В последний месяц в Сети набирает обороты протест против строительства завода по розливу байкальской воды в посёлке Култук. Эта мощная лавина захватила сотни человек – среди них как звёзды шоу-бизнеса, так и простые граждане. Собственники завода связывают эту «травлю» с политическими процессами в регионе, а инициаторы протеста уверяют, что ничего политического в этом нет. Лишь высокие побуждения – сделать Байкал заповедной территорией. А тем временем прокуратура готовит иск в суд.
Компания «АкваСиб» зарегистрирована в Иркутске в 2012 году, 99% уставного капитала принадлежит Дацинской водной компании с ограниченной ответственностью «Озеро Байкал» из Китая. Генеральный директор Цзюй Гофа рассказывает, что в течение 3 лет разрабатывалась проектная документация, были получены все необходимые разрешения и заключения. Стоимость проекта составляет 1,5 миллиарда рублей, число рабочих мест – 148. Гофа утверждает, что китайских работников привлекать не будут, эти места займут исключительно местные жители. По плану компании, 20% продукции будет поставляться на российский рынок, 80% - в Китай, Южную Корею, Монголию. Сейчас ведутся переговоры о поставках воды в другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Протест
Жители Иркутской области возмущаются строительством завода по розливу байкальской воды в Култуке примерно последние 2 года, и только последние месяцы этот протест стал массовым, перенёсся далеко за пределы Прибайкалья. В аргументы против занесены китайские инвестиции, «весь Байкал выпьют» и разрушение Таловских болот, где, по мнению некоторых экспертов, гнездятся краснокнижные птицы.
К протесту присоединилась телеведущая Елена Летучая, бывшая участница реалити-шоу «Дом-2» Виктория Боня, но активнее всего протестует российский стилист Сергей Зверев - уроженец Култука.
В Иркутской области движущей силой протеста стало движение «Сохрани Байкал», участником которой стала иркутская региональная общественная организация «Экологическая защита 365». Президентом является Денис Букалов, продвигавший самую сильную женщину Приангарья Оксану Кошелеву и сделавший акцию с чёрными гробами возле здания правительства региона.
Он рассказал, что первым сигналом для начала его активности против строительства завода в Култуке стала петиция, созданная 2 года назад Зорикто Матановым. «Тогда я не придал этому значения, посчитал бредом», - замечает Букалов. А в начале этого года российский стилист Сергей Зверев начал активную кампанию против предприятия, выкладывая у себя на страничке в Instagram (запрещённая в России экстремистская организация) репортажи «Вести-Иркутск». После этого Букалов решил собственными глазами посмотреть на стройплощадку.
Букалов рассказал, что «ЭкоЗащита365» зарегистрирована в ноябре 2018 года после скандала с посёлком Моты, куда планировалось вывозить отходы Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. «Мы создали эту организацию, чтобы можно было официально обращаться во все инстанции, на официальные запросы органы власти обязаны отвечать, это от физлица можно отмахнуться», - отметил Букалов. Число активистов движения в защиту Байкала периодически меняется – 5-10 человек, помогают люди разных профессий. Они хотят вывести проблему на федеральный уровень, «чтобы её решали не местечковые чиновники, чтобы это стало государственной задачей».
Букалов подчёркивает, что нет разницы, чей завод – китайский или русский. «Проблему надо рассматривать глобально, и те, кто знает, тот замалчивает [факты]. На Байкале большая проблема с очистными, даже этот завод ставят, но локальные очистные они не могут построить, это запрещено, поэтому они будут врезаться в местные сети, сливать в поселковые очистные. Мы съездили и посмотрели, в каком они находятся состоянии, они просто не справляются с нагрузкой, отходы сливаются в речки, которые текут в Байкал. Я считаю, что Байкал надо делать заповедником, если хотите воду добывать, ставьте заводы на артезианские скважины», - заявил активист.
Он также заметил, что есть вопросы по выделению земельного участка Таловских болот, где гнездятся краснокнижные птицы.
По данным сервиса «Контур.Фокус», у «ЭкоЗащиты» четыре учредителя. Сам Букалов, Таисия Букалова, Оксана и Антон Пироговы. До конца 2017 года Денис Букалов владел двумя лесоторговыми компаниями – ООО «СибТрейд» и ООО «Успех». За Пироговым зарегистрировано четыре фирмы, две из них не работают, оставшиеся две – «ЭкоЗащита» и дизайнерская фирма «Стайлинг». У Пироговой фирма по дизайну «Румикон», закрытое ООО «Концепт», а также бывшая во владении компания, занимающаяся деятельностью агентов по оптовой торговле лесоматериалами «Эко-Лайн».
Есть в соцсетях и противники такой точки зрения. Например, паблик «СпасиБайкал» в Facebook (запрещённая в России экстремистская организация) попросил не приписывать ему авторство критикующих высказываний и шумихи вокруг завода.
Резко высказался и директор Научно-исследовательского института биологии Иркутского госуниверситета Максим Тимофеев.
«Мы готовы это простить»
В ответ на протестную волну представители «АкваСиба» 5 марта провели в Иркутске пресс-конференцию. На вопрос, почему так долго ждали, представители компании ответили: «Учредители приняли решение не реагировать пока что на эти гадкие выпады».
«Байкал продали китайцам» - это ещё самый травоядный комментарий по теме, многие реплики под протестными постами в соцсетях подпадают под уголовную статью о разжигании национальной ненависти. Представители завода связывают это с тем, что простые граждане не осведомлены о подробностях проекта, поэтому готовы простить такие громкие заявления. На данном этапе компания намерена проводить разъяснительную работу, предоставлять интересующимся документацию и участвовать в любой проверке. Если ситуацию не удастся переломить, собственники будут вынуждены обратиться в суд.
Как пояснила на пресс-конференции юрист компании Алла Коркина, по постановлению правительства РФ №643, принятому ещё в 2001 году, среди запрещённых видов деятельности в Байкальской природной территории нет строительства предприятий по розливу воды, наоборот, это один из немногих разрешённых на Байкале видов производства.
По её словам, до 2016 года компания оформляла документы, получала необходимые разрешения, положительные заключения, в том числе и экологической экспертизы. Тогда же были оформлены документы на четыре земельных участка – два из них оформлены в собственность, два взяты в аренду. В 2015 году в Култуке прошли общественные слушания, в которых приняли участие 52 человека, все они поддержали новый проект. «Ни один из инициаторов, кто начал травлю завода, никогда не попросил ознакомиться с этими документами», - подчеркнула юрист.
В середине января 2019 года природоохранная прокуратура провела проверку предприятия – специалисты выезжали на место и запрашивали для изучения документацию. Во время выезда прокуратура указала на несколько нарушений: два мешка мусора, разлив жидкости под бульдозером. Они были устранены, по итогу в правоохранительные органы направлена вся информация. Также были вопросы по проектной документации. «Мы считаем, что те нарушения, что были обнаружены, не могут повлиять на реализацию проекта», — подчеркнула Коркина.
На данный момент проверка завершена. «Сотрудник прокуратуры в пятницу [1 марта] сообщил, что проверка завершена. Сейчас идёт изучение документов. По итогам проверки будут определены меры прокурорского реагирования – протест, представление или другое. Сроки не уточнили. На данный момент у нас нет никаких письменных заключений от прокуратуры», — пояснила юрист.
Коркина отметила, что регион получит безопасный завод, новые рабочие места, а также налоговые отчисления. По данным компании, за последние 3 года «АкваСиб» заплатил в бюджеты 7,3 миллиона рублей, в том числе 3,4 миллиона – в 2018 году. После выхода на проектную мощность после 2021 года налоговые отчисления, по оценкам инвесторов, вырастут до 39,4 миллиона рублей в год. «Хочу заметить, что китайские люди – все разные. Я работала с разными компаниями, знаете, многим нашим российским бизнесменам можно было бы поучиться открытости и соблюдению законодательства», - подчеркнула адвокат.
Главный инженер «АкваСиб» Владислав Герковенко подчеркнул, что завод будет стоять вне Таловских болот, через них будет проходить трубопровод. «Урон будет минимальным, он будет компенсирован рекультивацией почвы», - заметил специалист.
Предприятие будет закрытого цикла, все стоки будут проходить очистку, хозяйственно-бытовые отходы будут через напорную канализацию перенаправляться в сети, а через них – на очистные Култука. Отопление на заводе предусмотрено электрическое.
Герковенко подчеркнул, что воду будут качать с глубины 400 метров – на первом этапе по 137 кубометров воды в день, а по проектной мощности – около 400 кубов в сутки. После этого предусмотрено несколько видов очистки – механическая и ультрафиолет. Воду будут разливать по пластиковым бутылкам, тару изготовят прямо на заводе в Култуке из российского сырья. А затем готовую продукцию на фурах будут отвозить на железнодорожный узел.
Он также заметил, что домовладения местных жителей никак не попадут в санитарно-защитную зону завода, кроме того, выход на берег Байкала будет открытым. Сейчас на объекте укладывается водовод, строятся насосная станция первого подъёма и конструкции завода.
Никакого вреда
Орнитолог, сотрудник Института управления природными ресурсами Иркутского государственного аграрного университета Александр Поваринцев подчеркнул, что территория, на которой разместится новое производство, не является особо охраняемой природной территорией. Он считает, что строительство завода никак не повлияет на птиц – как мигрирующих, так и местных.
Поваринцев подчеркнул, что здесь проходит Южно-Байкальский миграционный коридор, но абсолютное большинство птиц не останавливаются. Болото и прибрежная зона – место обитания для гусеобразных, куликов, чайкообразных и воробьиных. Но они гнездятся ближе к Шаманскому мысу. «Редкие птицы здесь не гнездятся, вообще птицы мало гнездятся. Первая причина – много людей, вторая – выжигание болота в апреле, мае, а потом ещё и июне, третья – засилье домашних животных, в первую очередь, собак, которые патрулируют территорию болота, могут ловить птиц, мышей, лягушек», – заявил орнитолог.
Руководитель группы водолазных исследований и подводного мониторинга Лимнологического института СО РАН Игорь Ханаев заметил, что прокладка трубы и забор воды не повлияют на жителей Байкала. Парадоксально, но труба, по его мнению, будет только способствовать росту численности гидробионтов. В сам водозабор рыбы не смогут попасть – не пострадает ни байкальский омуль, ни представители уникального комплекса рогатковых рыб, ни большая и маленькая голомянка, которые на такие глубины – 400 метров – заходят крайне редко.
Он также заметил, что любое строительство приводит к преобразованиям территории. По его словам, часть траншеи будет закопана строителями, все возможные неровности исчезнуть через пару сильных штормов на Байкале. А повреждённый участок на мелководье в условиях жёсткой конкуренции будет заселён максимум в течение 2 лет.
Ханаев подчеркнул, что розливом воды на Байкале занимается менее 10 заводов, в том числе в Листвянке и порту Байкал. В разработке – ещё несколько проектов по строительству аналогичных предприятий – как у нас, так и в Бурятии.
«Вся эта шумиха отвлекает нас от реальных проблем на Байкале. Напротив завода находятся карты Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Я, как и все, радовался, что завод закрыли, а сейчас я вижу, что нечистоты, которые копились в картах, находятся без присмотра, и всё это поступает в Байкал. А что творится в Листвянке, на Малом море, в Северобайкальске? Может, эта пиар-компания кому-то выгодна?» - заявил учёный.
Высокий интерес?
По данным «Контур.Фокуса», 99% «АкваСиба» принадлежит китайской компании – таковы условия инвестирования КНР в проекты за рубежом. Оставшийся 1% - у Ольги Сергеевны Мульчак. Генеральным директором указана Олеся Артуровна Мульчак.
Имя последней фигурировало в уголовном деле о контрабанде леса в Китай. В августе 2013 года ей и ещё троим было предъявлено обвинение, сумма ущерба оценивалась в 2 миллиарда рублей. Известно, что все, кроме Мульчак, получили сроки. По данным представителя компании, следствие длилось 5 лет, её вину доказать не смогли. А сейчас «гендиректора Олесю Мульчак затравили».
Женщина являлась также учредителем обанкротившегося ООО «Байкал Сан», которая должна была построить завод по розливу байкальской воды в Слюдянском районе. «Байкал Сан» была связана с ЗАО «Востокбайкалинвест» - одним из учредителей торгового дома «Легенды Байкала», который в конце 2018 года купили структуры, близкие к Олегу Дерипаске. Под этим брендом работает завод по розливу байкальской воды в Порту Байкал.
Представители «АкваСиба» связывают информационную кампанию против завода с политическими разборками в регионе. «Мы предполагаем, что это некие силы, чей-то интерес, вероятно, кто-то к выборам готовится и чужими руками решает свои задачи», - подчеркнули в компании, добавив, что в адрес руководства предприятия не поступало предложений о покупке производства.
Президент «ЭкоЗащиты365» Денис Букалов заявил, что разговоры о политическом заказе – «сущий бред». «Разговоры, будто это политически мотивированный заказ, - это либо паранойя, либо специально таким образом отвлекается внимание от завода, чтобы люди не концентрировались», - подчёркивает активист.
При этом обе стороны удивляет реакция губернатора Иркутской области Сергея Левченко, который распорядился, чтобы все профильные ведомства ещё раз проверили законность строительства завода. В марте 2017 года проект включили в реестр региональных инвестиционных проектов, а значит до этого его проверяли, в том числе и на наличие всей разрешительной документации. «Этот проект не был неожиданностью для регионального правительства», - заметила юрист «АкваСиба» Алла Коркина.
«Это либо маразм, либо парадокс. Ведь если они проект включили в реестр, значит всё проверили, а теперь, когда включилась прокуратура, они [власти] говорят: давайте снова проверим. Это как самого себя выпороть. Если они одобрили, они же не признают ошибку, не уволятся, нет, они будут до конца биться, чтобы нас выставить дураками», - заметил Букалов.
Тем временем природоохранная прокуратура готовит иск в суд о приостановке строительства завода в Култуке. Официального заявления от ведомства ещё не было, об этом рассказала пресс-служба правительства Иркутской области. По данным властей, среди нарушений – уже упоминавшиеся мусор и пятно нефтепродуктов. Ещё одна претензия – предприятие не предоставило в прокуратуру разрешение администрации Култука на земляные работы по устройству водовода. В компании пояснили, что документ выдан 22 октября 2018 года и действует до 31 августа 2019-го. Его вместе с другими документами неделю назад предоставила в прокуратуру администрация Култука, у предприятия разрешение не запрашивали.