Управление ФАС по Иркутской области вечером 30 декабря сообщило о картельном сговоре, участником которого стало муниципальное предприятие (МУП) «Иркутскавтодор». Сумма пяти контрактов, по которым ведётся расследование, превышает 1 миллиард рублей. Всего в сговоре участвовали семь компаний. «ИрСити» публикует расследование об участниках сговора и закупках МУПа.
«Иркутскавтодор» - стопроцентное муниципальное предприятие, его единственный учредитель - мэрия Иркутска. Дела в компании идут не очень. По итогам первого полугодия 2020 года управление финансового контроля горадминистрации назвало его убыточным. Основные причины - непрофессиональное руководство (В 2015-2020 годах предприятие возглавлял Михаил Чайковский, с 2020-го - Михаил Малыхин) и выполняемый объём работ, который превышает заложенный в договорах. Отмечалось, что сверхконтрактные работы уменьшили прибыль «Иркутскавтодора» в 2019 году более чем на 100 миллионов рублей.
Чиновники и прошлой, и нынешней мэрии не раз подчёркивали, что потребность на содержание дорог перекрывается бюджетом только на 40%. По словам вице-мэра Дмитрия Ружникова, по контрактам МУП должен убирать дороги только раз в три дня, хотя делает это ежедневно.
В бюджете на 2021 год «Иркутскавтодору» было выделено напрямую более 100 миллионов рублей. По словам спикера думы Евгения Стекачёва, если бы этого не сделали, то с 1 января МУП не смог бы убирать снег с дорог из-за высокой кредиторской задолженности.
В декабре 2020 года мэрия сообщила, что договорилась со Сбербанком о «предоставлении льготного кредита на право заключения муниципальных контрактов» для «Иркутскавтодора». Сбер предоставил банковские гарантии и кредит для финансирования затрат по аукционам на содержание дорог. Сумму займа, а также общий размер долговых обязательств МУПа и задолженности перед подрядчиками и поставщиками администрация раскрыть отказалась.
По данным системы «Контур.Фокус», в 2018-2019 годах «Иркутскавтодор» заключил три договора на предоставлении кредитов общей суммой 134,8 миллиона рублей, а также 19 соглашений о предоставлении банковских гарантий на 558,4 миллиона рублей.
Самые крупные в денежном выражении контракты, которые получил «Автодор» в 2018 -2020 годах, касались содержания и ремонта дорог, благоустройства дворов. Но, кроме этого, МУП занимался благоустройством общественных пространств, в частности, улицы Урицкого, комплекса «Иерусалимская гора», набережной Ушаковки, сквера возле Вечного огня.
Основной заказчик аукционов, которые выигрывала компания, - комитет городского обустройства горадминистрации.
Как сообщили ИА «ИрСити» в управлении Федеральной антимонопольной службы в ответе на запрос, признаки картельного сговора выявлены в пяти закупках, выигранных «Автодором» в 2018-2019 годах. Они связаны с ремонтом дорог (в том числе участка одной из объездных), содержанием элементов городского обустройства, зелёных насаждений.
«Кроме МУП «Иркутскавтодор», участниками картельного сговора являются ООО СПБ «СоюзСтрой», ООО «Союз-Град», ООО «СтройКо», ООО «Сибавтострой», МУПЭП «Горзеленхоз», ООО «Гермес», - говорится в ответе УФАС.
По данным системы «Контур.Фокус», в 2018-2019 годах «Иркутскавтодор» победил в девяти аукционах на выполнение работ по указанным УФАС направлениям.
В трёх аукционах, разыгранных в 2018 году, итоговая сумма контракта была выше, чем начальная. Это контракт на ремонт участка объездной дороги микрорайонов Первомайский и Университетский (на 8% - увеличение с 59,5 до 64,3 миллиона рублей), содержание элементов дорожного обустройства в 2019 году (на 2% - 172,7 против 169 миллионов) и ремонт дорог общего пользования (на 1,7% - 340,4 при 334,9 миллиона).
В пяти случаях итоговая цена контракта была ниже начальной на 0,18-1,13%. В 2018 году это аукционы на ремонт дорог (сокращение с 43,1 до 43 миллионов рублей и с 298 до 295 миллионов), очистку и содержание зелёных насаждений (со 165 до 163 миллиона), работы «по устранению деформаций и повреждений дорожного полотна» (со 72,8 до 72 миллионов).
Только в одном аукционе сумма на торгах была снижена на 10,8%. Это конкурс на ремонт дорог в 2019 году, где стоимость сократилась с 495,2 миллиона до 441,8 миллиона.
Часть участников аукционов подавали анонимные заявки и поэтому неизвестны, но, из опубликованных данных в системе «Контур.Фокус», следует, что чаще всего в этих аукционах принимала участие компания СПБ «СоюзСтрой» - в шести случаях из девяти. Её учредителем и директором является Ваган Саргсян.
Компания регулярно участвует в закупках на ремонт дорог в Иркутске. В 2020 году она, в частности, ремонтировала улицы Депутатская и Баумана, на обоих сроки работ были сорваны. Мэрия также отказалась платить компании за некачественную укладку асфальта на трёх улицах. Всего в 2019 году компания выиграла семь аукционов, три проиграла, в 2020-м - шесть и три соответственно.
Компания «Союз-Град» участвовала в двух закупках из девяти. Её генеральным директором и учредителем является Армен Енокян. В 2019 году она выиграла три аукциона и в девяти проиграла, в 2020-м - в двух вышла победителем, более десятка проиграла. В 2018-2019 годах компания также участвовала в шести аукционах на благоустройство дворов, победителем в которых стал «Иркутскавтодор». Цена в этих контрактах была снижена на суммы менее 1% от начальной.
Компания «СтройКо» принадлежит бывшему депутату думы Иркутска Евгению Дрокову, в 2019-м она выиграла пять аукционов, в восьми проиграла. Компаний «Гермес» в Иркутской области зарегистрировано более десятка, «Сибавтострой» - три, о каких из них говорит УФАС - неизвестно, в качестве участников аукционов они не показаны.
В 2018-2019 годах больше трети контрактов в денежном выражении «Иркутскавтодор» отдавал на субподряд, в 2020-м эта сумма снизилась до 25%.
По данным в системе «Контур.Фокус», в 2018 году «Иркутскавтодор» заключил больше 100 договоров в формате закупки у единственного поставщика, в 2019-м - около 60 на содержание и ремонт дорог, благоустройство и озеленение. Как следует из решений конкурсных комиссий к закупкам в 2018-м, использовать закупку у единственного поставщика, а не аукцион или другую конкурсную процедуру позволяет в том числе положение о закупках, принятое на предприятии. В нём говорится о том, что такой договор может быть заключён с соисполнителем, если МУП является основным подрядчиком по контракту.
В 2018 году «СоюзСтрой» стал субподрядчиком на четырёх проектах, которые выиграл «Автодор», в частности, предприятие полностью передало «СоюзСтрою» аукцион на реконструкцию объездной дороги микрорайонов Первомайский и Университетский. Общая сумма договоров превысила 200 миллионов рублей.
С «Союз-Градом» в 2018-2019 годах было заключено четыре контракта почти на 120 миллионов рублей, со «СтройКо» в 2018-м - восемь аукционов на 92,5 миллиона рублей, с «Сибавтостроем» (учредитель - Вадим Юндзель) - один на 488 тысяч рублей. В 2019 году «Иркутскавтодор» заключил по одному контракту с муниципальным «Горзеленхозом» и «Гермесом» (учредители - Сергей Михайлов и Марина Михайлова) - по 2,5 миллиона рублей каждый, оба - на содержание зелёных насаждений.
Так как «Иркутскавтодор» объявлял закупку у единственного поставщика или запрос предложений с анонимными участниками, названия компаний, с которыми была заключена часть договоров в 2019-м и все договора на содержание и ремонт дорог в 2020-м, не опубликованы на сайте госзакупок и в системе «Контур.Фокус».
Как сообщало УФАС в декабре 2019 года, ответственность за создание картеля - штраф в сумме до половины стоимости торгов. Также ведомство отмечало, что «Иркутскавтодор» признал участие в сговоре. Таким образом, убыточное муниципальное предприятие может получить до полумиллиарда рублей штрафа в ближайшее время, но понять, поменялся ли подход к выбору подрядчиков, исходя из открытых данных, невозможно.