Общество Поделили землю

Поделили землю

Суд начал рассматривать дело о мошенничестве с землёй в Иркутском районе на 552 миллиона рублей.

В конце декабря 2018 года суд начал рассматривать уголовное дело о мошенничестве с земельными участками в Иркутском районе. На скамье подсудимых – три человека из власти, в названии должностей которых есть слово «бывший». Общая сумма причинённого ущерба превышает 552 миллиона рублей.

Предыстория

Скандал разгорелся весной 2014 года, когда стало известно о выделении части лыжной трассы Иркутской государственной сельскохозяйственной академии (сейчас – Иркутский государственный аграрный университет) под строительство дачных домов товарищества «Мысовое». В июле прокуратура опротестовала постановление мэра Иркутского района Игоря Наумова о выделении земли под дачи, и местная администрация поспешила отыграть всё назад, согласившись с доводами правоохранителей. Под прицел попал и ректор вуза Геннадий Такаландзе, которого заподозрили в незаконном снятии лыжной трассы с кадастрового учёта.

Аналогичные выводы прокуратура сделала, когда стала разбираться с выделением земель дачным товариществам «Листопад», «Солнечная поляна», «Удача» и «Звезда».

К лету 2015-го прокурорская проверка переросла в уголовное дело. Первым задержанным стал Наумов. Его обвинили в превышении должностных полномочий. В августе задержали депутата районной думы Олега Логашова и ректора Такаландзе. Последний активно сотрудничал со следствием, но затем покинул страну. СК объявил его в международный розыск, а дело выделил в отдельное производство. К концу 2016 года все трое лишились своих постов. В начале 2017-го ещё одним фигурантом стал бывший депутат думы Иркутска Олег Геевский.

В декабре 2018 года СК завершил расследование уголовного дела в отношении Наумова, Логашова и Геевского и передал материалы в суд. Объём дела составил 225 томов, в качестве свидетелей обвинения заявлено более 900 человек. 27 декабря в суде началось оглашение обвинительного заключения.

В зависимости от роли мужчины обвиняются в совершении четырёх эпизодов преступлений, предусмотренных статьями «Превышение должностных полномочий, если они совершены с причинением тяжких последствий» и «Мошенничество, совершённое в особо крупном размере», и двух эпизодов преступлений, предусмотренных статьёй «Отмывание денег или иного имущества, приобретённых лицом в результате совершения преступления, совершённое лицом с использованием своего служебного положения». Санкции этих статей предусматривают лишение свободы от 3 до 10 лет, до 10 и до 7 лет соответственно.

Суд идёт

Заседания проходят в стареньком здании Куйбышевского районного суда на Байкальской. Очередное состоялось днём 10 января.

Зал заседаний маленький, с окнами под потолком. У одной из стен пустует серая клетка. Напротив стола судьи стоит трибуна, а за ней три стола и стулья в два ряда. Впереди усаживаются три представителя подсудимых, за их спинами – обвиняемые. Они негромко переговариваются, адвокаты раскладывают бумаги. Что-то в них подчёркивают, выделяют цветными маркерами.

За стол под окнами садится гособвинитель – высокий молодой мужчина с приятным и мягким лицом. У него стопка документов и бутылка воды.

Пока все занимают свои места, стол рядом со входом заставляют белыми крепкими коробками с материалами дела. Их точно больше 20. Через пару минут в зал влетает судья. «Всем встать!» - говорит секретарь.

В этот день гособвинитель продолжает зачитывать обвинительное заключение. В прошлый раз удалось дойти до 32-й страницы. Довольно быстро в помещении становится душно, почти горячо. Прокурор читает, шумно выдыхая воздух, потирая лоб, то склоняясь над бумагами, то откидываясь на спинку стула, то повышая голос, то его понижая. Иногда он ускоряется, практически на одной ноте произнося длинную цепочку сложных предложений, иногда – чуть сбавляет темп, расставляя между словами паузы и выделяя что-то интонационно. Но это нужно только, чтобы перевести дух.

Адвокаты спокойно следят по тексту, почти не разговаривают со своими подзащитными, шуршат бумагами и чуть поскрипывают ручками. Тихо и среди подсудимых. Бывший мэр Иркутского района Игорь Наумов сидит с самого краю, его лицо невозмутимо, губы поджаты, смотрит прямо перед собой. Иногда он меняет позу – то закидывает ногу на ногу, то вдруг сгибается, опираясь локтями на колени. Постепенно уши его розовеют, а на щеках выступают красные пятна.

Рядом с ним – бывший депутат районной думы Олег Логашов. Он почти сразу замирает в одном положении – чуть вытянув ноги вперёд и скрестив на груди руки. Его пальцы как будто немного обнимают плечи. Взгляд его задумчив и печален. На мгновение он расслабляется и щёлкает пальцами по застёжке на часах, а затем возвращается в прежнюю бездвижную позу.

Ближе к окну – экс-депутат думы Иркутска Олег Геевский. Он строже всех одет, больше всех двигается, лучше других держит осанку. На неудобных стульях он то откидывается назад, выравниваясь по стене и разминая шею, то наклоняется вперёд, чуть сгибая ноги и расслабляя спину. Большую часть времени он сидит, положив голову на выставленные вперёд, на спинки стульев, руки. Он слушает, смотря себе под ноги, изредка поднимает голову, чтобы, внимательно прищурившись, взглянуть на прокурора.

Через полтора часа беспрерывного чтения гособвинитель вдруг обрывает слово, шумно выдыхает и просит перерыв. Через 10 минут все возвращаются в проветренный зал. Лёгкая прохлада испаряется почти сразу же, и воздух вновь быстро нагревается. Ещё через полтора часа адвокаты просят завершить сегодняшнее заседание. За три часа зачитано 70 страниц, только приступили к рассмотрению первого эпизода.

Роли

В суде не хватало одного человека – Геннадия Такаландзе. Его имя звучало чаще других. Как следует из версии следствия, именно он в 2010 году подговорил Наумова, Логашова, а позже и Геевского вступить в преступный сговор. По мнению стороны обвинения, схема действия во всех случаях была примерно одинаковая. Так, Такаландзе сначала как замректора по социально-экономическим вопросам, а потом и как ректор сельхозакадемии должен был незаконно снимать с кадастрового учёта земельные участки, изменять их площадь и конфигурацию, а затем ставить новый участок на кадастровый учёт, кроме того, он должен был обеспечивать беспроблемное прохождение проверок и лояльность контролирующих органов, в том числе Минсельхоза РФ и территориального управления Росимущества.

Логашов как начальник Иркутского управления госпредприятия «Госземкадастрсъёмка» обеспечивал физическое выполнение кадастровых работ, а также подписывал изменённые схемы расположения земельных участков. Наумов как глава органа госвласти обеспечивал подписание незаконных постановлений о выделении земельных участков. За Геевским закреплялся контроль за созданием дачных и садоводческих товариществ, их численным составом, юридическое сопровождение и частичное финансирование их деятельности. При этом, как утверждает обвинение, земельные участки получали в том числе и аффилированные с подсудимыми физические лица.

Так было, например, с ДНТ «Мечта», члены которого в 2016 году начали выходить на пикеты, и только летом 2018-го смогли убедить суд в законности своих прав на землю.

С лыжной трассой, где позже разместилось ДНТ «Мысовое» и «Листопад», получилось чуть сложнее. По версии следствия, члены преступного сообщества взяли земельный участок в границах Молодёжного муниципального образования, выделили из него часть под индивидуальное строительство, а затем восполнили потери за счёт земель Ушаковского муниципального образования. И уже обновлённый участок поставили на учёт, закрепив его за сельхозакадемией. Для этого потребовалось внести изменения в генплан и правила землепользования и застройки Молодёжного. Как считает следствие, донести эту мысль до главы посёлка должен был Наумов как вышестоящее лицо. Изменения в документации проводились без проведения конкурса с привлечением «Архитектурного бюро «АРТ-Консалт», найденного членами преступного сообщества. Для контроля за проведением всех процедур Наумов привлёк ещё и начальника комитета по управлению муниципальным имуществом Иркутского района. По мнению следователей, все привлечённые лица не знали о преступлениях.

Ущерб

Преступное сообщество действовало с 1 декабря 2010-го по 13 июля 2015 года – прекращение деятельности, по словам прокурора, связано с отставкой Наумова. За 4,5 года им удалось незаконно приобрести 37 участков в границах улиц Ключевая, Родниковая и Озёрная, а также выделить землю под четыре дачных товарищества. Общая сумма причинённого ущерба оценивается в 552,49 миллиона рублей. В том числе из-за ДНТ «Мечта» - 81,16 миллиона рублей, из-за ДНТ «Мысовое» и «Солнечная поляна» - более 261 миллиона рублей.

По словам прокурора, с 11 мая 2012 года подсудимые предприняли действия по незаконному приобретению права собственности на земельные участки под ещё восемь ДНТ, в том числе «Листопад», «Звезда», «Удача» и «Подорожник», но не довели их до конца из-за вмешательства правоохранительных органов. В противном случае сумма материального ущерба могла бы вырасти на 599,5 миллиона рублей.

На заседании 10 января гособвинитель только приступил к оглашению первого эпизода. Рассмотрение дела продолжится 21 января.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему путешествие в Южную Корею лучше курортов Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления