Город обзор Субсидии на вазелин и разнос от главы минтранса – разбор недели

Субсидии на вазелин и разнос от главы минтранса – разбор недели

А ещё губернатор, который решил побороться с майнерами.

Муниципалитетам Иркутской области отчаянно не хватает денег на самое необходимое, губернатор региона Игорь Кобзев начал публичную борьбу с майнерами, а министр транспорта и дорожного хозяйства Максим Лобанов внезапно предъявил претензии по ремонту дорог в Иркутске. Журналисты «ИрСити» в традиционном обзоре разбирают события ушедшей недели.

Зоя Кузнецова: Министр заметил иркутские дороги

Министр транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Максим Лобанов на прошлой неделе провёл пресс-конференцию, на которой раскритиковал ремонт дорог в Иркутске, почему-то сконцентрировавшись на Академическом мосту, хотя это не единственный проблемный объект.

«По городу Иркутску видим много недостатков, причём недостатки, связанные с планированием, с подходом», — заявил Лобанов, отметив, что есть вопросы к контракту по мосту, в том числе связанные с его условиями, а также претензии к гарантийным ремонтам.

Почему министр выбрал именно мост, не очень понятно. В Иркутске есть проблемы с ремонтом улицы Верхняя набережная, которую не смогли сделать в этом году и переносят на следующий, с улицей Карбышева, которая должна была быть отремонтирована до 12 сентября, но до сих пор не сдана, в Солнечном прямо в середине строительного сезона поменялся подрядчик, а торги на ремонт путепровода на станции Батарейной, запланированный на этот год, так до сих пор не объявлены. Про ремонт путепровода на Джамбула лучше даже не вспоминать.

Во всех этих историях есть вопросы и к подрядчикам, и к работе разных комитетов мэрии и федеральных структур. Но почему-то больше всего Максима Лобанова волнует один Академический мост, хотя из-за той же перекрытой Джамбула страдает треть города. Можно было бы задать вопрос, не хочет ли вообще министр оценить работу подрядчиков и мэрии в 2021 году, сравнив её с 2020-м или тем, как организован процесс на областных трассах, но он явно не хочет, иначе бы уже сделал – возможность была. И тут интересно почему.

Реакция мэрии Иркутска, кстати, на критику министра оказалась избыточной. Через несколько часов администрация разослала пресс-релиз, в котором заявила, что подала иски к подрядчикам из-за невыполнения обязательств по гарантийному ремонту. Сумма предписаний и пени составила 14 миллионов рублей. Странно в этой истории то, что сумму исковых требований в мэрии не уточнили, а в арбитражном суде находятся иски только на 6,5 миллиона рублей к «СоюзСтрою» и «Иркутскавтодору».

Следующим шагом администрация разослала пресс-релиз, в котором ремонт дорог в Иркутске комментирует сенатор от Иркутской области Сергей Брилка. Это вообще кажется слегка сюрреалистичным, потому что ни весной, ни летом Брилка не выступал в качестве эксперта по ремонту дорог в публичном поле, никак не показывал свой интерес к этой теме, а большинство иркутян вообще вряд ли знает, кто это и как он связан с дорогами. Даже депутат Госдумы Сергей Тен выглядел бы уместнее в таком пресс-релизе.

Сложно понять, что хотели сказать в мэрии этими сообщениями. Что министр сильно ошибается, когда критикует ремонт дорог в Иркутске? Или показать эффективность работы? Зачем это всё? Иркутяне, которые стоят в пробках на Джамбула, скачут на кочках и объезжают бесконечные ямы, самостоятельно справляются с оценкой дорожных ремонтов в городе, никакой работающий в Москве сенатор для них не аргумент.

На фоне всеобщей политической любви, которая воцарилась между мэрией и областным правительством с приходом в 2019-2020 годах Игоря Кобзева и Руслана Болотова, выпады министра выглядит очень дерзкими. Такими, что хочется уточнить, не намечается ли у нас обострение обстановки и новый виток войны между городскими и областными политиками и чиновниками.

Ксения Власова: Целевая субсидия на вазелин

Правительство Иркутской области в осенних корректировках бюджета предусмотрело более 1 миллиарда рублей в качестве финансовой помощи муниципальным образованиям. Но муниципалитеты говорят, что этого категорически мало. Так мало, что практически нет. Заксобрание пытается как-то отрегулировать ситуацию, чтобы не случилось очередного слепого размазывания денег. Но, кажется, жалобы муниципалитетов и дефициты местных бюджетов – это показатель стабильности в регионе, которую никак не переломить, какая бы большая и красивая политическая сила не стояла бы у руля.

На выездном совещании совета заксобрания замминистра финансов Ольга Дуда поделилась довольно оптимистичными данными. По её словам, в первом квартале местные бюджеты ещё испытывали последствия коронавируса, но к осени ситуация постепенно выправилась — собственные доходы выросли в 41 муниципальном образовании из 42 (исключением стал Катангский район). В среднем, за 9 месяцев показатель увеличился на 17,8%, а в разрезе муниципалитетов рост по доходам варьировался от 2 до 55%.

По словам замминистра, этому поспособствовали решения, принятые в 2020 году — это передача платы за негативное воздействие на окружающую среду из областного в местные бюджеты (причём первоначально эта сумма оценивалась в 581 миллион рублей, но сейчас она уточнена до 1 миллиарда), а также части отчислений от упрощённой системы налогообложения. По данным минфина, после осенних корректировок областного бюджета муниципалитеты получат 700 миллионов рублей на сбалансированность и 347 миллионов на выравнивание городских и сельских поселений.

«Поправки, которые внесены в бюджет, не покрывают потребности местных бюджетов до конца года. Мы настаиваем на том, чтобы финансовая помощь была увеличена», — заявила исполнительный директор ассоциации муниципальных образований (АМО) Зоя Масловская. По её словам, только городским округам до конца 2021-го требуется 995 миллионов рублей, а поселениям — 1,5 миллиарда. Это расходы на зарплату, коммунальные платежи, восстановление акцизов из дорожных фондов. Плюс судебные издержки, ГСМ, расходы на обеспечение антитеррористической и пожарной безопасности в соцучреждениях. Профильный комитет заксобрания подтвердил, что бюджеты несбалансированны.

Если пристальнее смотреть на каждый муниципалитет, то ситуация покажется ещё мрачнее: денег не хватает вообще на всё, и суммы звучат куда большие.

Например, первый заммэра Иркутска Андрей Южаков, заявил, что по областному центру содержание дорог и озеленение территорий недофинансировано на 2,2 миллиарда рублей, обновление парка пассажирского транспорта – на 1,6 миллиарда, текущий ремонт зданий и помещений, занимаемых муниципальными учреждениями, — на более чем 600 миллионов рублей. И это недофинансирование, по словам Южакова, приходится компенсировать за счёт увеличения дефицита бюджета — муниципалитет вынужден брать коммерческие кредиты и рисковать своей долговой устойчивостью.

Глава Алзамая Александр Лебедев вообще заявил, что работа муниципалитетов сегодня сводится к исполнению предписаний и судебных решений. «Получается, что законодатель сверху дал полномочия, а денег не дал, и мы живём в ракурсе: повезло – не повезло. Сейчас были выборы, и главы просто не пошли дальше на них, потому что не понимают, как работать-то?» — возмутился глава.

Мэр Саянска Олег Боровский процитировал рекомендации минфина: «Научитесь управлять своими финансами, тогда у вас всё будет хорошо». «Губернатор четыре раза был в Саянске, у нас его поручений - на нескольких листах. Вчера разговаривал с [Максимом] Лобановым, министром транспорта: «Олег Валерьевич, а минфин сказал секвестировать все дороги, боюсь, вы не войдёте в ремонт дорог». Минфин отвечает: у нас губернатор очень много ездит по области, даёт столько поручений, что у нас три бюджета не хватит, чтобы все эти поручения выполнить, забудьте, денег нет», — поделился мэр.

В следующем году региональное правительство готовит муниципалитетам ещё одну задачку – районам передадут полномочия по распределению дотации на выравнивание поселений. Деньги выделит область, а решение примут районные думы. Муниципалитеты отнеслись к этому с тревогой, так как не поняли, какой предусмотрен механизм и возможны ли в течение года корректировки субвенции из регионального бюджета.

Тревогу муниципалитетов разделил спикер ЗС Александр Ведерников, который предложил правительству «сесть в регулярный рабочий процесс по совершенствованию межбюджетных отношений», чтобы посмотреть в разрезе каждого муниципального образования реальные суммы недофинансирования и определить перспективы и пути «оздоровления». Об этом парламент говорит с начала своего созыва, то есть три года.

«Если два уровня бюджета представить, я извиняюсь за образность, в виде страуса — то у страуса есть то, что он опускает и зарывает в песок, а есть то, что торчит на свежем воздухе. Получается, что областной бюджет будет комфортно себя чувствовать в песочке, а мэр района — торчать вверх. Тогда уж надо целевую, окрашенную субсидию на вазелин, что ли. Потому что когда мы передаём деньги на выравнивание поселений в объёме, который их не выравнивает, то мы району ставим непосильную задачу», — объяснил спикер.

Но он также заметил, что и области не хватает достаточного объёма средств, чтобы закрывать все дыры, поэтому, по мнению Ведерникова, муниципалитетам нужно не просто заявлять о своих потребностях, но и наводить порядок в собственных доходах, работать с налогами, и стараться делать это планово, а не во время активного формирования бюджетов.

Александр Викторович, конечно, дипломат, который в конечном счёте предлагает варианты решения проблем и не стремится, что называется, накидывать на вентилятор.

Но мне вот очень хочется накидать, потому что я ни черта не смыслю в бюджетном процессе, и меня до глубины души поражает ситуация, когда областная власть вынуждена выбирать, какой пожар тушить сейчас, а какой — позже, какую дыру заткнуть пораньше, а какая – потерпит. Из года в год муниципалитеты говорят одно и то же: нет денег на зарплату, нет денег на коммуналку, нет денег на капремонты. Дайте денег, говорят муниципалитеты. Но денег нет нигде. Наверно, это системный сбой, который ни область, ни тем более мэр или глава решить никогда не смогут. Нужна голова побольше и повыше рангом. Иначе субсидия на вазелин потребуется вообще всем.

Даниил Конин: Как Игорь Кобзев с майнерами боролся

Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев пожаловался вице-премьеру РФ Александру Новаку на работу подпольных майнеров, из-за которых увеличились энергопотребление и нагрузка на электрические сети в регионе. По мнению главы Приангарья, криптовалютчики «бессовестно пользуются тем, что у нас в регионе низкие тарифы на электроэнергию».

Он предложил бороться с ними, законодательно закрепив «майнинг» как вид предпринимательской деятельности. В этом случае майнеры попросту не смогут потреблять энергию по тарифам для населения. В принципе, они это как бы не могут делать и сейчас: чтобы вырабатывать криптовалюту, по-хорошему нужно заключать договор с энергосбытовой компанией и платить по коммерческим тарифам. Но кому это интересно.

У меня к майнерам особая «любовь». В последние несколько лет «криптовалютной лихорадки» цены на видеокарты улетели за пределы разумного. Неплохие, но не топовые модели предыдущих лет, красная цена которым 25-30 тысяч рублей, сейчас продаются в лучшем случае за 60 тысяч. Новые видеокарты не успевают даже дойти до магазинов — спекулянты выкупают их у поставщиков. Время от времени появляются подержанные устройства на сайтах типа «Авито», но где гарантия, что не попадётся карточка, выработавшая ресурс на какой-нибудь ферме?

Теперь же умельцы научились создавать криптовалюту не только на видеокартах, но и на жёстких дисках. В течение 2021 года компьютерные винчестеры в России подорожали в 2-3 раза, а в мире готовились к дефициту и этих расходников. Собрать компьютер самостоятельно теперь представляется задачей крайне нетривиальной, а готовые варианты выглядят не очень предпочтительными, поскольку не дают нужного ресурса для работы и развлечений.

Во всей этой майнинговой истории есть и ещё одна проблема, она связана с безопасностью. Вырабатывать криптовалюту сейчас может любой желающий — было бы оборудование и какое-нибудь охлаждение (хотя бы обычный вентилятор). Если делать по уму, для майнинговой фермы нужно строить отдельное помещение, обособленное от жилья. Но у нас их размещают и в обычных жилых домах (один такой вчера сгорел), и в гаражных кооперативах, и даже в грузовиках. Здесь однозначно нужно регулирование со стороны властей.

Жалоба Кобзева — другого порядка. Пока я размышляю о своих местечковых думах, Игорь Иванович защищает интересы крупного капитала мыслит глобальными категориями. Подозреваю, что инициатива Кобзева о дифференцировании тарифов на федеральном уровне трансформируется в нечто такое, что ударит по карману всем — и майнерам, и обычным людям.

Но с майнингом определённо нужно что-то делать. И тут — моё почтение губернатору за то, что он не постеснялся вывести эту проблему в информационное поле, заранее зная, что будет обречён на жесточайшую критику со стороны населения.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему путешествие в Южную Корею лучше курортов Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Чувствовала себя поэтессой на морях». Иркутянка второй год ездит в Сочи в ноябре — она рассказала, почему ей нравится там вне сезона
Анонимное мнение
Мнение
«Никто не спрашивает мать: „Как вы?“». Иркутянка рассказала, через что прошла, когда ее сын решился на самое страшное
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления