
Первый импортозамещенный МС-21 с российскими двигателями выполнил перелет из Иркутска в Подмосковье
Самолет МС-21-310 с российским двигателем ПД-14 и импортозамещенными компонентами успешно выполнил перелет с Иркутского авиазавода на аэродром в подмосковном Жуковском, где он будет проходить дальнейшие испытания.
По данным сайта FlightRadar24, лайнер с регистрационным номером 73055 (серийный номер МС.0012) вылетел из Иркутска в 14:05. Самолет преодолел более 4 тысяч километров без дополнительных посадок и приземлился в Жуковском около 20:20. Высота полета на пике, отмечается на портале, достигала почти 11 тысяч метров.
Редакция «ИрСити» запросила комментарий в пресс-службах «Объединенной авиастроительной корпорации» и Ростеха о подробностях перелета, но на момент публикации материала он получен не был.
Первый полет импортозамещенный вариант иркутской «ласточки» (он имеет тот же регистрационный номер, что и борт, чей взлет зафиксирован на FlightRadar24) совершил 29 апреля. Самолет сделал несколько кругов над Иркутском, чем очень порадовал местных жителей. Герой России летчик Роман Таскаев, пилотировавший лайнер в тот день, рассказывал, что борту пришлось сделать несколько кругов, чтобы пропустить гражданские суда, следовавшие в аэропорт Иркутска.
Опытный образец оснащен новыми российскими системами и агрегатами. В частности, там установлен отечественный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, в том числе вычислители, коммутаторы, навигационные системы и радиосвязное оборудование, вспомогательная силовая установка, системы кондиционирования воздуха и регулирования давления, светотехника, пульты самолетных систем. Российские компоненты включены в состав системы электроснабжения, гидросистемы, шасси.
Генеральный директор ОАК Вадим Бадеха заявлял 29 апреля, что первый полет в Иркутск «открывает заводские доводочные испытания МС-21 в новом, российском облике».
«В наших планах — перелет в Жуковский для выполнения полетов по программе сертификационных испытаний. Параллельно продолжаем работу над полностью российским МС-21, который сейчас находится в цехе окончательной сборки и присоединится к полетам позже», — говорил руководитель корпорации.
МС-21 — среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Лайнер собирают на Иркутском авиационном заводе. Первый полет состоялся 28 мая 2017 года, а 15 декабря 2020-го самолет совершил первый полет с российским двигателем ПД-14.
Магистральный лайнер также сможет перевозить до 211 пассажиров на расстояние свыше 5 тысяч километров, максимальная коммерческая нагрузка — 21,3 тонны. В феврале 2025 года Минпромторг и компания «Яковлев» заключили контракт на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по расширению сертификата типа пассажирского самолета МС-21.
Изначально предполагалось, что первые шесть серийных лайнеров МС-21 с отечественным двигателем ПД-14 будут переданы заказчикам в 2024 году. Тогда же должно было начаться и серийное производство МС-21. Но вице-премьер РФ Юрий Борисов позже сообщил, что выпуск лайнеров откладывается на 1–2 года из-за санкций западных стран.
В начале января 2025-го был опубликован Единый план по достижению наццелей до 2030 года, по которому в полтора раза снизился объем импортозамещения. По этому документу в 2025-м планируется передать авиакомпаниям 9 машин, а в 2026-м — сразу 31 самолет. В 2029-м ежегодный выпуск должен достигнуть 72 МС-21.
Как объяснял журналисту «ИрСити» авиаэксперт, исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, перенос сроков на 2026 год — это «констатация факта, что из-за неготовности ряда комплектующих изделий осуществить сертификацию новых самолетов в импортозамещенном облике в плановые сроки не удается». Недавно Иркутский авиазавод получил партию двигателей ПД-14. По мнению Пантелеева, эта силовая установка может быть востребована не только в России.
Пока основная масса заказчиков МС-21 — это российские компании, однако имеются уже достигнутые предварительные договоренности и с зарубежными авиаперевозчиками. В их числе — танзанийская Air Tanzania, египетская Cairo Aviation, «Азербайджанские авиалинии» и Peruvian Airlines из Перу. Кроме того, о намерении покупки иркутских лайнеров заявляла белорусская компания «Белавиа».
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте все самое интересное и важное из жизни региона первыми.