Московское акционерное общество КПМГ признано победителем конкурса на проведение консультаций по развитию аэропорта Иркутска, следует из итогового протокола, опубликованного 20 мая на сайте госзакупок.
«[...] Конкурсной комиссией принято следующее решение: присвоить первый номер заявке участника конкурса в электронной форме АО «КПМГ» и признать его победителем открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание консультационных услуг для привлечения инвестиций в развитие авиационного узла города Иркутска», - говорится в протоколе.
На конкурс было подано всего две заявки - кроме АО КПМГ, участником стало ООО «Эрнст Энд Янг», также зарегистрированное в Москве. По итогам оценки квалификации участники получили одинаковое количество баллов. Но «Эрнст Энд Янг» предложило за свои услуги 41,25 миллиона рублей, а КПМГ — 18,9 миллиона, что почти в три раза ниже начальной цены контракта.
Это повторный конкурс. Первые торги состоялся в конце 2020 года. Победителем была признана иркутская торговая компания «Алмаз», «сбившая» начальную цену с 55 миллионов до 17 миллионов рублей. Кроме «Алмаза», в торгах участвовали четыре московские компании, в том числе и указанные двое. Директор компании подтвердил, что у фирмы нет подобного опыта, но есть «опыт сопровождения социально ориентированных проектов». После этого Кобзев заявил, что для проведения работ нужно привлечь «компанию с мировым именем», а затем «Алмаз» отказался от контракта. При проведении второго конкурса власти уточнили критерии оценки заявок.
Победитель должен будет разработать технико-экономическое обоснование объёмов и сроков ремонта, реконструкции, строительства инфраструктуры аэропортового комплекса до 2035 года и провести оценку акций авиапредприятия, разработать стратегию привлечения инвестиций в развитие авиаузла, сформировать частное техзадание и разработать конкурсную документацию для проведения конкурса на привлечение инвестора; консультировать в рамках юридического сопровождения конкурных процедур. Работы должны провести до конца 2021 года.
По данным «Контур.Фокуса», АО КПМГ образовано в 1992 году, зарегистрировано в Москве. Является участником глобальной англо-голландской ассоциации KPMG International Limited. Основной вид деятельности - проведение финансового аудита. Уставный капитал составляет 10 миллионов рублей. 46% принадлежит «Кпмж Интернешнл Инвестменс Б.в» (Нидерланды), 26% - Наталье Викторовне Лукашевой, 25% - Юрию Александровичу Шумскому. Также учредителем является московское микропредприятие - ООО «КПМГ», принадлежащее шести физлицам.
Аэропорт Иркутска входит в число 20 крупнейших в России по показателям пассажиропотока. В 2015 году аэропорт был передан из федеральной собственности в областную с целью привлечения инвестиций на условиях государственно-частного партнёрства для модернизации существующего авиаузла и строительства нового.
Вопрос создания нового аэропорта рассматривается более 30 лет. В 2017 году аэропорт убрали из программы развития транспортной инфраструктуры, так регион потерял более 20 миллиардов рублей на новую взлётно-посадочную полосу. Экс-губернатор Сергей Левченко привлекал к проекту холдинг Романа Троценко «Новапорт», но ФАС дважды предупреждала его о незаконности таких действий. В июне 2017-го Левченко заявил о пуле инвесторов с объёмом вложений около 2 миллиардов долларов. Но власти тогда так и не определились с местом расположения нового аэропорта.
В 2018 году власти привлекли к развитию действующего аэропорта госкорпорацию «Ростех». Предполагалось, что будет построен новый терминал, который объединит международные и внутренние линии. В августе в торжественной обстановке был заложен камень на месте строительства нового терминала, но дальше этого дело не сдвинулось. В июле 2020-го ФАС оштрафовала Левченко на 30 тысяч рублей за выбор инвестора без конкурса.
В марте губернатор Игорь Кобзев поручил правительству до конца 2020 года выбрать инвестора по развитию аэропорта, но вместо этого объявили конкурс на разработку ТЭО.
Как сообщали в пресс-службе правительства, до 2024 года необходимо провести реконструкцию рулёжных дорожек, светосигнального оборудования, строительство площадки для обработки судов противообледенительной жидкостью, нового аэровокзального комплекса международных и внутренних авиалиний, привокзальной площади и подъездных дорог, а также возведение перрона и очистных сооружений. Финансовая потребность на реализацию этих мероприятий составляет 16,27 миллиарда рублей с участием федерального бюджета. Предварительно одобрено софинансирование в размере 5,32 миллиарда рублей.
В сентябре 2020 года губернатор Игорь Кобзев заявил, что власти ведут переговоры о передаче ВПП в федеральную собственность, но сейчас этот вопрос не рассматривается. После приезда главы Росавиации Александра Нерадько стало известно, что иркутский аэропорт претендует на то, чтобы попасть в проект комплексного развития транспортной системы, но федеральное финансирование авиаузел может получить на модернизацию только после 2025 года.