Автобусные перевозки в Иркутске поделены примерно наполовину между муниципальным «Иркутскавтотрансом» и частными перевозчиками. И если с городским предприятием всё примерно понятно — ему нужно обновлять почти весь подвижной состав и желательно бы помочь финансово, — то к частникам вопросов куда больше. Сколько зарабатывают коммерческие перевозчики и на чем возят пассажиров? Мы выяснили, какую прибыль получают владельцы этого бизнеса в Иркутске.
В наш рейтинг самых богатых перевозчиков вошли девять компаний, которые обслуживают львиную долю городских маршрутов. Всего их на сегодняшний день 81, на 44 из них работают коммерческие фирмы. Они обслуживают пассажиров по нерегулируемым тарифам. Перевозчики могут устанавливать его сами, но пока он держится на уровне 25 рублей днем и 30 рублей вечером.
Самую большую прибыль показали две фирмы, принадлежащие Андрею Забанову, — «Грааль» и «ТрансСибМаршрут». Они по итогам минувшего года вышли в плюс на 319 и 374 тысячи рублей. Фирмы обслуживают один маршрут, но он один из самых больших в Иркутске — № 80. На линии курсируют корейские автобусы большого класса Daewoo.
Больше всего городских маршрутов обслуживает предприниматель Сергей Черепанов, который, будучи индивидуальным предпринимателем и директором общества с ограниченной ответственностью «Бригада», работает на шести маршрутах. Территориально они разбросаны по всем округам Иркутска, кроме Ленинского. В 2021 году выручка фирмы составила 4,2 миллиона рублей (на 12% больше, чем годом ранее), но при этом чистая прибыль выглядит скромно — 271 тысяча.
Еще три городских маршрута обслуживает ИП Александр Сергеевич Черепанов, который, по всей видимости, приходится родственником директору «Бригады». На этом их связь не заканчивается — Александр Черепанов входит в число учредителей «Бригады», а до этого — с 2007-го по 2011 годы — предприниматели были совладельцами топливной компании «Никойл». Она была ликвидирована в 2012-м.
Нам не удалось найти никаких упоминаний об этой компании в открытых источниках, но можно предположить, что в середине нулевых там всё было вполне неплохо. Согласно сервису «Контур.Фокус», 2007 год компания закончила с выручкой 116,2 миллиона рублей (правда, чистая прибыль на таком фоне была символичной — всего 183 тысячи).
«Бригада» и Черепановы для перевозок используют только маршрутки, как правило, отечественные «Газели» или зарубежные «Форды» и «Фиаты».
Еще одним «маршрутным стяжателем» стала компания «ТрансКом», директором и учредителем которой является иркутский предприниматель Алек Малых. У него есть пересекающийся маршрут с Александром Черепановым — № 27 Центральный рынок — микрорайон Топкинский. Перевозчики на этом направлении работают в рамках простого товарищества — такая организационная форма позволяет работать вместе, не создавая общего юридического лица.
Доходы «ТрансКома» в минувшем году составили 3,1 миллиона рублей, они уменьшились на 16%. С такими цифрами чистый убыток выглядит солидным — 1,3 миллиона.
А еще 1,47 миллиона Малых оказался должен ангарской торговой компании «Траст». Как следует из документов на сайте Арбитражного суда Иркутской области, он занял деньги у Сбербанка, но не смог их отдать. Впоследствии Сбербанк переуступил задолженность Малых предпринимателям из Ангарска. В отношении владельца «ТрансКома» введена процедура банкротства.
Большинство крупных иркутских перевозчиков, которые обслуживают больше хотя бы двух маршрутов, являются убыточными. Хотя многие из них работают на направлениях, которые сложно назвать непопулярными.
Сильнее всех в минус за последний год ушла компания «МаршрутСервис» — ее убыток составил 2,2 миллиона рублей при выручке 3,4 миллиона. Фирма работает только по одному маршруту — 7-й микрорайон Ново-Ленино — Центральный рынок — и имеет в своем автопарке несколько десятков пазиков.
У «МаршрутСервиса» есть компания-близнец — «Маршрут-Сервис» (название пишется через дефис), которая работает на маршрутах внутри Ленинского округа. Она тоже оказалась убыточной — минус на 720 тысяч рублей за последние 12 месяцев при выручке 5,7 миллиона. У обоих перевозчиков один владелец — предприниматель Александр Абрамов, который в качестве индивидуального предпринимателя устроился на перевозках из Второго Иркутска в центр города. Он входит в состав простого товарищества вместе с другими ленинскими предпринимателями — Сергеем Саломатовым и Валентиной Шабловой, а также с фирмой «Автопарк», принадлежащей Шабловой.
Единственная бизнесвумен в нашем сегодняшнем рейтинге в 2021 году сработала почти в ноль — «Автопарк» заработал 21 тысячу рублей чистой прибыли при выручке 449 тысяч. Возможно, основной заработок Шабловой приходится на ИП, но никаких данных об этом в открытых источниках нет. Пассажиров возят ПАЗы и поддержанные корейские автобусы. На двух маршрутах «Автопарка» — № 28 и 28р — также работает муниципальный «Иркутскавтотранс».
Еще один перевозчик из Ленинского округа — «Транс-ЛСО» Сергея Ошуркова — показал самую большую выручку в 2021 году, она составила 11,3 миллиона рублей (на 70% выше, чем годом ранее), при этом финансовый год компания все равно закончила убытком (минус 309 тысяч рублей). В его автопарке находятся в основном отечественные машины — автобусы ПАЗ и маршрутки «Газель». Один из маршрутов «Транс-ЛСО» — № 10 — также обслуживается «Иркутскавтотрансом».
При анализе полученных данных выявилось немало странностей. Одна из главных связана с выручкой большинства ведущих компаний. Если сравнить ее с показателями муниципального «Иркутскавтотранса», это будет особенно заметно. «Иркутскавтотранс» в 2021 году всего заработал 516,6 миллиона рублей на 33 маршрутов, в то время как самая большая выручка среди частных контор составляет всего лишь 11,3 миллиона («Транс-ЛСО» Сергея Ошуркова), а всех участников топ-9 — чуть более 42 миллионов на 26 маршрутов.
Ниже мы попытались очень грубо представить, сколько пассажиров в день перевозит один автобус частной компании, исходя из заявленной годовой выручки. Число пассажиров получается следующим образом: годовая выручка делится на 365 дней в году, затем — на стоимость проезда, и в финале — на списочное количество автобусов, выставляемых на обслуживаемые маршруты.
Подсчеты очень грубые, потому что в ряде случаев не удается вычислить точное количество автобусов, выставленных на рейсы: часто перевозчики работают в рамках простых товариществ и не разделяют объемы техники.
Но даже из таких полученных цифр можно сделать вывод, что они никак не соотносятся с объективной реальностью, с которой иркутяне сталкиваются каждый день. А это значит, что с пассажирскими перевозками в городе что-то не так, ведь на одних из самых популярных маршрутах частные компании возят по 40, а то и 5,5 пассажира в день в одном автобусе.
«Транс-ЛСО»
Годовая выручка предприятия составила 11,3 миллиона рублей. Фирмой обслуживаются три новоленинских маршрута — № 10 (13 автобусов), 30 (простое товарищество с другими компаниями) и 41 (6 автобусов). Исходя из выручки, в день компания перевозит около 1,5 тысячи человек, а один из 19 известных нам автобусов — примерно 81 пассажира. За весь день.
«ТрансСибМаршрут» + «Грааль»
Выручка этих компаний, принадлежащих одному человеку — Андрею Забанову — составила 6,6 и 5,7 миллиона рублей соответственно. В день компании перевозят почти 1700 человек. Фирмы работают в простом товариществе с ИП Владимиром Забановым (предположительно родственником руководителя «ТрансСибМаршрута» и «Грааля»). Все они заняты лишь на одном маршруте — № 80. Списочный состав техники по нему — 45 автобусов.
В открытых источниках данных о выручке ИП Забанов нет, но, предположим, что предприниматель зарабатывает примерно столько же, сколько и другие компании на маршруте — порядка 6 миллионов рублей в год. В этом случае получается, что один автобус на маршруте № 80 перевозит всего около 40 пассажиров в день.
«МаршрутСервис» и «Маршрут-Сервис»
Компании с почти одинаковыми названиями заняты на перевозках в Ленинском округе. Их выручка в 2021 году — 5,7 и 3,4 миллиона рублей соответственно.
«МаршрутСервис» обслуживает только один маршрут — № 65. На нем задействовано 30 автобусов. Таким образом, в день компания, предположительно, должна перевозить 26 человек в день.
«Маршрут-Сервис» занят на большем количестве маршрутов — № 28р (простое товарищество с другими перевозчиками), 46 (три автобуса) и 51 (два автобуса). По приблизительным подсчетам, в среднем фирма может обслуживать порядка 93 человек за сутки.
«Бригада»
При выручке в 2021 году 4,2 миллиона рублей мы получаем, что в день перевозчик провозит примерно 575 пассажиров. На один автобус по всем самостоятельно обслуживающим маршрутам (№ 5к, 11к и 17) приходится 32 человека в день. Еще по трем маршрутам «Бригада» (№ 10т, 23 и 49) работает в кооперации с другими фирмами.
«ТрансКом»
Годовая выручка в 2021-м — 3,1 миллиона рублей. В день фирма перевозит 424 человека (или по 19 человек на 22 автобуса по двум маршрутам — № 4к и 20). Еще на трех маршрутах — № 10т, 27 и 45 — работает простое товарищество с участием «ТрансКома».
«Ковчег»
Фирма в 2021 году смогла заработать 2,3 миллиона рублей. Для того, чтобы получить эти деньги, «Ковчег» должен был перевозить примерно по 300 человек в день. Сколько пассажиров в среднем приходится на автобус, сказать сложно: фирма работает только в связке с другими перевозчиками, самостоятельно ни один из маршрутов не обслуживает. Информации о количестве автобусов в открытых источниках найти не удалось.
«Автопарк»
Самая «бедная» компания в топ-9 основных перевозчиков Иркутска. Фирма, которая обслуживает три крупных новоленинских маршрута, в 2021 году выручила всего 449 тысяч рублей. Самостоятельно «Автопарк» работает лишь на маршруте № 10к, на нем представлено 11 автобусов. В среднем, при заявленной выручке, он должен перевозить ежедневно пять человек и половину еще одного. На двух других маршрутах (№ 28 и 28р) «Автопарк» работает в рамках простого товарищества.
Чтобы убедиться в том, что перевозчики, скорее всего, где-то «недоговаривают», достаточно утром или вечером, в час пик, проехать пару остановок на любом из представленных тут маршрутов. Впрочем, о том, что в сфере пассажирских перевозок в Иркутске есть большая «серая зона» говорят и чиновники мэрии, и участники рынка.
Так, на пресс-конференции 12 июля, посвященной повышению стоимости проезда в муниципальном транспорте, вице-мэр Иркутска Дмитрий Ружников назвал рынок, «мягко говоря, непрозрачным», а оборот по «серой схеме» оценил в половину от «белого». Руководитель «Иркутскавтотранса» и депутат гордумы Алексей Колмаков (в прошлом он тоже занимался частными перевозками) также не раз называл бизнес непрозрачным, а 12 июля заявлял, что в сфере пассажирских перевозок в Иркутске ничего не менялось с конца 90-х.
Как можно побороться с этой ситуацией? Одно из самых очевидных решений — обязать перевозчиков ввести электронную оплату проезда (или хотя бы заставить все компании выдавать пассажирам билеты или чеки). За безнал на автобусных маршрутах не так давно выступали депутаты городской думы, но заммэра по экономике Татьяна Макарычева дала понять, что этого не будут делать в угоду пассажирам и во избежание нарушения антимонопольного законодательства.
В середине июля мэрия подняла стоимость проезда в муниципальном общественном транспорте до 25 рублей, не исключено, что в частных автобусах она поднимется до 30 рублей. Даже сейчас тариф на перевозки ниже среднего по России на 5–10 рублей, и в два раза меньше экономически обоснованного.
Городская администрация предполагает, что повышение стоимости проезда может стать началом реформы пассажирских перевозок, но сложно представить изменения к лучшему в этой сфере, пока власти не начнут жестко контролировать частных перевозчиков. Иначе мы и дальше будем получать пять с половиной пассажира на бумаге и адовые толпы — в реальности.
Довольны ли вы работой общественного транспорта в Иркутске?