АО «Международный аэропорт Иркутск» направит 500 миллионов рублей на проведение текущего ремонта сооружений аэропортового комплекса, сетей и оборудования. В частности, будет заменено светосигнальное оборудование, которое было установлено больше 30 лет назад.
— На 2022 год мы ориентируемся потратить 500–600 миллионов рублей на реконструкцию, это небольшие деньги, учитывая, в каком состоянии находятся сегодня аэропорт и аэродромные сооружения, — заявила на комитете по собственности и экономической политике в Заксобрании замминистра транспорта Ольга Золотарева.
По ее словам, за период 2014–2021 годов на реконструкцию потрачено почти 2 миллиарда рублей. Это собственные средства аэропорта.
Гендиректор авиапредприятия Андрей Скуба подчеркнул, что в основном компания занимается текущим ремонтом, а не модернизацией.
— Модернизация аэропортового комплекса — это громко сказано, потому что состояние аэропорта таково, что его не модернизировать, а поддерживать надо хотя бы в рабочем состоянии, чем мы и занимаемся, — заметил глава аэропорта, добавив, что модернизация одной магистральной рулежной дорожки в ценах 2019 года потребует приблизительно 1,2 миллиарда рублей.
Он уточнил, что основные статьи расходов в 2022 году — это поддержание плоскостных сооружений (почти 150 миллионов) и замена светосигнального оборудования (144 миллиона рублей). Скуба рассказал, что светосигнальное оборудование установлено больше 30 лет назад. В минувшую зиму было зафиксировано три случая отказа.
— Не критические, но тем не менее приходилось вводить ограничения, — добавил Скуба.
Оборудование импортное — на прошлой неделе оно пришло в Москву.
Кроме того, на модернизацию изношенных канализационных сетей направят 26 миллионов рублей, на «древние» кабельные сети — 12 миллионов рублей, на замену одной мачты освещения — 11 миллионов рублей, на модернизацию теплотрассы — 9 миллионов рублей. Также планируется заключить контракт на установку стояночного бокса для 50 импортных единиц техники, которые применяются в обслуживании воздушных судов.
— Техника требует особого температурного режима, не такого, как наша, она очень нежная, — добавил глава компании.
Уже начались работы на продление навеса у терминала внутренних воздушных линий, а также закуплены емкости для запаса холодной воды для гостиницы и обоих терминалов на случай отключений.
— На самом деле мы себя довольно спокойно чувствуем в плане финансовом, поэтому с 1 июля решили на 10% проиндексировать зарплаты всем категориям работников. Сокращений, вынужденных простоев не планируем. Хотя это уже во многих аэропортах начинается, — добавил гендиректор.
По его словам, в этом году рост пассажиропотока на внутренних линиях компенсирует падение на международных направлениях, на которые приходится примерно 30% от общего числа обслуженных пассажиров. Но в целом пассажиропоток на 10% ниже, чем в максимальный 2019 год.
— Сейчас только Киргизия и Казахстан. Возможно, пойдет Турция, но это не будет массово. Поскольку цены бешеные, не все могут позволить Турцию — стоимость от 400 тысяч рублей на двоих на 9–10 дней. То есть международки не будет. Юго-Восточная Азия не откроется из-за ситуации в Китае, — пояснил Андрей Скуба.
Так как внутренний пассажиропоток растет, в аэропорту планируется расширить терминал внутренних воздушных линий, для этого предполагается сделать пристрой с выносом туда багажного отделения и организацией там зоны прилета. По предварительным расчетам, на это потребуется около 1,2–1,4 миллиарда рублей.
Аэропорт Иркутска входит в число 20 крупнейших в России по показателям пассажиропотока. В 2015 году аэропорт был передан из федеральной собственности в областную с целью привлечения инвестиций на условиях государственно-частного партнерства для модернизации существующего авиаузла и строительства нового.
В 1990-е и начале 2000-х рассматривался вариант размещения нового аэропорта Иркутска в районе деревни Позднякова, но Главгосэкспертиза трижды дала отрицательное заключение из-за расположения воинских частей. Предыдущий губернатор — Сергей Левченко — также говорил о выносе аэропорта, но с местом региональные власти так и не определились. В сентябре 2021 года Кобзев заявил, что для размещения аэропорта рассматриваются две площадки — Позднякова и Ключевая падь. Сам глава региона подчеркивал, что «склоняется к Позднякова». Согласование Минобороны по Позднякова планировалось получить до конца года, но этого не произошло.
В марте 2021 года глава Росавиации Александр Нерадько оценил стоимость нового аэропорта в 53 миллиарда рублей. Предполагается, что проект на новый авиаузел должен быть готов до 2025 года, а само строительство — начаться не позднее 2030-го. В третьем квартале 2022 года планируется провести конкурс на выбор инвестора.