Жители микрорайона Березовый в поселке Маркова не первый год страдают из-за того, что их фактически оставили один на один с дорожными проблемами. Осенью 2022 года они были вынуждены самостоятельно латать дыры в асфальте, а на минувших выходных — нанимать грейдеры для уборки снега. Сами они говорят, что дальше терпеть было уже нельзя.
В октябре добровольцы из Березового проводили «народный ремонт»: собирали деньги, покупали бетон, перекрывали дорогу, идущую по нижней части микрорайона, и лепили «заплатки». Кардинальным образом ситуацию это не улучшило, но ездить по дороге стало все-таки чуточку проще.
Зимой возникла другая напасть. Снега выпало много, по словам местных жителей, больше, чем обычно (по данным синоптиков, за первый месяц 2023 года осадков выпало на 129% больше от нормы). Довольно быстро дорога укаталась, на ней сначала образовался накат, а затем — колея. Трудности создает и местный ландшафт — дома в Березовом разбросаны по холмикам. Заехать в горку зимой и так бывает непросто, но в этот раз всё стало совсем плохо.
— Знаете, раньше были такие стиральные доски? Вот у нас примерно то же самое. На горках появились какие-то поперечные снежные наносы, езда превратилась в сплошной тыгыдык. Объехать всё это невозможно, потому что у нас с парковками беда и на обочинах всё заставлено машинами. Чуть руль дернешь — и ДТП, — рассказывает местная жительница Ирина Осипова.
Поскольку мириться с этим никто не хотел, люди бросили клич в Viber-чате своего микрорайона и начали собирать деньги. Во время обсуждений они поняли, что одним грейдером не обойтись — он не сможет проехать на некоторых неровных участках. Поэтому к нему нужно было добавлять и более маневренный фронтальный погрузчик.
Осипова говорит, что люди сбрасывались, по сколько могли. Кто-то отправлял 100 рублей, кто-то побольше. Один из самых больших взносов внесла работница управляшки — целых 5 тысяч. В итоге жители насобирали 32 тысячи. Этого хватило и на грейдер, и на погрузчик. Теперь люди спокойны.
— Ходили мы и в администрацию, и к [Татьяне] Макаревич (главе Маркова — Прим. ред.), и к начальнику отдела ЖКХ. Они все на словах говорят: «Да-да, почистим», но на деле... Каждую зиму, сколько здесь живу, было одно и то же. Дорога вся в ямах, а зимой ее еще и снегом присыпает, образуется накат. Чтобы заехать в горку, нужно максимально набрать скорость, потому что иначе ты встанешь посреди дороги. А скорость набрать не получается — потому что всё в ямах, пока будешь разгоняться, раздолбаешь всю подвеску. Мы стали думать, что делать. Осенью начали оперативно заливать ямы бетоном, а потом уже начали чистить, — рассказывает местная жительница.
Самоорганизация — это хорошо, но в будущем у жителей Березового может возникнуть новая проблема. Сейчас многие пользуются проездом по нижней части микрорайона. Но скоро его может не стать. В 2023 году запланировано строительство самого большого в Иркутском районе детского сада. Участок пересекает ту самую дорогу, которую местные сначала заделывали, а потом чистили.
— Этой дороги официально нет, ее не существует. <...> Но самое интересное, что все «шишки», которые к нам приезжают, когда мы сильно разбухтимся, — и [Игорь] Кобзев (губернатор Иркутской области. — Прим. ред.), и Макаревич, и все остальные — едут именно по этой «недороге», — со смехом отмечает девушка.
Сейчас все проезды по Березовому имеют статус придомовых территорий. Межевание микрорайона проводили несколько лет назад, когда главой поселковой администрации была Галина Шумихина (в июле 2021 года ее приговорили к условному сроку за мошенничество с земельными участками).
Нынешняя мэрия пытается получить субсидию, чтобы провести работу по-новому. Там планируют учесть каркасные дороги, которыми пользуется большинство жителей для сквозного проезда. Тогда муниципалитет сможет поставить их на учет и будет обслуживать.
Новый проект межевания, который учитывал пожелания местных жителей, могли начать разрабатывать в конце 2022 года. Осипова говорит, что люди несколько раз встречались с начальником управления градостроительства Марковского МО Арменом Казаряном. Тот утверждал, что, возможно, субсидию могут выделить за две недели до конца декабря и что властям нужно будет успеть ее освоить до завершения финансового года.
— Мы так надеялись, потому что проект межевания с нашей подачи и с их переработкой был проработан, но по каким-то неведомым причинам они не успели освоить деньги, — отмечает Осипова.
Глава Маркова Татьяна Макаревич подтвердила, что договор на проектирование не был заключен. По ее словам, администрация будет пытаться получить субсидию в 2023-м.
— Разбирались с управляющей компанией, почему не чистят дороги. Из двухсот домов заголосованный тариф на уборку есть только у пяти. Остальные жители не голосовали за увеличение тарифа, чтобы дороги в Березовом чистились [силами управляющей компании]. Мы неоднократно разговаривали с жителями, мы готовы забрать только каркасные дороги, самые трафиковые, — отметила чиновница.
По словам главы Маркова, в муниципальном бюджете на содержание дорог выделено всего 9,7 миллиона рублей, на текущий зимний период — 2 миллиона. При этом общая протяженность дорог, стоящих на балансе администрации, составляет 150 километров. Из них на 25 километрах проходит маршрут школьного автобуса. Именно на его очистку делается основной упор.
— Не представляется возможным направить больше денег из-за того, что у нас большая кредиторская задолженность по статье обслуживания дорог — 21 миллион рублей. Ранее администрация обслуживала дороги, но не оплачивала работы. В полную мощь мы не обслуживаем не потому, что не знаем и не умеем этого делать, а потому, что нет возможности. У нас и техники хватает, но нет финансов, — резюмировала Макаревич.
Каких-то конкретных прогнозов на то, когда администрация сможет забрать дорогу в собственность, пока нет. А это значит, что жителям Березового наверняка еще не раз предстоит продемонстрировать чудеса самоорганизации. Опыт в этом у них уже есть.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.