IRCITY
Погода

Сейчас+14°C

Сейчас в Иркутске

Погода+14°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +11

5 м/c,

с-з.

718мм 67%
Подробнее
USD 90,65
EUR 98,58
Экономика Уникальное крыло, проверка пеплом и работа роботов. Канал «Звезда» показал фильм о создании компонентов для МС-21

Уникальное крыло, проверка пеплом и работа роботов. Канал «Звезда» показал фильм о создании компонентов для МС-21

В выпуске передачи «Военная приемка» рассказали о том, как авиационная промышленность работает в условиях санкций

Телеканал «Звезда» рассказал о процессе создания компонентов для самолета МС-21

Телеканал «Звезда» посвятил выпуск программы «Военная приемка» работе авиационной промышленности в условиях санкций, связанных с проведением специальной военной операции. В частности, авторы передачи рассказали о создании компонентов для сборки самолета МС-21, который производят на Иркутском авиазаводе. Выпуск, посвященный гражданской авиации, был опубликован 18 июня на Rutube-канале «Звезды».

Журналист и автор «Военной приемки» Алексей Егоров рассказал, что основные претензии к отечественным лайнерам старого поколения (например, Ту-154 или Ил-62) заключались в их компоновке: двигатели этих самолетов размещались в хвостовой части борта, из-за чего возникали проблемы с расположением центра тяжести. На новых образцах (Sukhoi Superjet-100 и Ту-214) эту проблему решили размещением двигателей на крыле, но конструкторы МС-21 пошли дальше и для улучшения аэродинамики замахнулись на создание крыла с большим удлинением.

В связи с этим возникла другая сложность: авиационный алюминий, использовавшийся ранее, для создания длинного крыла МС-21 не подходил. Изначально лайнер проектировался с учетом использования американских композитов, но, по словам Егорова, «американцы поступили как американцы» и в 2018 году вышли из проекта.

— Западные санкции начались до специальной военной операции. Мы впервые с ними столкнулись, когда по абсолютно гражданскому проекту МС-21 прекратилась поставка композитов. Фактически наше главное конкурентное преимущество — крыло большого удлинения, которое было сделано полностью из композитов по уникальной технологии — оказалось в зоне риска с точки зрения реализации, — рассказал в эфире генеральный директор «Объединенной авиастроительной компании» (является материнской компанией для корпорации «Иркут», куда входит ИАЗ) Юрий Слюсарь.

С 2018 года в России было налажено собственное производство как композитов, так и крыла. Из отечественного сырья — российской нефти — на заводе в Алабуге создается полимер для создания «черного крыла», которое впоследствии используется на ульяновском предприятии «Аэрокомпозит».

— Углеволокно превращают в ленту, и с помощью робота начинается выкладка этой сухой углеродной ленты с приклеиванием ее лазером. Робот аккуратно укладывает ткань будущей 18-метровой бесшовной конструкции, при этом каждый новый слой кладут так, чтобы он шел под углом 90 или 45 градусов к предыдущему. Таким образом достигаются необходимые характеристики прочности. Деталь будущего крыла оказывается в вакууме, пропитывается смолой, нагревается и приобретает жесткость и твердость, — рассказывают авторы передачи о технологии производства крыла МС-21.

По словам первого заместителя директора «Иркута» Анатолия Гайданского, ранее технологию вакуумной инфузии с учетом автоматической выкладки сухого материала для создания силовых конструкций ранее никто не применял. В Ульяновске ее автоматизировали и довели до сертификации.

Кроме того, в рамках передачи рассказали о производстве отечественных двигателей ПД-14, которые используются при сборке МС-21. Ранее лайнер собирали с американскими силовыми установками Pratt & Whitney, но в 2019-м было решено от них отказаться в пользу российских моторов.

Как отмечают авторы передачи, для создания ПД-14 потребовалось освоить множество критичных технологий, например, создание высокотемпературных или порошковых сплавов, а также композиционных материалов. На этапе сертификации для подтверждения безопасности двигатель обстреливали из пневматической пушки градом, льдом и даже тушками птиц. Кроме того, конструкторы забрасывали пепел в газогенератор, и двигатель прошел это испытание без каких-либо изменений технических характеристик. Таким образом, самолеты с двигателями ПД-14 могут летать сквозь облака вулканического пепла.

— Мы в своих мечтах рассчитывали на программу создания до 50 двигателей в год. Но сегодняшняя реальность опередила все наши смелые ожидания. На сегодня гражданский государственный заказ предусматривает освоение и изготовление к 2030 году до 160 двигателей в год, — рассказал заместитель генерального конструктора «Объединенной двигателестроительной корпорации» (в ее состав входит предприятие «Пермские моторы») Игорь Максимов.

По данным разработчиков установки, за счет современной системы охлаждения и нового теплозащитного покрытия новые двигатели работают при температурах, превышающих температуру плавления стали. По их мнению, двигатель ПД-14 является одним из самых экономичных, а может, и самым экономичным в своем классе тяги.

В заключение программы авторы передачи показали уникальные кадры статических испытаний крыла лайнера на прочность. На них можно увидеть момент перелома крыла, но, по словам заводчан, это было рассчитано. Нагрузки значительно превышали те, что возможны в условиях самой сильной турбулентности.

Момент разрушения крыла самолета МС-21 во время статистических испытаний (на 33:50)

МС-21 — среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Лайнер собирают на Иркутском авиационном заводе. Первый полет МС-21 состоялся 28 мая 2017 года, а 15 декабря 2020-го самолет совершил первый полет с российским двигателем ПД-14. Сертификационные испытания лайнер проводил в 2021 году, в частности, в прошлом декабре самолет впервые сел в Иркутске на гражданском аэродроме — в городском аэропорту. В августе 2022-го машина совершила сотый полет с отечественными двигателями ПД-14 в подмосковном Жуковском.

Изначально предполагалось, что первые шесть серийных лайнеров МС-21 с отечественным двигателем ПД-14 будут переданы заказчикам в 2024 году. Тогда же, по заверениям главы Минпромторга России Дениса Мантурова, должно было начаться и серийное производство МС-21. Но вице-премьер РФ Юрий Борисов позже сообщил, что выпуск лайнеров могут отложить на 1–2 года из-за санкций западных стран.

В конце ноября 2022-го первый МС-21 получил ливрею авиакомпании «Россия». А в конце апреля 2023-го самолет перекрасили в новую ливрею ОАК для участия в международном авиасалоне МАКС-2023.

Кроме того, корпорация «Иркут» намерена в 2026–2027 годах ввести в эксплуатацию ангарный комплекс для технического обслуживания российских самолетов SSJ-100 и МС-21. Его разместят в Шереметьево. Предполагается, что «Аэрофлот» до 2025 года должен получить 18 самолетов МС-21.

В апреле глава Ростеха Сергей Чемезов заявил РИА Новости, что государство будет субсидировать закупки МС-21 для отечественных авиакомпаний, за счет чего и снизится цена.

Летные испытания импортозамещенного МС-21 начнутся в ноябре 2023-го, завершатся — в течение 2024 года. После этого лайнер начнут поставлять авиакомпаниям.

По информации источников газеты «Ведомости» в госструктурах, новый отечественный пассажирский самолет МС-21 будет стоить для российских авиакомпаний около 3,2 миллиарда рублей за штуку. Это примерно в два раза дешевле, чем сопоставимый по вместимости Boeing или Airbus.

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем