Ежедневно иркутские автобусы перевозят тысячи пассажиров, хотя иногда грубые подсчеты выручки частных перевозчиков дают совсем другие результаты. Мы решили прокатиться по трем популярным городским маршрутам — № 28р, 65 и 80 — и посчитать, сколько человек перевезли в этих автобусах в разное время, чтобы сравнить со средними показателями.
Летом 2022 года мы выпустили несколько материалов, посвященных системе пассажирских перевозок в Иркутске. В частности, рассказали, как устроен рынок, а также выясняли, кто из ведущих перевозчиков самый богатый. Мы также установили, что в среднем на один автобус главных транспортных фирм приходится от 30 до 50 пассажиров в день.
Для чистоты эксперимента мы выбрали два временных отрезка: с 12 до 14 часов, когда пассажиропоток не такой интенсивный, и вечерний час пик — с 17 до 19 часов, когда у большинства иркутян заканчивается работа и им нужно добраться домой. Методика проста — мы считали каждого выходящего из машины пассажира, расплатившегося с водителем.
Маршрут № 28р («Авиазавод» — «Центральный рынок»)
Этот маршрут — один из главных для Второго Иркутска, он связывает район авиазавода и поселок Боково с центром. Больше полугода назад мы уже писали, что с транспортной доступностью Иркутска-II всё очень не очень, и спустя время, кажется, ничего не изменилось.
Днем уехать из центра во Второй или обратно особых проблем не составило — в обоих случаях нужный автобус удалось дождаться за 5–6 минут. А вот вечером — это уже не столь тривиальная задача: автобус до Второго Иркутска мне пришлось ждать почти 20 минут. И приехал он, разумеется, забитый до отказа.
Днем полный круг от Центрального рынка до авиазавода и обратно занял около полутора часов. В обе стороны я прокатился на пазиках, принадлежащих фирме «Автопарк» Валентины Шабловой. Всего в автобусе проехало 75 человек (в сторону центра — 46 пассажиров, до авиазавода — 29). Из них только один парень расплатился с водителем через мобильный банк, все остальные оплатили проезд наличкой.
«Автопарк» — самая «бедная» компания в топ-9 основных перевозчиков Иркутска. Фирма, которая обслуживает три крупных новоленинских маршрута, в 2021 году выручила всего 449 тысяч рублей. Самостоятельно «Автопарк» работает лишь на маршруте № 10к, на нем представлено 11 автобусов. В среднем при заявленной выручке он должен перевозить ежедневно пять человек и половину еще одного. На двух других маршрутах (№ 28 и 28р) «Автопарк» работает в рамках простого товарищества.
А вот вечером в «заводских» пазиках творилось сущее безумие. К филармонии автобус приехал уже забитым, и дальше было только хуже. Часть пассажиров вышла на улице Чехова, но их сразу же заменила новая партия иркутян.
Дальше пассажиры только заходили, но не выходили — спустя девять остановок автобус уже распух от уместившихся в нем людей. В какой-то момент двери перестали закрываться, один из пассажиров начал препираться с водителем и требовал, чтобы тот перестал пускать людей.
— Надо будет — на крышу посажу, — огрызнулся водитель.
Автобус, ехавший до авиазавода, в итоге перевез 72 человека, из них за пределами Второго Иркутска вышло всего два пассажира (оба — на Узловой). В машине, ехавшей до центра, тоже было плотненько — там проехало 55 человек. Оба автобуса принадлежали компании «Маршрут-Сервис», которой руководит Александр Абрамов.
«Маршрут-Сервис» в 2021 году выручил 3,4 миллиона рублей. Он занят на маршрутах — № 28р (простое товарищество с другими перевозчиками), 46 (три автобуса) и 51 (два автобуса). По приблизительным подсчетам, в среднем фирма может обслуживать порядка 93 человек за сутки.
Маршрут № 65
Следующими на очереди были новоленинские автобусы. Глаз пал на маршрут № 65, по которому работает только один перевозчик — компания «МаршрутСервис». Это практически брат-близнец фирмы «Маршрут-Сервис», работающей во Втором Иркутске: названия компаний отличаются лишь дефисом. Владелец тот же — Александр Абрамов.
«МаршрутСервис» в 2021 году выручил 5,7 миллиона рублей. Компания обслуживает только один маршрут — № 65. На нем задействовано 30 автобусов. Таким образом, в день компания, предположительно, должна перевозить 26 человек.
В общей сложности — днем и вечером — автобусы за два круга перевезли 167 человек. Вечером их, ожидаемо, было больше, чем днем (102 против 65).
Как и в случае с поездкой во Второй Иркутск, уехать в Ново-Ленино днем было проще, чем вечером. При этом найти свободное место в этом случае было все-таки попроще — в Ново-Ленино ведет большее количество маршрутов.
Маршрут № 80
Венчает нашу работу один из самых длинных городских маршрутов — № 80. Его протяженность составляет больше 20 километров, он связывает сразу три округа — Свердловский, Правобережный и Октябрьский, проходит через железнодорожный вокзал, Центральный рынок и аэропорт.
На маршруте работают три связанных друг с другом перевозчика — фирмы «Грааль» и «ТранСибМаршрут», принадлежащие Андрею Забанову, а также индивидуальный предприниматель Владимир Забанов (предположительно, родственник). Выручка фирм составила 5,7 и 6,6 миллиона рублей, финансовые показатели ИП в открытом доступе не публиковались. Списочный состав — 45 автобусов. По грубым подсчетам, один автобус № 80 в среднем должен перевозить около 40 пассажиров в день.
И здесь реальная картина слегка отличалась от статистики. Так, за один круг днем автобус перевез 174 человека (91 — от аэропорта до областной больницы, 83 — в обратном направлении). Более масштабно разница выглядела вечером — за круг проехали 274 человека (150 — до областной больницы, 124 — до аэропорта). Могу предположить, что в отдельные периоды пассажиров может быть еще больше — например, когда у студентов заканчиваются пары.
Что имеем в итоге? Кажется, по всем перечисленным маршрутам каждый день ездит намного больше людей, чем можно предположить, глядя на цифры из финансовой отчетности перевозчиков. Вероятно, это свидетельствует о большой «серой зоне», существующей в сфере пассажирских перевозок Иркутска. Что уж говорить, если это в той или иной форме подтверждают даже чиновники мэрии: вице-мэр Дмитрий Ружников называл рынок, «мягко говоря, непрозрачным». Ну а для иркутян это наверняка не новость.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.