Дороги и транспорт Город «Надо будет — на крышу посажу»: считаем пассажиров иркутских автобусов по головам

«Надо будет — на крышу посажу»: считаем пассажиров иркутских автобусов по головам

Кажется, реальная картина сильно не соответствует отчетности перевозчиков, которые «возят» по 30–40 человек

Сколько пассажиров возят иркутские автобусы? Мы решили посчитать их по головам

Ежедневно иркутские автобусы перевозят тысячи пассажиров, хотя иногда грубые подсчеты выручки частных перевозчиков дают совсем другие результаты. Мы решили прокатиться по трем популярным городским маршрутам — № 28р, 65 и 80 — и посчитать, сколько человек перевезли в этих автобусах в разное время, чтобы сравнить со средними показателями.

Летом 2022 года мы выпустили несколько материалов, посвященных системе пассажирских перевозок в Иркутске. В частности, рассказали, как устроен рынок, а также выясняли, кто из ведущих перевозчиков самый богатый. Мы также установили, что в среднем на один автобус главных транспортных фирм приходится от 30 до 50 пассажиров в день.

Для чистоты эксперимента мы выбрали два временных отрезка: с 12 до 14 часов, когда пассажиропоток не такой интенсивный, и вечерний час пик — с 17 до 19 часов, когда у большинства иркутян заканчивается работа и им нужно добраться домой. Методика проста — мы считали каждого выходящего из машины пассажира, расплатившегося с водителем.

Маршрут № 28р («Авиазавод» — «Центральный рынок»)

Этот маршрут — один из главных для Второго Иркутска, он связывает район авиазавода и поселок Боково с центром. Больше полугода назад мы уже писали, что с транспортной доступностью Иркутска-II всё очень не очень, и спустя время, кажется, ничего не изменилось.

Днем уехать из центра во Второй или обратно особых проблем не составило — в обоих случаях нужный автобус удалось дождаться за 5–6 минут. А вот вечером — это уже не столь тривиальная задача: автобус до Второго Иркутска мне пришлось ждать почти 20 минут. И приехал он, разумеется, забитый до отказа.

Днем полный круг от Центрального рынка до авиазавода и обратно занял около полутора часов. В обе стороны я прокатился на пазиках, принадлежащих фирме «Автопарк» Валентины Шабловой. Всего в автобусе проехало 75 человек (в сторону центра — 46 пассажиров, до авиазавода — 29). Из них только один парень расплатился с водителем через мобильный банк, все остальные оплатили проезд наличкой.

«Автопарк» — самая «бедная» компания в топ-9 основных перевозчиков Иркутска. Фирма, которая обслуживает три крупных новоленинских маршрута, в 2021 году выручила всего 449 тысяч рублей. Самостоятельно «Автопарк» работает лишь на маршруте № 10к, на нем представлено 11 автобусов. В среднем при заявленной выручке он должен перевозить ежедневно пять человек и половину еще одного. На двух других маршрутах (№ 28 и 28р) «Автопарк» работает в рамках простого товарищества.

А вот вечером в «заводских» пазиках творилось сущее безумие. К филармонии автобус приехал уже забитым, и дальше было только хуже. Часть пассажиров вышла на улице Чехова, но их сразу же заменила новая партия иркутян.

Дальше пассажиры только заходили, но не выходили — спустя девять остановок автобус уже распух от уместившихся в нем людей. В какой-то момент двери перестали закрываться, один из пассажиров начал препираться с водителем и требовал, чтобы тот перестал пускать людей.

— Надо будет — на крышу посажу, — огрызнулся водитель.

Автобус, ехавший до авиазавода, в итоге перевез 72 человека, из них за пределами Второго Иркутска вышло всего два пассажира (оба — на Узловой). В машине, ехавшей до центра, тоже было плотненько — там проехало 55 человек. Оба автобуса принадлежали компании «Маршрут-Сервис», которой руководит Александр Абрамов.

«Маршрут-Сервис» в 2021 году выручил 3,4 миллиона рублей. Он занят на маршрутах — № 28р (простое товарищество с другими перевозчиками), 46 (три автобуса) и 51 (два автобуса). По приблизительным подсчетам, в среднем фирма может обслуживать порядка 93 человек за сутки.

Маршрут № 65

Следующими на очереди были новоленинские автобусы. Глаз пал на маршрут № 65, по которому работает только один перевозчик — компания «МаршрутСервис». Это практически брат-близнец фирмы «Маршрут-Сервис», работающей во Втором Иркутске: названия компаний отличаются лишь дефисом. Владелец тот же — Александр Абрамов.

«МаршрутСервис» в 2021 году выручил 5,7 миллиона рублей. Компания обслуживает только один маршрут — № 65. На нем задействовано 30 автобусов. Таким образом, в день компания, предположительно, должна перевозить 26 человек.

В общей сложности — днем и вечером — автобусы за два круга перевезли 167 человек. Вечером их, ожидаемо, было больше, чем днем (102 против 65).

Как и в случае с поездкой во Второй Иркутск, уехать в Ново-Ленино днем было проще, чем вечером. При этом найти свободное место в этом случае было все-таки попроще — в Ново-Ленино ведет большее количество маршрутов.

Маршрут № 80

Венчает нашу работу один из самых длинных городских маршрутов — № 80. Его протяженность составляет больше 20 километров, он связывает сразу три округа — Свердловский, Правобережный и Октябрьский, проходит через железнодорожный вокзал, Центральный рынок и аэропорт.

На маршруте работают три связанных друг с другом перевозчика — фирмы «Грааль» и «ТранСибМаршрут», принадлежащие Андрею Забанову, а также индивидуальный предприниматель Владимир Забанов (предположительно, родственник). Выручка фирм составила 5,7 и 6,6 миллиона рублей, финансовые показатели ИП в открытом доступе не публиковались. Списочный состав — 45 автобусов. По грубым подсчетам, один автобус № 80 в среднем должен перевозить около 40 пассажиров в день.

И здесь реальная картина слегка отличалась от статистики. Так, за один круг днем автобус перевез 174 человека (91 — от аэропорта до областной больницы, 83 — в обратном направлении). Более масштабно разница выглядела вечером — за круг проехали 274 человека (150 — до областной больницы, 124 — до аэропорта). Могу предположить, что в отдельные периоды пассажиров может быть еще больше — например, когда у студентов заканчиваются пары.

Что имеем в итоге? Кажется, по всем перечисленным маршрутам каждый день ездит намного больше людей, чем можно предположить, глядя на цифры из финансовой отчетности перевозчиков. Вероятно, это свидетельствует о большой «серой зоне», существующей в сфере пассажирских перевозок Иркутска. Что уж говорить, если это в той или иной форме подтверждают даже чиновники мэрии: вице-мэр Дмитрий Ружников называл рынок, «мягко говоря, непрозрачным». Ну а для иркутян это наверняка не новость.

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему путешествие в Южную Корею лучше курортов Турции
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления