Р!
25 ОКТЯБРЯ 2020
24 октября 2020
23 октября 2020

Блеск и нищета муниципальных предприятий Иркутска

Иркутские муниципальные предприятия (МУПы) в последние годы стали «чёрной дырой», которая засасывает в себя бесконечное количество денег, не давая при этом почти никакого выхлопа. За последние полгода 10 из 15 муниципальных предприятий сработали в убыток, девять из них и вовсе находятся в предбанкротном состоянии.

Плановая убыточность и непрофессионализм

После смены власти в Иркутске мэрия начала масштабную проверку деятельности МУПов, началась смена руководства. Где-то это сделали громко — как в «Иркутскавтодоре» или на Центральном рынке, где-то — тихонько. Но нигде никогда не звучало, к примеру, почему назначенный директором «Иркутскавтодора» Михаил Малыхин будет лучше Михаила Чайковского, уволенного весной 2020-го.

В некоторых случаях об изменениях в руководстве городских предприятий и вовсе можно узнать случайно. Так было с акционерным обществом «Управление капитального строительства Иркутска», где о назначении депутата гордумы Александра Сафронова на должность и.о. гендиректора стало известно только во время депутатских слушаний в конце сентября. А ведь он там работает с конца августа.

Мэрия сменила почти половину руководителей МУПов. На своих местах остались Дмитрий Тарасов из «Комбината питания», Андрей Маковецкий из «Иркутскгортранса», Иван Слепцов из «Ритуала», Евгений Глазков из «Горзеленхоза», Даниил Бубнов из «Службы эксплуатации мостов», Наталья Свистунова из «Иркутской аптеки» и Сергей Пыхтин из «Водоканала». Кстати, к последнему меньше всех претензий: «Водоканал» хоть и снизил общую выручку на 4% в 2019-м (до 2 миллиардов рублей), но его деятельность принесла чистую прибыль на 102,2 миллиона.

60% предприятий с муниципальным участием находятся в предбанкротном состоянии, нарастили большие кредиторские задолженности, не имея оборотных средств для их погашения. В 2017 году в Иркутске в минус сработали всего пять МУПов («Иркутскавтотранс», «Комбинат питания», «Иркутскгортранс», «Иркутская аптека» и «Аварийно-ремонтное предприятие») их совокупный убыток составил 195 миллионов рублей.

Через год к ним добавились «Горзеленхоз» и «Теплоэнергосервис Иркутска» (ТЭСИ), а общие убытки всех МУПов составили уже 217 миллионов (+22 миллиона). В 2019-м совокупный отрицательный результат муниципальных предприятий составил уже 274 миллиона рублей (+57 миллионов), число убыточных пополнили Центральный рынок и «Иркутскавтодор».

В первой половине нынешнего года в минус сработало Бюро технической инвентаризации (БТИ) с убытком 2,2 миллиона рублей. Значительно ухудшилась ситуация в «Иркутскавтодоре» и «Комбинате питания».

По словам начальника управления финансового контроля мэрии Натальи Воробель, убыточность МУПов во многом связана с непрофессиональной деятельностью руководителей предприятий и их учредителей (различных структурных подразделений городской администрации). Она отметила, что нужно уходить от понятия плановой убыточности МУПов, а их основной задачей должно быть не только качественное оказание услуг, но и извлечение прибыли.

Тонны просрочки на «Комбинате питания»

Воробель рассказала на брифинге 7 октября, что управление финконтроля завершило проверки четырёх иркутских предприятий. Одна из самых сложных ситуаций наблюдается в «Комбинате питания».

Общая прибыль предприятия за последние полгода составила всего 50 миллионов рублей, притом что кредиторская задолженность за то же время выросла на 22 миллиона — до 356 миллионов рублей. В 2019 году чистая прибыль МУПа составила всего 25 миллионов рублей, но 24 из них пошли на выплату единовременной премии сотрудникам.

Около 12 миллионов комбинат потратил на оплату больничных листов. Впоследствии руководство могло бы обратиться в фонд социального страхования, чтобы возместить затраты, но почему-то оно этого не сделало. Ещё 12,4 миллиона «Комбинат питания» потерял из-за штрафов и пеней по неисполненным контрактам, плюсом к этому идут ещё 1,3 миллиона за судебные издержки.

Весной 2019 года общественники заявили, что предприятие снизило количество продуктов, которые кладут детям в завтраки, а работники комбината сообщили о долгах МУПа в 200 миллионов рублей. После этого был уволен руководитель «Комбината питания» Виктор Беляев. Его и жену впоследствии обвинили в мошенничестве на 50 миллионов рублей.

Но, кажется, смена руководителя не способствовала повышению эффективности работы предприятия. Как рассказала Наталья Воробель, в адрес мэрии поступали жалобы о том, что в иркутских детских садах и школах детей кормят гнилыми овощами и фруктами. Образовательные учреждения вернули комбинату некачественную продукцию на 387,4 тысячи рублей.

Во время одной из последних проверок в июле работники мэрии нашли на складах «Комбината питания» просрочку на 935,3 тысячи рублей, в том числе 1,7 тонны (!) творожной запеканки с курагой.

«По мнению управления финконтроля, это может быть следствием отсутствия у руководителя опыта работы на руководящих должностях на предприятиях общественного питания, который должен был составлять на момент приёма не менее 5 лет, что было выявлено при проверке», — рассказала Воробель.

Напомним, что действующий директор МУПа Дмитрий Тарасов — один из тех, кто сохранил свою должность при новой власти.

Неминуемые убытки прошлых лет «Иркутскавтодора»

Проверка «Иркутскавтодора» показала, что по балансу финансовое состояние предприятия за 2019 год можно назвать удовлетворительным, но при этом отмечено критическое положение по величине собственных оборотных средств, что ограничивает возможности МУПа участвовать в качестве подрядчика в муниципальных конкурсах и вынуждает предприятие брать кредиты.

Основные убытки «Иркутскавтодор» несёт из-за превышения цикличности выполнения работ по содержанию и ремонту городских дорог над объёмами, предусмотренными муниципальными контрактами. Например, это касается уборки снега и излишней загруженности заказами на благоустройство дворов.

К объективным причинам проблем «Иркутскавтодора» управление финконтроля относит недостаток денег на содержание дорог в нормативном состоянии. По словам Натальи Воробель, потребность на содержание автомобильных дорог в городе покрыта только на 40%. Сверхконтрактные объёмы работы уменьшили прибыль «Иркутскавтодора» в 2019 году более чем на 100 миллионов рублей.

А ещё предприятие испытывает дефицит техники, её не хватает даже для ведения основной деятельности МУПа, из-за этого «Иркутскавтодор» вынужден привлекать субподрядчиков или арендовать спецмашины, что влечёт дополнительные расходы. В феврале 2020-го дума Иркутска приняла поправки в городской бюджет, в частности, перераспределила 96 миллионов рублей, которые должны были пойти на обновление техники «Иркутскавтодора».

Убытки предприятия за прошлые годы составляют порядка 172 миллионов рублей. Эти расходы понесли 39 субподрядчиков, которых привлекал «Иркутскавтодор» при исполнении муниципальных контрактов. Причина та же, что и у МУПа — сверхконтрактные объёмы работ, которые были выполнены, но не поставлены на учёт в «Иркутскавтодоре» и не приняты комитетом городского обустройства.

«Несвоевременное составление документов по фактам хозяйственной жизни и их несвоевременное отражение является нарушением федерального законодательства и может подпадать под административную ответственность. На 7 августа «Иркутскавтодор» полностью погасил кредиторскую задолженность перед субподрядчиками [...] в счёт муниципальных контрактов 2020 года, что неминуемо приведёт к образованию убытка прошлых лет в начале 2021-го. Эта практика носит системный характер и подлежит искоренению», — отметила Воробель.

Во время проверки также выяснилось, что «Иркутскавтодор» несколько лет привлекает в качестве субподрядчика по некоторым контрактам организацию, которая «имеет все признаки отсутствия активности и создания искусственного капитала». Несмотря на то что по документам там работает всего три человека, МУП отдало ему несколько заказов ремонт, очистку и содержание некоторых озеленённых участков города на общую сумму более 51 миллиона рублей.

«Факт выполнения больших объёмов работ силами трёх человек требует дополнительной проверки», — подчеркнула чиновница.

Халатность в ТЭСИ и возможные махинации в «УКС Иркутска»

Руководство «Теплоэнергосервиса» (предприятие занимается производством пара и горячей воды своими котельными) умудрилось потерять 11 муниципальных заказов на 2,9 миллиона рублей. От МУПа отказались 10 детских садов и одна больница, они заключили контракты с другими организациями.

Проверка показала, что один из объектов ТЭСИ по факту обслуживался микропредприятием, которое дублировало все функции МУПа, а его владельцем, учредителем и генеральным директором одновременно был бухгалтер «Теплоэнергосервиса», продолжающий работать и по сей день.

Кредиторская задолженность ТЭСИ на август 2020 года составляла чуть больше 140 миллионов рублей, большинство долгов связаны с просрочкой платежей за поставки топочного мазута. При этом руководство предприятия проявляло излишнюю избирательность в закрытии долгов. В качестве примера Воробель привела ситуацию с ООО «Концепт-Ойл», которое должно было получить деньги ещё в начале февраля, но до сих пор их не увидело, в то время как с рядом других поставщиков ТЭСИ уже рассчитался.

По данным сервиса «Контур.Фокус», общая сумма исковых требований, предъявленных компанией «Концепт-Ойл», составляет 132 миллиона рублей. Фирма обратилась в арбитражный суд, который в конце сентября полностью удовлетворил её требования, но ТЭСИ подало апелляцию на это решение.

А вот аудиторская проверка деятельности акционерного общества «Управление капитального строительства Иркутска» (предприятие-застройщик, 100% акций которого принадлежат мэрии; не нужно путать с муниципальным заказчиком — МКУ «УКС Иркутска) за 2015—2019 годы может положить начало уголовному делу. Как рассказала Наталья Воробель, все выявленные факты свидетельствуют о возможном создании схемы незаконного вывода порядка 92 миллионов рублей из средств Управления капстроительства. Это маскировали под проведение разных праздничных и рекламных мероприятий.

О серьёзных проблемах в УКСе стало известно в 2019 году, когда и.о. гендиректора Марина Хайдурова заявила о кредиторской задолженности в 590 миллионов рублей. Из-за этого акционерное общество было вынуждено предоставить часть своих участков, включая территорию бывшего кинотеатра «Чайка», в качестве кредитного обеспечения. В июле 2020-го стало известно, что предприятию удалось перенести выплату части кредитов на 2021 год.

Сейчас состояние «Управления капитального строительства Иркутска» оценивается как предбанкротное, суммарный убыток в 2019-м составил 145 миллионов рублей. Выплату кредитов удалось перенести на 2021 год, но само наличие больших задолженностей мешает УКСу развиваться и бросает тень на его репутацию.

Кроме того, аудит установил факты неправомерных начислений премии гендиректору акционерного общества Александру Бурлакову в размере 1,6 миллиона рублей и стимулирующих выплат сотрудникам — на 23,7 миллиона рублей. Отмечается, что выплаты производились при отсутствии реальных финансовых возможностей для этого.

В пресс-службе мэрии пояснили, что все результаты проверок управление финансового контроля направило в прокуратуру, полицию и Следственный комитет, работники которых примут соответствующие решения.

Добавить отзыв

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Правила
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ