Законопроект о пенсионной реформе, который сейчас находится на рассмотрении в Государственной думе, очень сильно возмутил российскую общественность. Иркутск, славящийся своими протестными настроениями, традиционно встал на дыбы. С 16 июня, когда проект закона был внесён правительством страны, в разных городах Приангарья прошло 13 согласованных акций протеста.
Госдума 19 июня одобрила законопроект о пенсионной реформе в первом чтении. За законопроект высказались депутаты от «Единой России» Сергей Тен, Андрей Чернышев, Иосиф Кобзон, Николай Николаев, Николай Будуев и Алексей Красноштанов. Против документа голосовали представители Иркутской области от КПРФ – Михаил Щапов и Алексей Пономарёв.
Несмотря на одобрение концепции закона Думой, комитет по труду отметил некоторые недостатки проекта. В частности, «Ведомости» со ссылкой на источник в думском комитете отмечают «сомнительную объективность предложенных границ пенсионного возраста» (для это требуется научное обоснование установленных верхних пределов) и «вероятность снижения уровня жизни граждан предпенсионного возраста прежде всего из-за возможного уменьшения их доходов».
Авангард протеста Приангарья
Лидером по числу протестных выступлений стал Ангарск – там к 19 июля прошли пять митингов (большинство было организовано коммунистами) и один пикет профсоюзов. В областном центре состоялись два пикета и три митинга. Ещё по одному пикету провели в Братске и Усть-Илимске.
Активнее всех свои организаторские способности проявляют представители КПРФ – они провели один митинг в Иркутске и ещё четыре – в Ангарске. Областное объединение профсоюзов пока что только четырежды выводило людей на пикетирования. Ещё один пикет (самый первый) на счету иркутского отделения эсеров. Сторонники Алексея Навального митинговали дважды – по разу в Иркутске и Ангарске. Последний же митинг в Иркутске на данный момент провели Национально-патриотические силы России.
Количество, но не качество
В областном центре можно увидеть акции протеста на любой политический вкус и цвет. Однако вряд ли можно сказать, что количество переходит в качество.
Иркутский политолог и общественный деятель Алексей Петров говорит, что проведение митингов как таковых – это хорошо, они дают возможность людям выразить свою точку зрения по различным негативным моментам, происходящим в политике и обществе. Но проблема в том, что для влияния на власть народные собрания должны быть более многочисленными.
«Митинги будут играть важную роль только тогда, когда власти любого уровня – муниципального или федерального, это не особенно важно, – увидят людей объединившихся. Они задумаются над отменой пенсионной реформы, если увидят акцию протеста, на которую соберётся 50 тысяч человек в Иркутске. Или, например, взять ситуацию с возвращением прямых выборов мэра нашего города. У нас 35 депутатов в городской думе избрано. Представьте себе, если в один день во всех 35 округах, откуда избирались депутаты, пройдут митинги по 3 тысячи человек; или если бы в сквере Кирова одновременно собралось до 20 тысяч митингующих. Вот тогда бы это была картинка федерального масштаба», – отметил Петров.
Он также отметил, что лучше получать политический опыт на митингах, чем в скупке голосов или раздаче продуктов, поскольку политика – это ещё и про разговор с людьми, а разговаривать с большими группами лучше на улицах.
На его взгляд, по организации митингов с положительной стороны в регионе можно отметить сторонников Алексея Навального за их зимние акции. При этом, как заметил Петров, можно не соглашаться с некоторыми ценностями, которые ими закладывались во время выступлений, но вот в плане организации многим нынешним деятелям, которые выходят в народ, стоило бы взять их в пример.
В похожем ключе рассуждал и политолог Сергей Шмидт. Он считает, что политическим силам стоило бы взять паузу, собраться вместе и вложиться в один, но очень крупный, яркий митинг, «с сенсационными разоблачениями и выступлениями». Сейчас же всё идёт по пути рутинизации политического процесса, и рано или поздно люди пресытятся протестными акциями.
«Единой России» подложили свинью
Есть характерная деталь, которая демонстрирует особенности внутриполитических процессов области: из партий «большой четвёрки» активничает только КПРФ. С коммунистами всё понятно: во многих регионах КПРФ строит свою активную деятельность вокруг выпуска партийной прессы и организации акций протестов. Они считают, что эти варианты – верные способы донести свою информацию до потенциальных избирателей.
Региональные отделения других оппозиционных парламентских партий – «Справедливая Россия» и ЛДПР – особой активности же не проявляют. На счету эсеров один проведённый в Иркутске пикет. Либерал-демократы в протестной деятельности не отметились вовсе.
Понятно всё и с «Единой Россией»: её представителям просто не рекомендуется что-либо говорить о грядущей пенсионной реформе. Шмидт недоумевает, зачем федеральное правительство выкатило столь острую тему для обсуждения в преддверии грядущих региональных выборов.
В единый день голосования 9 сентября выборы в парламенты субъектов РФ состоятся в 15 регионах, в том числе и в Иркутской области. Кроме того, ещё более 20 регионов выберут своих глав.
«Региональным отделениям партии, в том числе и в Иркутске, подложили большую свинью, представив для обсуждения проект пенсионной реформы во время футбольного чемпионата мира. Будем откровенны: у «Единой России» нет возможности перебить митинги противников своими, сложно представить выступления за повышение пенсионного возраста», – заметил Шмидт. Однако рутинизация, о которой он говорил выше, вполне может сыграть на руку властям.
Либеральная реформа
Сергей Шмидт отдельно посоветовал обратить внимание на то, что эта реформа была подготовлена людьми либеральных политических убеждений.
«Есть абсолютно стопроцентная инсайдерская информация от людей, которые утверждают, что проект реформы был подготовлен людьми из «Центра стратегических разработок» Алексея Кудрина. Более того, в Кремле её даже смягчили», – поделился своими соображениями политолог. По его мнению, на этом фоне выступления сторонников Алексея Навального против этой реформы выглядят «очень комично».
Он уточнил, что в программах политических партий, которые так или иначе связаны с именем Навального, – «Народный альянс» и «Партия прогресса», – было записано повышение пенсионного возраста.
«Движению Навального нужно как-то набирать очки, нужно как-то жить, и именно поэтому оно выступает против пенсионной реформы. И это при том, что сама реформа либеральная, и была подготовлена людьми либерального толка. Таковы правила политической игры. Хотя для людей с длинной памятью это может выглядеть как вихляние, колебание в соответствии с изменившейся политической конъюнктурой», – подытожил политолог.
Пока идёт клубника и малина
Ни у Шмидта, ни у Петрова не было никаких сомнений в том, что законопроект о повышении пенсионного возраста пройдёт первое чтение в Госдуме. Сергей Шмидт так и вовсе сказал, что он к этому относился как к неизбежному факту, а потому он даже не видит смысла говорить, хорошо это или плохо, это просто данность.
Сошлись политологи и в том, что обострения митинговой ситуации в Иркутской области не стоит ждать даже при таком развитии событий. Сейчас самая середина лета, шутки про то, что людей не заботит ничего, кроме садов и огородов, не являются такими уж шутками.
«Июль сам по себе – аполитичный месяц, он даже хуже января с его новогодними праздниками. В середине лета люди либо отдыхают, либо работают сами для себя – на даче. Поэтому я думаю, что всё пройдёт на спокойной волне с небольшими точечными митингами, и всё это будет продолжать работать на тенденцию рутинизации», – заявил Шмидт.
По мнению же Петрова, если усиление активности и будет происходить, то связывать его можно будет только с тем, что до выборов в заксобрание будет оставаться всё меньше и меньше времени. При этом он также поддерживает мнение, что, возможно, из-за летних отпусков и дачных работ до людей ещё «не дошла» эта тема в полной мере, хотя она затронет каждого человека конкретно.
Шмидт сделал ставку на то, что тему удастся максимально раскрутить в конце лета: «Пока идёт клубника и малина, жизнь воспринимается в более позитивном ключе. А вот в конце августа люди, движимые мыслями о том, что очередное лето было бездарно прожито, а зима неизбежно надвигается, смогут поддержать протестную активность, в том числе, и за счёт своих внутренних импульсов».