Аэропорт Иркутска в конце февраля поставил на кадастр свою приаэродромную территорию (ПАТ). Больше половины нашего города попало в седьмую – последнюю – подзону, в границах которой запрещено строительство «объектов с постоянным пребыванием людей» - жилья, детских садов, школ, больниц.
В 2017 году президент Владимир Путин подписал поправки в Воздушный и Градостроительный кодексы, устанавливающие новый порядок застройки приаэродромной территории. Её предлагается делить на семь подзон, в каждой из которых действуют свои ограничения. ПАТ устанавливается для обеспечения безопасности полётов, развития аэропортов и «исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полётов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду».
Согласно кадастровой карте, в седьмой подзоне оказались весь Правобережный округ, почти полностью Октябрьский округ (не вошли часть микрорайона Солнечный и район Верхней Набережной), часть Ленинского и Свердловского округов. Кроме того, в эту же зону входят посёлки Плишкино, Парфёновка, Малая Топка, Дзержинск, часть Ново-Разводной Иркутского района.
По словам главы комитета по градостроительной политике мэрии Евгения Харитонова, с трудностями при вводе жилья в эксплуатацию могут столкнуться, в то числе, те застройщики, которые получили разрешение на строительство после 1 января 2020 года.
Колонка впервые опубликована в субъективном разборе событий недели, который вышел на «ИрСити» 21 марта.
Проблема Иркутска не уникальная. Проект приаэродромной территории аэропорта Кольцово сейчас рассматривается в Екатеринбурге. По информации Znak.com, правительство Свердловской области уже дважды его заблокировало, потому что проект ставит крест на развитии города и шести прилегающих муниципалитетов. По оценкам местной гильдии строителей, он сорвёт строительство 8 миллионов квадратных метров жилья. В феврале в Екатеринбурге побывал зампред правительства России Марат Хуснуллин, по словам которого, 41 аэропорт страны, в основном возле крупных городов, не утвердил седьмую подзону ПАТ.
«Сейчас мы пытаемся найти компромисс между Воздушным и Градостроительным кодексами. Это проблема неувязки двух законов», - приводит его слова Znak. Хуснуллин добавляет, что решение этого вопроса рассчитывают найти в первой половине 2021 года.
Что делать Иркутску с поставленной на кадастр приаэродромной зоной, судя по всему, городская администрация не знает, пока планируются переговоры с руководителем Росавиации Александром Нерадько – его визит в регион ожидают в конце марта (но это не точно). Публичной оценки последствий установки ПАТ пока нет ни от мэрии, ни от минстроя Иркутской области, ни от союза строителей.
Для города ирония ситуации ещё и в том, что в Приангарье несколько десятков лет обсуждают вопрос выноса аэропорта за пределы Иркутска. Последний раз эта тема поднималась при губернаторе Сергее Ерощенко, но быстро схлопнулась после выборов 2015 года и его проигрыша. Победивший тогда Сергей Левченко настаивал на развитии аэропорта на существующем месте, но никаких результатов в этом направлении добиться не смог – только заложил камень на месте гипотетического нового терминала.
Тему аэропорта Иркутска поднимает и нынешний глава региона Игорь Кобзев, правда, о каких-либо планах по выносу аэропорта речи не идёт – второй год областные власти не могут определиться со стратегией развития действующего авиаузла и выбрать консультанта, который бы её разработал.