Один из участников бунта в исправительной колонии строго режима №15 в Ангарске заявил уполномоченному по правам человека в Иркутской области Виктору Игнатенко, что ему угрожали физической расправой, сообщили 24 апреля ИА «ИрСити» в пресс-службе омбудсмена.
В разговоре с Игнатенко заключённый рассказал, что его заставили записать видеоролик и сказать, что его якобы избивал один из сотрудников ИК-15. На самом деле его никто не избивал и не душил. «Отказаться от записи постановочного видеоролика он не мог, так как ему заключённые угрожали физической расправой в случае отказа», — поясняется в сообщении.
В пресс-релизе омбудсмена указано, что это рассказал «заключённый О., 1988 года рождения, находящийся под следствием». В эфире программы «Вести недели» 17 апреля было прозвучало подобное заявление от осуждённого Антона Обаленичева, а также показан фрагмент его видеообращения, в котором он заявил о произволе со стороны сотрудников колонии. В сюжете «Вестей недели» Обаленичев рассказал, что сказанное им в ролике было неправдой, никто из работников ИК-15 силу к нему не применял.
В сообщении также отмечается, что основные зачинщики беспорядков сожалеют о случившемся. Семьи и родственники заключённых знают об их местонахождении.
«В настоящее время Виктор Игнатенко продолжает исследовать обстоятельства, связанные с организацией и совершением массовых беспорядков в колонии ИК-15. Им проводятся необходимые опросы заключённых и должностных лиц, а также изучаются соответствующие документы и материалы. По итогам этой работы будет подготовлен специальный доклад», — резюмируется в сообщении.
По данным ГУФСИН, несколько осуждённых, находящихся в штрафном изоляторе, напали на сотрудника колонии и порезали себе предплечья. Сотрудник колонии был госпитализирован. СКР возбудил уголовное дело по статье 321 УК РФ (Дезорганизация деятельности исправительного учреждения). Контроль над расследованием взяла прокуратура Приангарья.
Бунт начался вечером 10 апреля. Сообщалось, что заключённые подожгли три цеха деревообработки на территории ИК-15. В результате пожара сгорели восемь помещений на территории колонии, включая рабочие цеха и пожарную часть. Сотрудники ГУФСИН во время инцидента не пострадали. Более 300 зачинщиков бунта отправили в следственные изоляторы.
При разборе завалов на территории промзоны был найден повешенный заключённый. Как рассказал омбудсмен Иркутской области Виктор Игнатенко, его смерть могла быть насильственной. Это выяснят следователи и судебно-медицинская экспертиза.
Министр юстиции РФ Константин Чуйченко в интервью «Российской газете» заявил, что бунт в колонии №15 был «срежиссирован извне» и связан со сменой начальника ИК-15. Игнатенко выразил мнение, что конфликт мог лежать в плоскости взаимоотношений заключённых и администрации колонии. 16 апреля пресс-служба регионального управления ФСИН заявила, что следствие установило заказчиков бунта, но не стало комментировать информацию подробнее.
ИК-15 — колония строгого режима. Она была создана в 1952 году. Осуждённые в ИК-15 занимаются производством зданий модульного типа, а также мебели и хозяйственного инвентаря.