Р!
21 АПРЕЛЯ 2019
Р!
Р!
20 апреля 2019
Р!
Р!
Р!
Р!
19 апреля 2019
Р!
Р!
Р!
Р!
Р!
Р!
Р!
Р!
Р!
Р!
Р!
Р!
Р!
18 апреля 2019
Р!
Р!
Р!
Р!
Р!
Р!
Р!
Р!

Село, в котором заканчивается дорога

Темно. Видно на несколько метров вперёд, ровно настолько, чтобы заметить выбоины на дороге и объехать их. В Черемхово и за ним с уличным освещением беда. Мы едем в село Онот Черемховского района Иркутской области, дальше дорога не идёт.

Чтобы добраться в село без личного автомобиля, нужно успеть в Черемхово к 17.30, в это время от вокзала отходит автобус: Черемхово-Голуметь-Онот. Я, конечно же, не успевала на автобус — работа, пробки и прочие прелести взрослой жизни были против. И поехала на электричке в Черемхово, откуда меня должны были довезти на машине до конечной точки моего пятничного путешествия.

Ехать в село в субботу на выходные не имеет смысла. Приедешь к вечеру, а в 7.00 в воскресенье уже отходит единственный автобус в город, больше прокатаешься. Дорога в одну сторону из Иркутска занимает около 5 часов.

Проезжая по городу шахтёров в пятницу вечером можно подумать, что здесь после 23.00 только и делают, что дарят цветы и пьют пиво в полной темноте. В это время работают магазины только с такими товарами, а фонари горят исключительно в центре города и то через один. Вообще Черемхово – занимательный городок, об этом уже писали ранее.

После Черемхово остаётся ещё 2,5 часа пути, состояние дороги оставляет желать лучшего. До деревни Голуметь путь ещё в некоторых местах заасфальтирован, а после начинается грунтовка. Зимой выбоины присыпает снегом, в остальное время таёжная дорога становится испытанием воли, силы духа, а также крепости костей и вестибулярного аппарата.

Периодически её, разбитую лесовозами, то размывает дождями и паводками, то засыпает снегом, и жители Онота и близлежащих деревень не могут попасть в районный центр.

Деревня горняков

Село было построено в 1946 году на берегах одноимённой реки в предгорьях Восточного Саяна. В это же время здесь основан тальковый рудник.

Рядом находится полузаброшенная деревня Ургантуй, в народе — Промываловка. По легенде здесь старатели раньше мыли золото лоточным способом, откуда и пошло второе название деревни.

Деревня просторная и чистая. Здесь на 820 жителей есть фельдшерско-акушерский пункт, ателье по ремонту одежды, стадион, библиотека, пять магазинов, клуб, общеобразовательная школа, детский сад, почта, гостиница и два бара.

Своеобразная достопримечательность села – навесной деревянный мост, связывающий жителей двух берегов реки. Его периодически сносит паводками, но его постоянно ремонтируют. Одно из развлечений для гостей деревни и малышни – покачаться на мосту. Правда, за это ругают местные.

В посёлке немного машин. Здесь даже зимой передвигаются в основном на мотоциклах и велосипедах.

Большинство населения работает на Онотском тальковом руднике, продукция которого идёт на нужды внутреннего хозяйства страны. Один из геологов с гордостью рассказал мне, что местный тальк продают ещё и для производства жевательной резинки Dirol. Тальком здесь посыпают дороги, закладывают его в банные каменки, им рисуют дети на всех более менее подходящих поверхностях.

Мужчины, не занятые на руднике, чаще всего уезжают работать вахтовым методом на лесозаготовки. Леса вокруг предостаточно: минут за 40 до прибытия в деревню начинается глухая тайга.

Начиная с весны и до глубокой осени люди ходят в лес, собирают серу, травы, черемшу, ягоды, грибы. К посёлку часто выходят медведи и разная лесная дичь, поэтому достаточно здесь и охотников.

Здесь все друг друга знают, и местные предприниматели спокойно дают товары в долг. В любом местном магазине есть долговая тетрадь, куда записывается сумма, на которую отоварился покупатель.

Передо мной в магазине женщина набирает огромное количество товара: сигареты, хлеб, тушёнка, сахар, крупы, лапша быстрого приготовления, — и всё просит «записать». Продавец достаёт откуда-то из-под прилавка потрёпанную общую тетрадь, находит там фамилию этой женщины и пишет получившуюся сумму.

Глядя на мои округлившиеся глаза, продавец поясняет, что это жена одного из охотников, её мужу скоро уходить в лес на несколько месяцев. Когда он вернётся, добытое продаст одному из скупщиков в посёлке, а долг вернёт в магазин.

Библиотека

Одноэтажное здание сельской библиотеки стоит в «микрорайоне». Так здесь называется территория на окраине села. Рядом располагается детский сад, рудниковская контора и почта.

В полутёмной библиотеке среди обшарпаных стен меня встречает приветливая библиотекарь Марина Тугарина. Двери здания завешаны одеялами, «чтобы было теплее», поясняет женщина.

Она переехала сюда к родителям, сначала работала в местной администрации, а потом ушла в библиотеку.

«Здесь зарплата выше, раньше я получала тысяч 12-15, а сейчас 18. Плюс ещё должны быть надбавки, но я пока их не получаю», — делится библиотекарь.

Сейчас Тугарина получает третье высшее библиотекарское образование, чтобы соответствовать новым государственным стандартам.

«В посёлке читают в основном учащиеся начальной школы и люди после 40-50 лет. Мы тут провели конкурс на самый полный формуляр, и я заметила, что чем дороже и навороченнее у ребёнка телефон, тем меньше он читает литературы», — рассказывает женщина.

В библиотеке она организовала шкафчик для буккросинга, он буквально ломится от книг, которые принесли местные жители.

Здесь проходят занятия и кружки для детей. Тугарина говорит, что в основном сюда приходят дети из малообеспеченных семей, с которыми никто не занимается.

«Знаете, это дети, которым нужно хоть куда-то уйти из дома. Я вот с ними могу с утра до вечера и иногда по выходным заниматься. Рисуем, читаем, учим стихи. Я вот принесу картошки варёной, колбаски и пряников каких, вот и пообедаем», — говорит библиотекарь.

На «той» стороне

В начале 2000-х в деревню «спасаться» приехали раскольники во главе с отцом Пантелеймоном и поселились на том берегу реки. По местной легенде ему открылась истина, что введённые в начале тысячелетия новые ИНН и паспорта мечены числом Антихриста 666. Официальная церковь не нашла в документах ничего греховного, Пантелеймон тогда отрёкся от благословения церкви и, найдя себе соратников, отправился в этот таёжный край.

«Сначала их было много, приезжали семьями с детьми. Они построили себе церковь на той стороне (реки — ред.) и купили несколько домов. Потом половина разбежалась, они тут оргии в реке устраивали. Говорят, что и паспорта, и все документы свои сожгли. А потом наши ребята их в Нарыне гоняли (озеро Нарын находится рядом с селом Онот — ред.). Всё они рассказывали, что спасаться туда пошли, а пришли, наши смотрят, а те рясы скинули, а внизу – камуфляж. И давай они там рыть что-то. Золото искали, там много таких искателей ходит, ну наши и выгнали попов оттуда», — вспоминает местный житель Михаил.

Также он сообщил, что тогда в Нарыне у раскольников нашли икону приблизительно конца XIX века и отдали в местную православную церковь.

Сейчас раскольники живут натуральным хозяйством и собирательством в лесу, нигде не работают.

«Попы» не дружат с местными и в церковь свою не пускают тех, у кого документы нового образца. Местные говорят, что их можно отличить по дурному запаху и чёрной грязной рясе.

На мой вопрос, можно ли как-то к ним в церковь попасть, сказав, что я паспорт потеряла, Михаил усмехнулся: «Попы и тебя вместе с твоим паспортом сожгут».

На следующий день я пошла к раскольникам, но калитку мне никто не открыл.

На «этой» стороне

В воскресенье утром я должна была уехать из посёлка, но рейсовый автобус замёрз, и я решила сходить на службу в церковь.

На противоположной стороне реки от раскольнической церкви местные жители построили православный приход храма во имя святителя Иннокентия, епископа Иркутского. Территория прихода обнесена забором, внутри стоят хозяйственные строения.

Здесь проходят службы, а по воскресеньям работает воскресная школа. Чтобы не было недоразумений, для меня сначала попросили благословения по смс у местного батюшки, который в это время был в другом городе.

Перед службой меня привели в трапезную, где было три женщины – местные активистки. Мне сразу выдали юбку и платок на голову.

Трапезная – большая изба. Здесь проходят занятия воскресной школы и находится выставка местного глухонемого художника, который из-за аварии теперь передвигается в инвалидной коляске.

В церкви, пока ждём остальных, женщины обсуждают юбилей Филлипа Киркорова, показанный по телевизору, сожительницу Николая Баскова и другие важные подробности российской эстрады.

Я спрашиваю про икону, которую забрали у раскольников. Выясняется, что в церковь её принёс местный охотник Ландыш. Больше никто ничего не знает, кроме того, что на ней изображена голова пророка Иоана Предтечи.

Женщины украшают церковь цветами, еловыми ветками и зажигают свечи. Прождав 20 минут остальных прихожан, они начинают службу своими силами. У местного батюшки ещё несколько приходов в районе, он сейчас на службе в другом месте, а других церковнослужителей в деревне нет.

Пока я пытаюсь поймать момент для фотографии и прислушиваюсь к молитвам, в церковь врываются пять человек. Они проходят практически к алтарю, падают на колени и периодически прикладываются лбом к полу. На волне всего этого ажиотажа служба подходит к своему логическому завершению.

Время переезжать

Мы возвращаемся в трапезную. Здесь уже накрывают чай, выясняется, что люди, ворвавшиеся в церковь, это делегация верующих из Свирска. Они когда-то уже были здесь и очень торопились попасть сюда ещё раз. Как рассказала одна из них, свирчане специально выехали в этот день в 6 утра из города, чтобы успеть к началу службы.

«Я просто влюбилась в вашу деревню. Какой воздух! Какая природа! Вы должны быть счастливы, что живёте здесь. Я хочу тут под старость лет дом купить, у вас продаются?» — делится одна из свирских.

Выясняется, что дома здесь стоят до 1,5 миллиона рублей. Недавно сюда переехала прихожанка с четырьмя детьми, купив дом за 400 тысяч рублей.

Больше всего гости восхищены молодой девушкой — учительницей школы и прихожанкой храма Викторией Плотниковой. Ей сейчас около 26 лет, и она вернулась в село из города, чтобы преподавать. Она выделяется из общей картины миграции молодёжи из деревни.

Повздыхав по онотской природе и Виктории, гости из Свирска ушли гулять по деревне.

«Вы там на мосту не забудьте рыбу поймать. А ещё наберите богородской травы, она у нас по берегам растёт», — хохочет местная баба Глаша. Местные жительницы убрали всё со стола, мы покинули территорию церкви.

В суету городов и в потоки машин

Не попав на автобус, я спросила всех, кого знала в селе, поедет ли кто-нибудь в город сегодня. И вот, нашлась машина, правда, «немного поломанная, она может встать в любой момент».

Возможность поломки автомобиля в мороз посреди таёжной дороги не вызывала восторга, но перспектива ехать, если автобус не замёрзнет, в понедельник утром в холодном пазике радовала ещё меньше.

В три часа дня я уехала из деревни. Машина, конечно, сломалась, но уже в Ново-Ленино, когда до дома было рукой подать.

Больше и жёстче в нашем Telegram-канале
1 отзыв

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вот пока было про тальк и библиотеку, даже интересно было читать. А долговые тетради и в наших деревнях есть, когда навещаю стариков своих. А потом как про религию пошёл разговор, прямо средневековьем каким-то повеяло.

В некоторых случаях у редакции могут появиться вопросы для дальнейшего освещения темы. Укажите свой телефон или email, если это возможно. Данные не публикуются.

Если вы даёте согласие на изменение модератором вашего комментария, в случае, если он не соблюдает нижеописанные правила, то модераторы постараются исправить комментарий так, чтобы его было можно опубликовать. В противном случае комментарий не соответствующий правилам будет удалён.

Мы не пропускаем оскорбления героев публикации, авторов текста, комментаторов, просто третьих лиц. Удаляются обвинения в преступлениях и правонарушениях, подробности личной жизни героев публикации, личной жизни журналиста-автора, комментарии, которые не относятся к теме текста, маты, капс, обильные многоточия, истерики, бессвязная речь, любая реклама.

Комментарий отклонят, если в нём есть призывы к нарушению законов, свержению власти, революции, массовым беспорядкам, нарушению территориальной целостности государства, разжиганию национальной розни, содержат признаки религиозного или языкового превосходства, содержит персональные данные или может нанести ущерб деловой репутации.

Не публикуются комментарии, содержащие ссылки на сторонние сайты, не гарантирующие достоверность публикуемой информации, просьбы о переводе денег героям публикации (если ситуация того требует, эта информация есть в редакции и её можно получить по телефону 400-890). И мы оставляем за собой право не пропускать оценку работы модераторов и редакции.

ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ