Очередной выполненный из российских материалов агрегат авиалайнера — стабилизатор — прошел испытания на прочность в Центре аэрогидродинамического института имени Жуковского (ЦАГИ). На официальной странице учреждения в социальной сети «ВКонтакте» подтвердили, что первый импортозамещенный МС-21 должен взлететь до конца 2024 года.
МС-21 — среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Лайнер собирают на Иркутском авиационном заводе. Он должен составить конкуренцию Boeing и Airbus.
Переставной стабилизатор — часть оперения, которая обеспечивает балансировку и устойчивость воздушного судна в полете. Это те самые «маленькие крылья» на хвосте судна. Эксперименты проводили на изолированном стенде, на котором ранее тестировали такой же импортный агрегат.
Исследования включали испытания на общую и точечную прочность стабилизатора. В итоге агрегат выдержал нагрузку в полтора раза больше, чем та, при которой сломался зарубежный аналог.
Результаты экспериментов передали заказчику — ПАО «Яковлев» для подготовки сертификационного заключения о прочности стабилизатора МС-21. Теперь ЦАГИ будет испытывать на прочность отечественные стекла иллюминаторов пассажирского салона, стекла кабины экипажа и элементы полов российского производства.
Первые МС-21 авиакомпаниям планировалось поставить в 2024 году, но в мае стало известно, что срок перенесен. Это связно с санкциями западных стран, которые ввели после начала спецоперации. Весной 2024-го в Ростехе заявили, что пока не сформирован финальный облик лайнера, кроме того, из-за замещения деталей изменились весовые характеристики МС-21. А по мнению экспертов, отрасль авиастроения пока пересмотрела приоритеты в сторону боевой авиации.
Первый МС-21 планирует получить «Аэрофлот» в сентябре 2025 года. В число других эксплуатантов нашего лайнера войдут также дальневосточная «Аврора» (хотя изначально говорилось, что авиакомпания не будет закупать иркутские самолеты), иркутская «ИрАэро» и белорусская «Белавиа». Отметим, что в Белоруссии планируют производить комплектующие для обслуживания МС-21.
А совсем недавно журналистам показали цех № 277, в котором собирают среднемагистральный пассажирский самолет МС-21. Также редакция «ИрСити» узнала у экспертов, каковы перспективы серийного производства иркутской ласточки.
Две недели назад стало известно, что новый самолет МС-21 может получить дополнительную, укороченную версию. Такую идею озвучил первый зампред правительства России Денис Мантуров. По его словам, это могло бы решить проблему с импортзамещением систем лайнера. Редакция «ИрСити» поговорила с экспертами, чтобы узнать, зачем укорачивать МС-21 на самом деле.