С 1 января 2019 года Иркутская область, как и все регионы России, должна перейти на новую систему обращения с отходами – с новыми контейнерами, раздельным сбором и региональными операторами. Но на прошедшем во вторник регсовете вдруг выяснилось, что за 4 месяца до этой даты главы муниципалитетов не просто недовольны новой территориальной схемой размещения отходов, но и в принципе не до конца понимают, что делать с мусором и где взять деньги на новые полномочия.
В 2017 году Приангарье со второго раза утвердило территориальную схему размещения отходов: летом областной суд признавал её недействительной, но к концу года всё доработали. До 1 октября 2018-го власти внесут корректировки и проведут по ним общественные слушания, чтобы актуализировать схему на 2019 год.
Терсхема будет действовать 10 лет. За это время регион планирует построить порядка 40 полигонов, в частности в Слюдянском районе, который снимет нагрузку на центральную экологическую зону Байкальской природной территории и будет работать не только для близлежащих территорий, но и даже для соседней Республики Бурятии. Также в планах создать 17 мусоросортировочных станций, первая из которых будет запущена в Ольхонском районе, определить 1,5 тысячи мест накопления отходов.
Для этого утверждена региональная программа до 2028 года, общий объём финансирования которой составит 17 миллиардов рублей. Предполагается, что 4,5 миллиарда даст Федерация, 7,5 миллиарда выделит региональный бюджет, 239 миллионов потребуется из местных бюджетов, остальные – 4,7 миллиарда – это средства регионального оператора.
В Иркутской области их два. Оба выбраны этой весной. По зоне «Север», в которую входит 11 муниципальных образований и семь полигонов, работает компания супруги депутата думы Братска Александра Гаськова «Братский полигон ТБО». В зону «Юг» включён 31 муниципалитет и девять объектов размещения. Территорию обслуживает компания «РТ-НЭО-Иркутск», структура «Национального экологического оператора», входящего в госкорпорацию «Ростех».
«1 января в любом случае наступит»
На минувшем регсовете мэр Свирска Владимир Орноев достаточно тревожно описал круг тех полномочий, которые «упадут» на плечи муниципалитетов с 1 января 2019 года. Органы местного самоуправления будут отвечать за создание и содержание площадок накопления отходов, определение схемы их размещения и ведения реестра свалок, а также должны озаботиться экологическим воспитанием населения. Одна из заморочек – это контейнерные площадки, которые должны быть оборудованы водонепроницаемым покрытием, ограждением, освещением, системой мойки и дезинфекции. По словам Орноева, местные власти «не до конца понимают», как они должны это всё обеспечить.
«1 января 2019 года в любом случае наступит, мы должны быть готовы», - угрожающе произнёс мэр Свирска, а потом добавил, что «надзорные органы не дремлют».
Отдельно беспокоит мэров финансовый вопрос – где взять деньги на свои полномочия? Мэр Саянска Олег Боровский, например, заявил, что сейчас при формировании бюджета города на будущие периоды не закладываются деньги ни на приобретение контейнеров, ни на обслуживание площадок.
Министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Андрей Крючков попросил муниципалитеты внимательно смотреть и читать региональную программу по обращению с отходами, где всё расписано, в том числе, сколько, кто и на что выделяет деньги.
Он заявил, что сейчас главная задача для муниципалитетов – обеспечить земельные участки под места размещения отходов и передать их в аренду региональным операторам.
А ещё министр напомнил о 948 незаконных свалках, на ликвидацию которых требуется порядка 6 миллиардов рублей. «Ликвидируя несанкционированные свалки, мы делаем только полдела, потому что, не построив инфраструктуру, мы можем убирать эти свалки бесконечно и тратить на это соответствующие деньги», - повоспитывал собравшихся Крючков.
Единый тариф
Мэры заметили, что до сих пор не понятна тарифная политика региональных операторов. По данным Орноева, тарифы должны быть утверждены до 20 декабря, и хоть время ещё есть, муниципалитетам предстоит со всем ознакомиться и объяснить жителям, что к чему.
Боровский предупредил о социальной напряжённости. «Сейчас в Саянске по тарифам за вывоз мусора человек платит 1 рубль 33 копеек с одного квадрата жилой площади, что составляет 30 рублей 63 копейки в месяц. Нам называют цифры в пределах 400-500 рублей. Повышение в 10 раз – ну это неразумно для города», - солировал мэр моногорода.
Мэр Нукутского района Сергей Гамбоев заметил, что непонятно, как учитываются в тарифной политике отдалённые маленькие сёла и деревни.
Глава минприроды Андрей Крючков ответил, что тариф в Иркутской области не самый высокий в России, «учитывая протяжённость, «плечи» и отсутствие инфраструктуры». По предварительным расчётам, в зоне «Юг» тариф составит 100 рублей с человека в месяц. Расти тарифы будут, но постепенно. Это министр связал, в частности, с переменами в отношении правительства России к плате за воздействие на окружающую среду. Предполагается, что ставка платы будет повышаться каждый год на 15% и к 2025 году вырастет с 95 рублей до 791 рубля. При этом ориентировочно с 2021 года эти платежи переведут из неналоговых в налоговые.
По словам министра, мусоросортировочный завод, который планируется создать под Ангарском, позволит часть отходов переработать во вторсырьё, она пойдёт на местные производства. Это как заверил Крючков, поможет сдерживать рост тарифов.
Искреннюю озабоченность министра сменила жёсткость представителя регоператора зоны «Юг» - «РТ-НЭО-Иркутск». Он заявил, что дифференциация между территориями не будет – «тариф для всех единый».
- Под одну гребёнку город и деревню не равняйте! – с негодованием вступился за деревни мэр Куйтунского района Андрей Полонин. - У меня рядом две старушки живут, у них пенсия по 8 тысяч, они закидывают мне пакетики для мусорки 2 раза в год. Я понимаю, что вы как бульдозер - сюда пришли и нас свернули. Но вы поймите, что население разное, и по-разному относитесь, так нечестно и неправильно. Неправильно, я сказал.
Он предложил попакетный сбор мусора. Но уже смягчившиеся представители регионального оператора объяснили, что такая схема только раздует тариф. «Вывезти одну контейнерную площадку занимает один час, чтобы попакетный сбор был потребуется целый день. А расходы на транспортировку в конце концов лягут на население», – заметил он.
Что делать с севером
Мэр Усть-Кутского района Тамара Климина заявила, что эта история с мусором в ближайшие 2-3 года «миссия вообще невыполнимая». На местный полигон планирует вывозить отходы ещё и с Нижнеилимского района, хотя, по словам Климиной, площадка сегодня переполнена. Власти уже нашли земельный участок в 15 гектаров для второй свалки и даже готовы выделить 10-12 миллионов на подготовку проектно-сметной документации. «Но кто нам может гарантировать, что деньги в 300 миллионов, необходимые для строительства полигона, будут выделены?»
Губернатор Иркутской области Сергей Левченко, модерировавший заседание, на это лишь глубокомысленно вздохнул: «М-да».
Представлявший регоператора по зоне «Север» Александр Гаськов заметил, что строительство полигонов должно быть профинансировано из регионального бюджета, иначе расходы лягут на плечи оператора, а значит – и на население.
Катангскому району повезло гораздо меньше. Мэр муниципалитета Сергей Чонский заявил, что проблема с полигонами в северных территориях просто аховая, а при этом отходы придётся возить на свалку в Братск. «Дорог нету, время завоза ограничено, а мусор где-то надо складировать, потом это замёрзшее, так как у нас температуры низкие, отдалбливать, каким-то образом грузить, отвозить. Ну вообще всё непонятно!» - воскликнул глава.
Министр Крючков попытался успокоить севера, заметив, что регоператор должен будет разместить на определённых точках мобильные установки по сжиганию мусора, эти точки определят муниципалитеты самостоятельно. А Гаськов добавил, что территории должны детально проработать вопрос отведения мест для установок, как это получилось у Чунского района, «сгруппировавшего» площадки так, что их число уменьшилось с 39 до 14.
Представитель северного регоператора под конец вообще заявил, что мэры не готовы исполнять свои полномочия. По его словам, местные власти предоставляют площадки, которые незаконно превращены в свалку. «Думают, что оператор придёт и всё вычистит, но это не по закону», - строго заметил Гаськов.
Боровского эти слова задели, разобидевшись, он начал угрожать: «Вы сами сказали, что не будете вывозить мусор, а будете сжигать, я посмотрю, как прокуратура на это сжигание посмотрит!»
- Брейк! – скомандовал Левченко и свернул дискуссию.
Как сказал председатель правительства Иркутской области Руслан Болотов, внедрение нового закона будет непростым, как и большинство других, которые касаются проблем жизнедеятельности. Непростым для всех. Для населения – ведь нужно привыкнуть платить за коммуналку дополнительные 100 рублей в месяц. Для муниципалитетов - им и так головной боли выше крыши. Для регоператоров – из-за требований ФАС не включать инвестиционную составляющую в тариф перед компаниями замаячила нехорошая перспектива не просто сорвать выполнение программы, но и вообще обанкротиться. И для региональных властей, которым придётся балансировать между операторами и муниципалитетами, считать каждую копейку и при этом нигде не порваться. «Но если уж вошли в эту воду, — сказал Болотов, — давайте выходить из ситуации с достоинством».