Депутаты Законодательного собрания Иркутской области предложили установить на год нулевую ставку по налогу на движимое имущество организаций, чтобы малый и средний бизнес, который, как ожидается, попадёт под действие этих норм, смог подготовиться к ожидающей их новой налоговой нагрузке. Обсуждение этого вопроса на профильном комитете 26 марта неожиданно поставило под сомнение большинство действующих региональных и федеральных налоговых льгот, общий объём которых составляет более 10 миллиардов рублей.
Федеральный центр с 1 января 2018 года отменил ранее действующую льготу по налогу на движимое имущество организаций. В первый год действия нового налога ставка установлена в 1,1%, с 2019-го она вырастет в 2 раза. Одновременно с этим регионам разрешено принять законопроекты, в которых они могут самостоятельно либо ввести пониженную ставку, либо вообще освободить организации от уплаты налога. Речь идёт только о движимом имуществе, принятом на баланс с 1 января 2013 года.
Иркутской области предложено пойти по второму пути. «В первую очередь, это коснётся малого и среднего бизнеса, так как крупный и так получает льготы, мелкие работают на специальных системах налогообложения, а эти – на общей системе, платят все налоги, они были не готовы [к введению налога]. В условиях непрекращающегося кризиса, мы не можем огульно вводить этот закон, мы должны дать хотя бы год подготовиться, сделать переходный период», - пояснил на заседании комитета по бюджету заксобрания один из разработчиков проекта, депутат Дмитрий Баймашев.
«Это облегчит положение наших сельхозтоваропроизводителей», - подчеркнул Кузьма Алдаров. «Мы безусловно поддерживаем», - заметил уполномоченный по защите прав предпринимателей Иркутской области Алексей Москаленко.
Баймашев объяснил, что для малого бизнеса постоянно меняются условия, вводятся новшества по неналоговым платежам. Например, с 2017 года требуется установка онлайн-касс. Хотя стоимость одной такой составляет 400 тысяч рублей. Затрат требует и «цифровизация» бизнеса. И это в условиях низкой покупательской способности населения, а также грядущих решений по МРОТу.
«Мы Трампа ругаем, а посмотрите, что он делает? Снижает и снижает налоги, он защищает свою производительность. Я не думаю, что сталелитейщики плохо жили в Америке, но они теперь ему аплодируют. А мы на свой бизнес навешиваем», - подчеркнул депутат.
«В этом году планируется принять закон по налогу на имущество по кадастровой стоимости для юридических лиц. Это же нагрузка! Если мы посчитаем совокупную нагрузку, то надо всем закрываться и уходить!» - поддержал его бизнес-омбудсмен. По его данным, с 2015-го по 2017 годы число юрлиц в регионе снизилось с 51,8 до 46,2 тысячи.
Однако, по мнению минфина Иркутской области, предоставление этих льгот хоть напрямую не повлечёт расходов бюджета области, зато снизит налоговые доходы. По приблизительным подсчётам, сумма выпадающих доходов за год действия нормы составит 1,4 миллиарда рублей. «Это ровно половина от выпадающих доходов, о которых шла речь при формировании бюджета на 2018 год», - подчеркнул первый замминистра Александр Каневский. Из-за условий соглашений по реструктуризации бюджетных кредитов придётся сократить расходы бюджета на 1,6 миллиарда рублей. А большая часть этой суммы была запланирована в мартовском уточнении финансового документа. Более того, эту льготу Минфин РФ посчитает неэффективной, поэтому может снизить объём дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
При этом, по словам Каневского, практику освобождения от налога приняли лишь девять регионов России, в их числе – Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, бюджеты которых несопоставимы с бюджетом Приангарья.
«На сегодня Иркутская область и так выделяется среди субъектов РФ высоким объёмом льгот, мы занимаем пятое место по льготам по налогу на прибыль, общий объём стимулирующих льгот равен более 10 миллиардов рублей, по 5 миллиардов - за счёт регионального и федерального законодательства», - заявил замминистра. Также он заметил, что если бы подобные нормы были приняты на федеральном уровне, то регион мог бы претендовать на компенсационные выплаты, а если область сама принимает законопроект, то о деньгах из Федерации и речи быть не может.
По мнению председателя заксобрания Сергея Брилки, то, что третий год в бюджет «валятся доходы», происходит как раз из-за созданного в регионе режима налогового льготирования инвесторов. «Меня очень заботит позиция министерства экономического развития, которое не рвёт на себе рубаху, доказывая, что только такой режим позволил Иркутской области перешагнуть 110-миллиардный объём доходов бюджета», - заявил спикер, добавив, что «мы не умрём, если дадим бизнесу возможность», а этот законопроект не является диверсией по отношению к бюджету области.
Но минэкономразвития действительно не стало рвать рубаху. «Эффект и потери при принятии этого закона – несопоставимые категории», - заявил глава ведомства Евгений Орачевский. По его данным, уже сейчас малый и средний бизнес – это серьёзная сила, которая вкладывает порядка 27% в валовый региональный продукт, при этом среднее значение по России – всего 20%.
Эти 27%, по мнению Брилки, могут пошатнуться, когда с 1 мая МРОТ вырастет до уровня прожиточного минимума. Он заметил, что 28 субъектов РФ «ревмя ревели» на недавнем совете по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона при Совете Федерации, заявив, что отличаются конкурентными условиями «от другой России».
Спикер напомнил, что такую же ожесточённую дискуссию вызвало принятие льгот для нефтегазового комплекса в 2012 году. «Сегодня бюджет Иркутской области за счёт принятых тогда мудрых, прагматичных решений, имеет то, что он имеет, хотя попал в состав субъектов РФ с высокой льготной нагрузкой. А вы предлагаете консервативный путь - всех тормозить, пусть вот так стоят на месте и отжимаются», - заметил спикер.
На это Каневский ответил, что из-за принятых 6 лет назад решений в практике налогообложения теперь нередки случаи, когда предприятие не направляет в бюджет налоговые платежи, порой возвращает из бюджета переплату, при этом пользуясь льготами по налогам. Предлагаемый законопроект приведёт к тому же. По его мнению, предприятия не будут заинтересованы в принятии этого закона, так как в большинстве своём уже освобождены от уплаты налога, работая по спецрежимам, а крупный бизнес пользуется адресными льготами.
«Мы готовим проект методики оценки эффективности льгот, проект находится в высшей степени готовности. В соответствии с ним достаточно большое количество льгот, которые сейчас существуют, будут признаны неэффективными», - заявил замминистра финансов.
Председатель комитета по бюджету Наталья Дикусарова возмущённо заметила, что в связи с этим считает всю предыдущую работу минэкономразвития неэффективной и несоответствующей действительности. «Вы депутатам 3 года к ряду давали оценку эффективности льгот, и они признавались эффективными. Тогда под вопрос надо ставить деятельность за все предыдущие 3 года! И нынешний год получается тоже. Вы все льготы хотите признать неэффективными? Значит вы нас вводили в заблуждение всё это время и обманывали. Аккуратнее будьте с такими вещами», - осадила оппонента депутат.
Сейчас известно, что правительство Иркутской области готовит к 2019 году законопроект, который будет базироваться на адресном подходе по налогу на имущество организаций. Поэтому предполагается предоставить бизнесу нулевую льготу на один год, а затем проанализировать её эффективность. Эта льгота будет доработана и принята в окончательном чтении на сессии заксобрания 28 марта, чтобы предприятия не платили налог по итогам первого квартала.