Министерство экономразвития Иркутской области объявило повторный конкурс на оказание консультационных услуг для привлечения инвестиций в развитие аэропорта Иркутска. Документация опубликована 8 апреля на сайте госзакупок.
Первый конкурс состоялся в конце 2020 года. Победителем была признана иркутская торговая компания «Алмаз», «сбившая» начальную цену с 55 миллионов до 17 миллионов рублей. Кроме «Алмаза», в торгах участвовали четыре московские компании. Директор компании подтвердил, что у фирмы нет подобного опыта, но есть «опыт сопровождения социально ориентированных проектов». После этого Кобзев заявил, что для проведения работ нужно привлечь «компанию с мировым именем», а затем «Алмаз» отказался от контракта.
Стоимость работ осталась неизменной - 55 миллионов рублей. Деньги выделяются из бюджета региона.
Победитель должен будет разработать технико-экономическое обоснование объёмов и сроков ремонта, реконструкции, строительства инфраструктуры аэропортового комплекса до 2035 года и провести оценку акций авиапредприятия, разработать стратегию привлечения инвестиций в развитие авиаузла, сформировать частное техзадание и разработать конкурсную документацию для проведения конкурса на привлечение инвестора; консультировать в рамках юридического сопровождения конкурных процедур. Работы должны проводиться до конца 2021 года.
Как следует из конкурсной документации, власти изменили критерии оценки заявок участников. Если предложение участника на 25% и более ниже начальной цены контракта, тогда значимость цены в его случае будет составлять только 10%, основное внимание будет уделяться его квалификации.
Заявки на участие в конкурсе принимаются до 11 мая. Сами торги запланированы 19 мая.
Аэропорт Иркутска входит в число 20 крупнейших в России по показателям пассажиропотока. В 2015 году аэропорт был передан из федеральной собственности в областную с целью привлечения инвестиций на условиях государственно-частного партнёрства.
Вопрос строительства нового аэропорта рассматривается более 30 лет. В 2017 году аэропорт убрали из программы развития транспортной инфраструктуры, так регион потерял более 20 миллиардов рублей на новую взлётно-посадочную полосу. По предположениям предыдущего правительства, рассчитывать на выделение из федерального бюджета денег на аэропорт можно будет только после 2022 года.
Экс-губернатор Сергей Левченко привлекал к проекту холдинг Романа Троценко «Новапорт», но ФАС дважды предупреждала его о незаконности таких действий. В июне 2017-го Левченко заявил о пуле инвесторов с объёмом вложений около 2 миллиардов долларов. Но власти тогда так и не определились с местом расположения нового аэропорта.
В 2018 году власти привлекли к развитию действующего аэропорта госкорпорацию «Ростех». Предполагалось, что будет построен новый терминал, который объединит международные и внутренние линии. В августе в торжественной обстановке был заложен камень на месте строительства нового терминала, но дальше этого дело не сдвинулось. В июле 2020-го ФАС оштрафовала Левченко на 30 тысяч рублей за выбор инвестора без конкурса.
В марте губернатор Игорь Кобзев поручил правительству до конца 2020 года выбрать инвестора по развитию аэропорта, но вместо этого объявили конкурс на разработку ТЭО.
Как сообщали в пресс-службе правительства, до 2024 года необходимо провести реконструкцию рулёжных дорожек, светосигнального оборудования, строительство площадки для обработки судов противообледенительной жидкостью, нового аэровокзального комплекса международных и внутренних авиалиний, привокзальной площади и подъездных дорог, а также возведение перрона и очистных сооружений. Финансовая потребность на реализацию этих мероприятий составляет 16,27 миллиарда рублей с участием федерального бюджета. Предварительно одобрено софинансирование в размере 5,32 миллиарда рублей.
В сентябре 2020 года губернатор Игорь Кобзев заявил, что власти ведут переговоры о передаче ВПП в федеральную собственность, но сейчас этот вопрос не рассматривается. После приезда главы Росавиации Александра Нерадько стало известно, что иркутский аэропорт претендует на то, чтобы попасть в проект комплексного развития транспортной системы, но федеральное финансирование авиаузел может получить на модернизацию только после 2025 года.