Правительство Иркутской области отказалось от возвращения в собственность Федерации взлётно-посадочной полосы аэропорта Иркутска, сообщает 31 марта «Интерфакс» со ссылкой на губернатора Игоря Кобзева.
В сентябре 2020 года Кобзев заявил, что региональные власти ведут переговоры о передаче ВПП в федеральную собственность – реконструкция полосы и рулёжных дорожек требует 10 миллиардов рублей, отмечал он тогда, а таких денег в областном бюджете нет. В январе в правительстве сообщили, что этот вопрос поставлен на паузу.
«Если мы говорим о передаче аэропорта на федеральный уровень, то это не звучит. Прежнее руководство области, наоборот, запросило передать ВПП региону. Закон (указ президента о передаче аэропорта Иркутской области – прим. «Интерфакса») обратный силы не имеет, я не буду опротестовывать это решение. Мы дальше будем эксплуатировать полосу. Да, это тяжело, затратно», - цитирует его «Интерфакс».
Кобзев также заявил, что власти должны были выполнить указ президента в части привлечения частного инвестора для развития авиаузла, но не выполнили. Губернатор также пообещал найти «консультанта международного уровня», который оценит перспективы существующего аэропорта и даст рекомендации по новому авиаузлу.
Аэропорт Иркутска входит в число 20 крупнейших в России по показателям пассажиропотока. В 2015 году аэропорт был передан из федеральной собственности в областную с целью привлечения инвестиций на условиях государственно-частного партнёрства.
Вопрос строительства нового аэропорта рассматривается более 30 лет. В 2017 году аэропорт убрали из программы развития транспортной инфраструктуры, так регион потерял более 20 миллиардов рублей на новую взлётно-посадочную полосу. По предположениям предыдущего правительства, рассчитывать на выделение из федерального бюджета денег на аэропорт можно будет только после 2022 года. Глава Росавиации Александр Нерадько оценил стоимость строительства нового аэропорта в 73 миллиарда рублей в ценах 2025 года.
Экс-губернатор Сергей Левченко привлекал к проекту холдинг Романа Троценко «Новапорт», но ФАС дважды предупреждала его о незаконности таких действий. В июне 2017-го Левченко заявил о пуле инвесторов с объёмом вложений около 2 миллиардов долларов. Но власти тогда так и не определились с местом расположения нового аэропорта.
В 2018 году власти привлекли к развитию действующего аэропорта госкорпорацию «Ростех». Предполагалось, что будет построен новый терминал, который объединит международные и внутренние линии. В августе в торжественной обстановке был заложен камень на месте строительства нового терминала, но дальше этого дело не сдвинулось. В июле 2020-го ФАС оштрафовала Левченко на 30 тысяч рублей за выбор инвестора без конкурса.
В марте губернатор Игорь Кобзев поручил правительству до конца 2020 года выбрать инвестора по развитию аэропорта, но вместо этого объявили конкурс на разработку ТЭО. Его результаты отменили в декабре и планируют провести новый конкурс на разработку ТЭО до середины 2021 года.
Как сообщали в пресс-службе правительства, до 2024 года необходимо провести реконструкцию рулёжных дорожек, светосигнального оборудования, строительство площадки для обработки судов противообледенительной жидкостью, нового аэровокзального комплекса международных и внутренних авиалиний, привокзальной площади и подъездных дорог, а также возведение перрона и очистных сооружений. Финансовая потребность на реализацию этих мероприятий составляет 16,27 миллиарда рублей с участием федерального бюджета. Предварительно одобрено софинансирование в размере 5,32 миллиарда рублей.