Каждому читателю знаком запах новой книги – это предчувствие приключений и чувство неизведанного, когда ещё не знаешь, что скрывают за собой страницы. Но увидеть процесс создания книги могут не все. Портал «ИрСити» в рамках проекта «Город изнутри» побывал на одной из старейших типографий Иркутска – областной типографии №1.
Долгая и сложная судьба
Свою историю типография №1 ведёт с 1904 года, когда у предприятия появилось собственное помещение – большой каменный дом на улице Большой (сегодня Карла Маркса, здание, где располагается отдел истории краеведческого музея). На первом этаже тогда разместились писчебумажный и книжный магазины, а в типографии были установлены немецкие печатные машины, которые приводили в движение рабочие, вращавшие маховики при свете керосиновых ламп.
Через 10 лет в типографии появилась паровая котельная, установили паровую машину, которая приводила в движение трансмиссию для печатных машин. В то же время цеха стали освещаться небольшой динамо-машиной.
С тех пор год за годом, не останавливаясь, областная типография №1, получившая имя одного из своих основателей – Владимира Посохина – выпускает книги, журналы и много другой интересной печатной продукции, о чём история впереди.
В 2016 году областная типография была вынуждена покинуть своё историческое место и переехала в здание на улице Сергеева, где мы и встретились с генеральным директором предприятия Вячеславом Правеньким.
«Всё что было, уже неважно, важно то, что у нас есть желание сохранить это предприятие, пусть и на другой территории», - говорит он.
Современность и прогресс
Изначально основной продукцией типографии была книга, сейчас объёмы не такие как в XX веке, однако все иркутские писатели до сих печатают свои книги именно здесь.
«Мы были единственной типографией, печатающей книги, но со временем появились и другие, на 1-й Советской, например, типография «Восточно-Сибирской правды». Однако там газетное направление, рулонная печать, а у нас - плоская, офсетная печать», - рассказывает собеседник.
Раньше типография выпускала учебники для соседних регионов, сегодня же все до одного учебные пособия производят в Москве, печатать книги теперь приходят либо сами авторы, либо издательства, а тираж в 1 тысячу экземпляров считается роскошью.
Областная типография активно сотрудничает с пищевой промышленностью. Так, в цехах печатаются этикетки для пивзавода, масложиркомбината, иркутского хлебозавода, компании «Янта», фабрики мороженого «Ангария», а также буклеты для сети супермаркетов «Слата», «Виноград» и сети бытовой техники «Эльдорадо». По словам Правенького, сегодня эти заказы – основная доля всей выпускаемой продукции.
Типография – такое производство, где необходимо постоянное усовершенствование техники. За 20 лет, что Правенький работает здесь, произошло уже четыре крупных обновления машин. После каждой такой модернизации, как правило, приходится сокращать работников – современное оборудование способно работать самостоятельно, практически без помощи человека. Так, если в 1999 году в областной типографии было 300 сотрудников, то сегодня – 61.
«С приходом компьютера сократили наборщиков – раньше это был целых цех, где сидело очень много людей, которые собирали слова. Сегодня достаточно одного машиниста, который владеет техникой скоропечатания. Поменялся и сам процесс заказа: сегодня клиент приносит уже готовый макет, и типографии не нужно заниматься разработкой, то есть этот штат тоже не нужен, а было около 80 человек. Конечно, компьютер нам помог, облегчил производство, но рабочие места сократились», - пояснил глава предприятия.
Печатную машину ещё в недавнем прошлом обслуживало 5 человек, сегодня – один. При этом раньше машина могла работать 5 часов, а потом 3 часа проходило обслуживание, сейчас оборудование может работать круглосуточно. Собственно, с четверга по вторник типография так и работает. Это связано с заказами: в супермаркетах «Слата» в четверг должна появиться свежая рекламная продукция, поэтому, начиная с субботы, в цехах печатают буклеты для магазинов.
Несмотря на то, что за 20 лет работы коллектив уменьшился в пять раз, объёмы производства, наоборот, возросли. Предприятий в Иркутске, говорит Правенький, хоть и стало меньше, но обязательств они берут на себя больше, а значит, больше и заказов.
Директор также отмечает, что кризис 2014 года серьёзно сказался на работе типографии: сократилась рекламная и журнальная продукция, многие журналы и рекламные агентства закрылись, а предприятия начали рассматривать свой бюджет под лупой, думая о том, нужны ли расходы на полиграфию. Сейчас ситуация наладилась.
Экскурсия по цехам
После разговора о житье-бытье типографии мы отправились в цеха. Начали с печатного, где даётся старт большому процессу.
Здесь шумно, без отдыха работают машины, выплёвывающие листы разного размера: тут и будущие журналы, и этикетки к газированной воде, и газеты, и страницы книг.
Задача подаётся печатной машине с компьютера, после чего оператор только проверяет, чтобы всё шло по плану, нигде не было брака. У нас на глазах молниеносно увеличивается стопка, которая в скором времени превратится в журнал для аэропорта. В час выходит 10 тысяч листов. Рядом уложены этикетки, которые уйдут на бутылки лимонада в Бурятию.
После этого, бумага, если нужно, режется и поступает на сборку. Это также делается автоматически: странички укладываются по порядку, машина собирает их, прошивает, сгибает и подрезает. Никакого ручного труда и впечатляющая скорость.
Тут же большими стопками лежат фрагменты будущей книги, разрезанные странички вот-вот попадут на сшивку и переплёт – в этот цех они поднимутся на специально оборудованном лифте.
Всего в печатном цехе не больше 10 человек, в основном они следят за работой машин, несколько девушек вручную собирают страницы газеты – покупать для этой работы оборудование, которое нужно не постоянно, экономически невыгодно.
Главная достопримечательность переплётного цеха – ниткошвейная машина, которая сшивает отдельные страницы в блоки. После этого сшитый блок начинают «одевать» – его проклеивают и вставляют в обложку. Так получается книга.
В соседнем кабинете делаются формы – металлические пластины, на которые наносится изображение. Оно проходит через проявку и в итоге поступает на печатную машину в первый цех.
«На Карла Маркса для этого было специальное двухэтажное здание, был отдельный человек, который всё проявлял, были специальные ванны. А тут всё по нажатию одной кнопки. При том раньше на один комплект уходил час, а сейчас за это время производится до 10 комплектов», - улыбается Правенький.
В коридорчике примостился старинный резак для ткани, которая шла на переплёт. В планах, говорит директор, конечно, есть оборудование специального места под отслужившие машины, сейчас они есть и в новом здании, и на Карла Маркса. А одна машина иркутской типографии выставляется на международных выставках – её по договорённости забрал себе завод-производитель, отреставрировал и возит как экспонат, обязательно указывая, что свою карьеру она начала в Иркутске.
За более чем столетнюю историю Иркутская областная типография №1 пережила разные времена: революции, войны, смену власти и даже большой переезд. На смену многотысячным книжным тиражам пришли рекламные буклеты и стали ещё одной страницей большой печатной истории.