Экономика «Руби бабло, пока горячо». Экопарк «Теплые озера» задрал ценник за вход — нормально ли это?

«Руби бабло, пока горячо». Экопарк «Теплые озера» задрал ценник за вход — нормально ли это?

Выяснили у экспертов, насколько обоснована такая политика владельцев

«Руби бабло, пока горячо». Экопарк «Теплые озера» задрал ценник за вход — нормально ли это?

Несколько дней назад стало известно, что экопарк «Теплые озера на Снежной» этим летом повысит плату за вход на свою территорию и за парковку. Сейчас так называемый инфраструктурный сбор для взрослых составляет 300 рублей, с 1 июня сумма вырастет до 500 рублей, а с июля и вовсе удвоится. В компании утверждают, что это делается для того, чтобы «сохранить природную красоту парка». Вместе с экспертами рынка разбирались, так ли это на самом деле.

Золотые билеты

Экопарк расположен на берегу реки Снежная почти на границе Иркутской области и Бурятии, занимает площадь в 250 гектаров — это примерно 350 футбольных полей. Рядом находится небольшой населенный пункт Выдрино.

Территория включается в себя четыре локации: «Теплые озера» (это четыре озера Сказка, Изумрудное, Теплое и Щучье, самое крупное — Изумрудное, или Ледебиное, образовалось в 1906–1913 годы в результате добычи бутового камня), «Мыс Капитанов», «Снежная» (гостевые домики стоят на берегу одноименной реки) и «Стрелка» (на пересечении двух рек — Снежной и Селенгинки).

Сейчас вход в экопарк стоит 300 рублей для взрослых и 150 рублей для детей от 8 до 14 лет. Дети младше 8 лет могут находиться в экопарке бесплатно. Парковочное место стоит 500 рублей вне зависимости от того, где гости планируют оставить машину. С 1 июня билеты будут стоить для взрослых 500 рублей, для детей-подростков — 200, а парковка обойдется в 500 рублей (а если захочется оставить машину ближе к озерам, то придется заплатить в два раза больше).

А с 1 июля входные билеты в экопарк станут почти золотыми. Дневное пребывание на территории «Теплых озер на Снежной» будет стоить 1000 рублей для взрослых и 500 рублей — для детей от 8 до 14 лет. Парковочные места в высокий сезон будут стоить уже от 1000 рублей, за место поближе к озерам придется выложить 2000 рублей.

Как рассказали порталу «ИрСити» администраторы экопарка, максимальная плата за вход установлена на период с начала июля до конца августа. В сентябре инфраструктурный сбор снова будет составлять 500 рублей со взрослого человека и 200 рублей — для детей от 8 до 14 лет. Плата за парковку также вернется на уровень июня: 500 рублей за одну машину (и 1000 — если паркуешься близко к озерам).

— В июле и августе стоимость такая, потому что наша задача — сохранить природную красоту парка. Гости приезжают, оставляют много мусора. Его количество резко возрастает, поэтому повышаются расходы на вывоз мусора. Кроме того, требуется ежедневная уборка территории, туалетов, прочих общественных пространств, — объяснили представители экопарка.

Транзитные туристы, которые проходят через экопарк по пути к пику Тальцинский или Соболиным озерам, платить инфраструктурный сбор не будут, если они не будут пользоваться инфраструктурой парка. Отличить их помогут специальные браслеты: у гостей парка они будут, у тех, кто идет на пик, — нет.

Ради интереса посмотрели, сколько стоят номера в гостиницах, расположенных в экопарке. Самый доступный вариант для двоих — это неблагоустроенный номер за 3,5 тысячи рублей (туалет — общий), а самый дорогой — в локации «Мыс Капитанов» — обойдется в 70 тысяч рублей на двоих. Это отдельно стоящая вилла с дизайнерским ремонтом и всей необходимой техникой, внутри спальня, гостиная и кухня, также есть две террасы, на одной — купель с подогревом.

Кому принадлежит экопарк и причём тут экс-губернатор

Многие объекты, согласно выпискам Росреестра, были построены еще в 70–90-е годы. Например, берегоукрепление, гостиница, усадьба «Зеленое озеро», пункт проката, домик спасателей, сооружения электроэнергетики. Если смотреть исторических владельцев, то можно заметить, что в «нулевых» годах земли принадлежали Ангарскому электромеханическому заводу, который приватизировали в 1992-м, а обанкротился он в 2010-м. Земли перешли одному из последних руководителей предприятия — Максиму Шевченко. С ним и его семьей связано около 20 различных компаний в Иркутске, Ангарске, Выдрино и Москве.

До 2017 года Шевченко владел землей в 0,19 гектара, на которой в 2014 году построили часовню. Сейчас территория принадлежит местной религиозной организации «Православный приход храма во имя святого пророка царя Давида». Причем «Контур. Фокус» показывает 10 человек в числе бывших участников прихода. Среди них — всё тот же Шевченко.

Компании, которые зарегистрированы на территории экопарка, так или иначе связаны с семьей бизнесмена. Например, по-видимому, его дочь Елизавета Шевченко владеет фирмой «Лемаше». Её реквизиты указаны на сайте экопарка, где можно выбрать и забронировать номер для проживания. По данным «Контур. Фокуса», в 2023 году компания получила чистую прибыль в 9,5 миллиона рублей (против убытка в 2022-м в 33,4 миллиона), а также увеличила выручку на 20%, до 80,2 миллиона рублей.

Или компания «БайкалГринХаус», занимающаяся сбором дикоросов. Она образована еще в 2012-м году, но сведений о финансах нет. Зато есть долги по налогам (за первый квартал 2024-го — 606 тысяч рублей).

Эта странная фирма принадлежит Фонду наследия русской культуры и духовности «Отражение», председателями которого являются Максим и Яна Шевченко. Фонд в 2016 году создал парк «Отражение Советского Союза» в Ангарске, в 2017-м купил две картины художника Никаса Сафронова, по поручению тогдашнего губернатора Сергея Левченко выступил спонсором команды КВН «Раисы», а в 2018-м дал денег на съемки фильма «321-я Сибирская». Сам фонд зарегистрирован в Иркутске, заодно он владеет санаторием «Электроник» в Савватеевке.

Еще одна туристическая компания, связанная с экопарком, — «Новая Снежная» — принадлежит главе думы Выдрино Леониду Гомзякову. Он раньше входил в бизнес Шевченко, который владеет фирмой «Тор Мыс капитанов» — её название созвучно с названием самой дорогостоящей локации на Тёплых озерах.

Одна из основных компаний ангаро-выдринского предпринимателя — фирма «Максимакс». Она работает с 2009 года в Выдрино и, вероятно, управляет землями экопарка. Это косвенно подтверждает соглашение, которое в 2021 году фирма заключила с правительством Бурятии. В документе речь шла как раз о благоустройстве территории на Теплых озерах.

Кроме того, «Максимакс» участвовал в создании Фонда микрокредитования Иркутской области. Причем изначально этот Фонд был зарегистрирован в Ангарске, а в числе ее участников была администрация ныне реорганизованного муниципального образования. Минэкономразвития и Корпорация развития Иркутской области вошли в состав учредителей в 2016 году, при Сергее Левченко. Сейчас ангарчан нет в учредителях Фонда.

У семьи Шевченко — Яны, Максима и Елизаветы — есть ещё одна управляющая компания — «Юм». Она расположена в Москве. А с Яной Шевченко связано несколько институтов развития бизнеса. В частности, она возглавляла закрытое в 2021 году агентство инвестиционного развития и фонд микрокредитования. С 2019 года Яна Шевченко занимает пост директора Фонда развития промышленности.

«Стригут бабло, пока могут»

В 2022 году журналист «ИрСити» Алена Кашпарова съездила в экопарк и написал колонку, в которой сделала несколько замечаний к организации отдыха. В частности, она отметила отсутствие нормальной дороги от трассы до экопарка (ее начали ремонтировать в прошлом году) и указала на плотность застройки территории.

После новости о повышении инфраструктурного сбора наши читатели оставили несколько десятков комментариев о том, как ездили в экопарк и что думают об отдыхе там. Вот самые показательные из них.

— Ценник космический. Были в 21 году, ну так себе инфраструктура, лежаки да пара кафешек. Короче, стригут бабло, пока есть возможность.

— В прошлом году была, туалета нет в принципе, даже платного. Есть один в кафе, ценник не помню сколько, но много (может, 100). И в целом ценник просто за въезд очень завышен.

— За такую цену — 5–6 часов (а то и больше) только на дорогу, в выходные — вечные пробки. Только чтобы искупаться? А так место неплохое. Один раз можно съездить посмотреть.

— Был в прошлом и позапрошлом году там. И если сравнивать то, что было 10 лет назад, то сейчас удобнее передвигаться по тропинкам, хотя раньше было больше ощущения «природности». Мне не жалко было бы отдать 300 рублей за то, чтобы на территории убирались и как-то благоустраивали, но 1000 рублей — это уже как-то перебор. Еще удивило, что рыбы вот так косяками плавают.

— Очень красивое место, отдохнули, покупались, в гору поднялись, три дня пролетели быстро, уезжать не хотелось. Это 2021 год. Когда пишут и возмущаются об оплате, хочется напомнить о местах дикого пребывания людей на природе — свалки. Не говорю о каждом, кто-то увозит свой мусор сам и ещё чужой прихватывает. Если на Теплых озёрах сделать свободный вход, если оттуда уйдет те, кто сейчас убирает, облагораживает территорию, через год-два там отдыхать не захочется, будет свалка.

— Вопрос регулирования количества посетителей ценой самый простой. А вот следить за тем, чтобы бычки в озеро не бросали, за соблюдением правил (музыка, опять мусор и курение) сложно, но было бы справедливее.

— Владелец ставит какие хочет цены, а потребитель голосует рублем. И кажется, в данном случае народа меньше там не станет.

«Это может отпугнуть посетителей»

Экотуризм в России всё сильнее набирает популярность, отчасти благодаря уникальным природным ресурсам страны. Главные особенности такого бизнеса заключаются в больших начальных инвестициях и одновременно необходимости соблюдать строгие экологические стандарты, подчеркивает директор по стратегии инвестиционной компании «Финам» Ярослав Кабаков.

— Цена за вход и парковку в экопарках формируется из нескольких компонентов: стоимости обслуживания и содержания территории, заработной платы персонала, инвестиций в развитие и улучшение инфраструктуры, а также маркетинговых и административных расходов. Нередко в цену также включаются средства на поддержание уровня экологической устойчивости и финансирование программ по защите окружающей среды, — поясняет эксперт.

По словам представителя экопарка «Лазурное» под Челябинском Егора Лавришина, даже просто обслуживание территории и поддержание в хорошем состоянии, а это проведение уборок, поливки, озеленения, стоит не дёшево. «Например, в эко-парке «Лазурный» участок площадью 100 соток в летний период может требовать до 80 тысяч в месяц, это поддержание. Не говоря о вложениях в локации и амортизацию. Поэтому ценник приходится иногда обоснованно поднимать», — подчеркивает он.

По мнению Ярослава Кабакова, резкий скачок цен на входные билеты можно объяснить сразу несколькими причинами, в том числе повышение эксплуатационных расходов или необходимость окупить вложенные инвестиции. Кабаков подчеркивает, что частные компании имеют право устанавливать свои цены, но неоправданно высокие цифры могут оттолкнуть посетителей. «Повышение спроса на посещение экопарка также может быть причиной увеличения стоимости входа, но необходим баланс между прибылью и доступностью услуг для широкого круга посетителей», — добавляет он.

Эксперт уточняет, что отсутствие в Иркутской области проектов, подобных экопарку на Теплых озерах, может дать компании некоторую свободу в формировании ценовой политики, так как у людей мало альтернативы. Поэтому на фоне уникальности предложения компания стремится получить максимальную прибыль. «Однако такой подход может в долгосрочной перспективе привести к снижению посещаемости и ухудшению общего восприятия объекта среди потенциальных посетителей», — добавляет Ярослав Кабаков.

Хотя, как считает Егор Лавришин, если компания предоставляет уютные локации, то поднятие среднего чека до 1000 рублей не сильно сказывается на заявках, так, челябинский экопарк, расположенный рядом с памятником природы — озером Сугояк, легко заполняется как выходные, так и в будние дни. Но тем не менее на этот летний сезон компания не стала задирать цены, оставив их на прежнем уровне.

— В этом году мы оставили цены без изменения и даже открыли новые локации без доплаты. Так как по нашим убеждениям нет повода увеличивать средний чек. На человека он сейчас у нас в районе 1000 рублей. Небольшая инфляция перекрывается количеством отдыхающих. Другое дело маленькие площадки и ограниченная инфраструктура — маленькое количество коттеджей и домов, банкетных залов и беседок, там ценник удержать сложнее, а затраты всегда большие, — резюмировал эксперт.

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY7
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
7
ТОП 5
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему путешествие в Южную Корею лучше курортов Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Чувствовала себя поэтессой на морях». Иркутянка второй год ездит в Сочи в ноябре — она рассказала, почему ей нравится там вне сезона
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления