Иркутская область может инвестировать порядка 1 миллиарда рублей в проект строительства нового терминала аэропорта Иркутска, сообщило ТАСС 16 июня со ссылкой на главу региона Сергея Левченко.
«Часть средств, которые нужно будет выделить на дорожные развязки, чтобы лучше был подъезд, автомобильную стоянку - будет за счёт областных средств […] Прямых инвестиций [региона] на автомобильные развязки, на благоустройство - около 1 миллиарда рублей», - приводятся в сообщении слова Левченко.
Инвестиции в строительство нового терминала оцениваются в 7 миллиардов рублей. «Это будут и средства самого аэропорта, он у нас достаточно прибыльный, за прошлый год почти 700 миллионов прибыли, кроме этого, в силу хорошего финансового положения, аэропорт имеет право брать кредиты», - заметил губернатор.
По его словам, проектированием нового терминала займётся иркутский институт. Предполагается, что подготовительные работы начнутся в ближайшее время. При этом, как уточнил Левченко, сотрудничество с дочерней компанией «Новапорта» приостановлено: «Дочернее предприятие «Новапорта», которое участвовало с нами в этом проекте, мы его, так скажем, «отставили» в сторону и договорились о приостановлении, замораживании этого проекта и начали осуществлять строительство терминала собственными силами».
Аэропорт Иркутска входит в число 20 крупнейших в России по показателям пассажиропотока. В 2015 году аэропорт был передан из федеральной собственности в областную с целью привлечения инвестиций на условиях государственно-частного партнёрства.
Сейчас существует два проекта по развитию аэропорта Иркутска. Первый – это строительство нового аэропорта за пределами Иркутска. В июне 2017 года Левченко заявил о пуле инвесторов, не назвав ни одного, которые могут вложить 2 миллиарда долларов в строительство. О его реализации сейчас ничего неизвестно.
Второй - строительство нового терминала. У проекта два инвестора – аэропорт Иркутска и структура Ростеха «Рампорт». Также предполагается участие в проекте «Новапорта». По данным минтранса, дочка «Ростеха» получила земельный участок под терминал в субаренду на 10 лет. Стоимость работ составляет более 7 миллиардов рублей. Властями эта сделка позиционируется как обычная сделка между хозяйствующими субъектами. Первый камень на месте нового терминала был заложен в августе 2018-го.
В октябре ФАС возбудила дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства. По версии ведомства, губернатор региона и правительство подозреваются в сговоре с компаниями бизнесмена Романа Троценко «АЕОН» и «Новапорт» и с московской фирмой «Система управления» и её «дочкой» - «Рампорт безопасность». 26 декабря ведомство обвинило структуры Троценко и власти Иркутской области в воспрепятствовании проверке. Но в пресс-службе правительства эту информацию опровергли. Эту проверку региональные власти оспаривают в арбитражном суде. Действия ФАС, по словам губернатора Иркутской области Сергея Левченко, фактически парализовали реализацию проекта по строительству нового терминала аэропорта Иркутска. В марте 2019 года власти смогли начать проектирование.