Мне сложно представить те времена, когда рынки были, по сути, единственными крупными торговыми площадками, где можно было купить практически всё (в пределах разумного, конечно). Это сейчас почти в каждом квартале Иркутска впихнули по супермаркету (а где-то — и по несколько), плюс во многих районах города есть торговые центры, где есть гигантские, размером почти с тот же рынок, магазины.
Колонка была впервые опубликована в субъективном разборе событий недели, который вышел на «ИрСити» 28 февраля.
Не знаю, как на Центральном рынке Иркутска обстояли дела в 1960-1970-х и позднее, но сейчас он не представляется тем местом, куда хочется целенаправленно ехать, чтобы закупиться продуктами. Фасад рынка выглядит симпатично, особенно на фоне расположившейся рядом «Шанхайки», но внутри всё совсем ужасно. Круглый год там духота, сопровождающаяся разными «приятными» ароматами из отделов с мясом и рыбой...
Когда я только-только переехал в Иркутск, 6 лет назад, рынок был для меня единственным местом, где можно было закупиться продуктами на скудную студенческую стипендию впрок и не остаться после этого без штанов. Это потом я узнал, что в крупных сетях есть дисконтные карты, которые дают ощутимую скидку. Обнаружилось несколько магазинов типа «у дома» в районе моего студенческого общежития, где вопреки всему были относительно низкие цены на некоторые товары. Необходимость ездить на Центральный рынок отпала.
В какой-то момент рынок стал центром скандалов. Помню, как во время очередного витка конфликта между депутатами думы и руководством предприятия выслушивал истерику тогдашнего директора Центрального рынка Владислава Свердлова, а потом — его же рассказ о психологически грандиозном будущем МУПа. Потом были жалобы во все инстанции, многомилионные штрафы от ФАС и тому подобное.
На минувшей неделе полгода как работающий в должности директора Центрального рынка Григорий Слезак заявил, что негативный имидж предприятия мешает его нормальной работе.
«Существуют внешние факторы, негативно влияющие на работу предприятия. Одним из них является распространение коронавирусной инфекции, но ещё большим злом является тот негативный имидж, который сложился вокруг предприятия. Это скандалы, взятки, бандиты, хамство со стороны предпринимателей, обвес покупателей, грязь», — заявил он.
Потом были прекрасные истории про «откаты» за место на рынке при предыдущем руководстве, про нехватку денег, про неудовлетворительное состояние здания и прочее. В общем, всё это и вправду забивает имидж Центрального рынка как торговой точки ниже плинтуса.
Говорят, что осознание проблемы — первый и едва ли не самый важный шаг к её решению. Вроде бы проблему осознали. С «откатами» и прочим пусть разбираются правоохранители, пока они проводят проверку. А вот руководству нужно что-то сделать с комфортом на рынке.
На следующий день после депутатских слушаний решил после работы туда зайти. А ничего пока и не поменялось — неприятные запахи и грязь никуда не исчезли. Да и выглядит он внутри не ахти. На потолке зияют пустоты на месте панелей, торчащие отовсюду трубы и шнуры тоже не внушают доверия... Так что флаг всем руки да барабан на шею — и работать, пока рынок окончательно не развалился.