня просто пригласили на встречу с ним.
- Действительно ли вы пригласили президента на юбилей города? И что он ответил?
- Он дважды поблагодарил. Кстати, когда я зашёл в кабинет, он читал мой пригласительный и задал мне вопрос: «У тебя тут пригласительный, футболки, расскажи» - ему всё было интересно. Я ему сказал: «Владимир Владимирович, вы же не сможете приехать, потому что вы очень занятой человек, но, знаете, в 21-м году Владимир Ленин написал письмо черемховским шахтёрам, и вот уже почти 100 лет весь город это письмо знает, в советские времена оно было размещено на всех стендах, во всех красных уголках, на всех предприятиях. Если вы отправите телеграмму, я вам обещаю, она тоже будет висеть на всех предприятиях. Он говорит: «Да-да-да». Мы понимаем, что он человек занятой, но если он жителей поздравит, найдёт такую возможность, это будет, наверно, лучшим подарком, потому что черемховцы всегда поддерживали президента. Для них это будет здорово.
- Расскажите, пожалуйста, про поручения по ТОРу в Черемхово.
- Минэкономразвития уже звонило в наш региональный минэконом с поручением, чтобы оно помогло нам в подготовке документов, у нас часть документов готова, часть – ещё нет. Наш министр вышел на меня, я уже своим поручил, и мы уже часть документов направили, сейчас будем готовить весь пакет.
- ТОРы не везде создаются. Какие аргументы вы приводили в пользу Черемхово?
- У нас на территории уже есть ТОР - в городе Усолье-Сибирское. И сейчас на это претендует Саянск. До конца этого года можно получить возможность стать ТОРом, со следующего года будет сложнее. Мы моногород, поэтому у нас есть определённые преференции: моногорода рассматриваются в приоритетном порядке. Я рассказал президенту о том, что мы делали для того, чтобы привлечь инвесторов, что у нас получилось, что не получилось. Многое, конечно, не получилось, безусловно, нам нужна помощь и поддержка. Рассказал ему о наших угольных предприятиях. Он с очень большим интересом выслушал. Это главное, потому что в Черемхово сегодня главные проблемы, конечно, - это вопросы создания рабочих мест и стабильная работа экономики. Для меня это самое важное. Вот об этом я президенту говорил в первую очередь.
- Вы также разговаривали про спорт, что здесь обсуждалось?
- Президент меня спросил: «Как думаешь, как наши выступят на чемпионате мира в 2018 году?» Я сказал: «Плохо». Он: «Как ты можешь такое говорить!» Я ответил: «Владимир Владимирович, ну если вы будете главным тренером, тогда, наверно, хорошо». Он сказал: «В наших футболистов нужно верить и надеяться». Я говорю: «Конечно, Владимир Владимирович, я буду верить, но они всё равно выступят плохо». Он меня за это пожурил.
Потом я ему рассказал про его любимый вид спорта – дзюдо, который очень популярен в городе Черемхово. Рассказал, что у нас замечательный президент федерации, что наши ребята в своё время становились чемпионами мира, а совсем недавно выиграли кубок мира и заняли первое и третье место. Он просил передать привет спортсменам, поблагодарить федерацию. Также я рассказал про нашего Димку Сафонова, который неделю назад выиграл чемпионат России по боксу (воспитанник детско-юношеской спортивной школы Черемхово Дмитрий Сафонов выступал в весовой категории свыше 76 килограммов – ред.). Это тоже наш вид спорта.
Также его живо интересовало, сколько у нас дворцов культуры. Он спросил: «А что у вас есть симфонический оркестр?» Я говорю: «У нас нет симфонического оркестра, это губернаторский симфонический оркестр». Он: «Он что, будет на улице играть?». Я: «Да, у нас будет сцена, но он будет не просто играть, под музыку симфонического оркестра будет шествие 100 свадебных пар», говорю: «У меня жена работает в ЗАГСе, я пиарю жену». Он отвечает: «Не жену, а молодожёнов» - «Ну, конечно». Он: «Это хорошее дело», я ему: «Безусловно». Он такой юморной человек, понимаете, с таким тонким чувством юмора, с ним очень легко. Ну и дальше я рассказывал про нашу промышленность, про «Востсибуголь» очень много, вообще про уголь, про Черемхово, Черемховский район, о наших планах и перспективах.
- О политике говорили, например, о конфликте в ассоциации муниципальных образований Иркутской области или о взаимоотношениях с губернатором?
- Нет. А зачем? Мне это неинтересно, президенту, наверно, тоже. Нет, политикой я не занимаюсь, я хозяйственник. И в ассоциации конфликта нет, конфликт есть только в головах некоторых товарищей, которых можно по пальцам пересчитать. А в целом у нас нет конфликтов, у нас нормальная работа, кому-то это не нравится, это проблема тех, кому это не нравится. Я бы не хотел эту тему даже обсуждать.
- Как попрощались с президентом? Какие напутственные слова он сказал?
- Владимир Владимирович ещё раз поблагодарил меня за приглашение, я поблагодарил его за всё, что он делает для нашей страны, он пожал мне руку, и я очень счастливый и радостный поехал домой.