Масштаб впечатляет. Шесть самолетов МС-21 собирают в цехе Иркутского авиазавода
Источник: Алина Ринчино / «ИрСити»
Иркутский авиационный завод, который с недавних пор является филиалом ПАО «Яковлев» и входит в госкорпорацию «Ростех», в 2024 году отмечает 90-летний юбилей со дня основания. За это время выпущено более 8 тысяч самолетов, их поставляли в 40 разных стран. Сегодня на заводе выпускают не только боевые истребители Су-30 и учебно-боевые самолеты Як-130, но и пассажирские среднемагистральные лайнеры МС-21, которыми Иркутск по-настоящему гордится. В честь своего юбилея авиазавод показал цех, где собирают иркутскую ласточку. Делимся с вами уникальными кадрами.
Цех сборки МС-21 имеет номер 277. Здесь наши лайнеры приобретают законченный вид
Источник: Алина Ринчино / «ИрСити»
Сейчас в нем находится шесть самолетов в разной степени готовности. В целом же завод обеспечен заказами на выпуск МС-21 на 10 лет вперед
Источник: Алина Ринчино / «ИрСити»
Масштаб цеха 277 впечатляет. Только посмотрите, какой он огромный. Мощности Иркутского авиазавода рассчитаны на выпуск 36 самолетов в год
Источник: Алина Ринчино / «ИрСити»
Как минимум два лайнера уже окрашены в белый цвет, имеют фирменные ливреи, а еще — номера
Источник: Алина Ринчино / «ИрСити»
Вот этот — самолет номер 005
Источник: Алина Ринчино / «ИрСити»
Рядом с самолетами в высокой степени готовности стоят вот такие таблички, которые гласят, что инженеры вовсю тестируют лайнеры
Источник: Алина Ринчино / «ИрСити»
У них открыты двигатели, чтобы можно было что-то оперативно посмотреть, настроить или исправить
Источник: Алина Ринчино / «ИрСити»
Чем, собственно, и занимаются сотрудники цеха
Источник: Алина Ринчино / «ИрСити»
МС-21 оснащен отечественным двигателем ПД-14. Его изготовили и установили в лайнер в рамках импортозамещения. Собственно, из-за этого, в том числе, серийное производство наших иркутских ласточек сдвинулось на несколько лет. Первые самолеты получит «Аэрофлот»
Источник: Алина Ринчино / «ИрСити»
Композитные крылья тоже стали выпускать в России в рамках программы импортозамещения. Габаритные лампочки светятся так, будто лайнер вот-вот пойдет на взлет
Источник: Алина Ринчино / «ИрСити»
Шасси для МС-21 тоже выпускают в России
Источник: Алина Ринчино / «ИрСити»
Несмотря на санкции и многие другие сложности работа над МС-21 в стенах авиазавода не останавливается
Источник: Алина Ринчино / «ИрСити»
Источник: Алина Ринчино / «ИрСити»
У этого самолета еще не хватает многих элементов
Источник: Алина Ринчино / «ИрСити»
Даже крыло собрано пока не до конца
Источник: Алина Ринчино / «ИрСити»
Запчасти для МС-21 хранятся тут же в цехе неподалеку, чтобы их можно было установить в любой нужный момент
Источник: Алина Ринчино / «ИрСити»
Вот еще один лайнер — у него пока отсутствует нос
Источник: Алина Ринчино / «ИрСити»
А это — сотрудники цеха, которые делают всё возможное для того, чтобы наша иркутская ласточка скорее полетела
Источник: Алина Ринчино / «ИрСити»
Вот тут парни дорабатывают крыло
Источник: Алина Ринчино / «ИрСити»
Тем временем в другом лайнере специалисты смотрят, как работают датчики
Источник: Алина Ринчино / «ИрСити»
Приборная доска местами даже заклеена пленкой. Видно, что тут всё совсем новенькое
Источник: Алина Ринчино / «ИрСити»
А так выглядит салон опытного образца. Пока что он не такой, каким его задумали производители . Вместо сидений — вот эти желтые платформы, которые имитируют нагрузку как от кресел с пассажирами. Всё оснащено датчиками, с помощью которых инженеры проверяют, всё ли исправно
Источник: Алина Ринчино / «ИрСити»
Парочка инженеров наблюдает, как идут испытания, и обмениваются информацией с коллегами внутри самолета
Источник: Алина Ринчино / «ИрСити»
У сотрудников цеха еще много работы, чтобы в 2025 году первые самолеты поступили в парк заказчиков. С «Аэрофлотом» заключен контракт на 18 лайнеров, аванс уже внесен
Источник: Алина Ринчино / «ИрСити»
В здании Иркутского авиазавода есть музей истории предприятия, в котором тоже имеется моделька МС-21
Источник: Алина Ринчино / «ИрСити»
В витринах выставлены модели самолетов, которые когда-либо выпускал Иркутский авиазавод
Источник: Алина Ринчино / «ИрСити»
А на улице на открытой площадке стоят те самые самолеты, выпущенные авиазаводом. Лайнеры настоящие, они уже отслужили свое и теперь стали экспонатами музея
Источник: Алина Ринчино / «ИрСити»
Боевой истребитель Су-30. Их Иркутский авиазавод поставляет в Индию
Источник: Алина Ринчино / «ИрСити»
А это — МиГ-23УБ. Такие самолеты авиазавод выпускал с 1970-го по 1985 год
Источник: Алина Ринчино / «ИрСити»
МС-21 — среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Лайнер собирают на Иркутском авиационном заводе. Первый полет состоялся 28 мая 2017 года, а 15 декабря 2020-го самолет совершил первый полет с российским двигателем ПД-14.
Первые МС-21 авиакомпаниям планировалось поставить в 2024 году , но в мае стало известно, что срок перенесен . Всего к 2030 году планируется поставить 270 МС-21, которые собирает иркутский авиазавод. Перенос сроков связан с санкциями западных стран , которые ввели после начала спецоперации.
Весной 2024 года власти объяснили, с чем связаны задержки в производстве МС-21. В Ростехе, в частности, говорили, что пока не сформирован финальный облик лайнера , кроме того, из-за замещения деталей изменились весовые характеристики МС-21. Однако в глобальном смысле отрасль авиастроения пока пересмотрела приоритеты в сторону боевой авиации .
«Аэрофлот» планирует получить первые самолеты МС-21 в сентябре 2025 года . В число других эксплуатантов нашего лайнера войдут также дальневосточная «Аврора» (хотя изначально говорилось, что авиакомпания не будет закупать иркутские самолеты) и белорусская «Белавиа» . Отметим, что в Белоруссии планируют производить комплектующие для обслуживания МС-21 .
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.