В последние полгода в Иркутске появились как минимум три заметные остановки — две на улице Партизанской и одна на Захарова. При этом у них у всех один недостаток: они созданы для любования, а не для людей. Давайте посмотрим на каждую и разберем, что с ними не так.
О каких остановках идет речь?
Первая — остановка «6-я Советская» на улице Партизанской. Это ее вид в середине ноября.
В мэрии сообщали, что ее подарил городу тайный предприниматель (его имя не говорят), а окончательно она будет готова к концу месяца. «Стройка века», — комментировали читатели в телеграм-канале «ИрСити». По фотографии видно, что бревно еще толком не закреплено, оно лежит на трубах и его подпирают два то ли камня, то куска плитки, у «павильона» нет крыши.
Вторая — остановка «Заводская» на Партизанской в районе «Мира мебели» и ТЦ «Эталон». Судя по стилю, ее поставил собственник «Мира мебели» после ремонта здания, который делал летом.
Третья — остановка на Захарова. Она появилась после ремонта улицы по федеральному проекту «Безопасные и качественные дороги».
Дизайн этого павильона почти точь-в-точь скопирован с остановок, разработанных архитектурным бюро Majstorovic Architecture для муниципалитета Нуса на восточном побережье Австралии. За него бюро в 2016 году получило премию Австралийского архитектурного института. В описании павильона подчеркивалось, что он выполнен в соответствии с дизайн-кодом Нусы.
Как в Иркутске появилась копия австралийской остановки, на момент публикации материла в пресс-службе мэрии не сообщили.
Что же с ними не так?
Когда наш читатель прислал фотографии остановки с бревном, мы решили не полагаться на собственное совсем не экспертное мнение, а попросили оценить новшество российского урбаниста и специалиста по транспорту Аркадия Гершмана, урбаниста, блогера, специалиста по организации дорожного движения Алексея Радченко и иркутского исследователя городской среды Федора Т. Они дали разные оценки самому бревну, но сошлись в одном: чтобы остановка была остановкой, она должна быть функциональной.
Радченко отмечает, что у остановки должен быть определенный набор удобств: плоская лавка, полноценный навес, который защищает от дождя, место для размещения информации о маршрутах и расписании и хорошее освещение.
Федор Т. назвал бревно китчем и добавил, что оно станет настоящей остановкой после полной переделки: если вместо бревна появится лавка, а также навес от осадков, защита от ветра и осадков со спины и боков, название остановки, расписание транспорта и карта маршрутной сети.
Аналогичной мнение у Аркадия Гершмана, который обратил внимание в целом на организацию дорожного движения в Иркутске (в частности, на то, что пассажиры выходят из трамвая под колеса автомобилям), отсутствие тех же удобств, о которых говорили и Радченко, и Федор Т., в том числе навигации и расписания маршрутов.
Поскольку первую остановку уже разобрали эксперты, давайте посмотрим на оставшиеся две по тем же критериям. Обе они не защищают пассажиров от ветра — у них нет как минимум по одной стенке, а на Захарова — щели между досками, скамейка на «Заводской» без спинки, но сесть с двух сторон нельзя — вместо спинки есть небольшой «порожек», рядом нет урн. Ни на одной остановке нет названия, расписания, схемы маршрутов.
Самое ироничное в этой ситуации — в словах Аркадия Гершмана.
— Если резюмировать, то предприниматель (поставивший остановку с бревном, но можно распространить и на других бизнесменов, делающих объекты для городской среды. — Прим. ред.) в целом молодец, но город со своей задачей создания безопасного комфортного транспорта, конечно, опростофилился, видно, что в Иркутске в принципе этим не занимаются. Хотя если предположить, как это могло быть, то, по идее, город может разработать дизайн-проект или дизайн-код, который бы распространялся на городскую среду, в том числе и на остановки, — подчеркнул Гершман.
Дело в том, что дизайн-код в Иркутске разработали в прошлом году. Технически — для исторического центра, но часть, касающаяся остановок, универсальна, и там есть даже примеры подходящих для сибирских условий павильонов!
«Установка продуваемых ветром металлических сеток и иных несплошных панелей в виде стенок остановочного навеса исключается, — говорится в этом документе. — Павильон должен иметь три стенки, защищающие пассажиров от ветра и осадков».
В дизайн-коде нет сложных терминов, конструкций, пунктов и подпунктов. Это простой документ. С ним может разобраться любой человек, желающий причинить добро городской среде в Иркутске. На разработку этого документа потратили деньги (бюджетные) и время людей (умных), которые собрали в одном месте общие рекомендации по внешнему виду города, в том числе остановок.
Используют ли дизайн-код Иркутска? Дают ли чиновники мэрии его в руки тем, кто хочет облагородить окружающую его бизнес среду? Очевидно, нет. Этот документ, видимо, нужен был не для того, чтобы его применяли на практике, а для того, чтобы был и лежал на полке, был строчкой в отчете за использование гранта Ростуризма, из которого на него и были потрачены деньги. Доказательств обратного на улицах Иркутска пока не заметно — ни в оформлении витрин, вывесок и навигации, ни в благоустройстве городской среды.
Поэтому главный ответ на вопрос, что не так с иркутскими остановками, — именно в этом. В том, что в Иркутске всё есть для того, чтобы город был приятным и удобным: и ответственный бизнес, и правильные документы, но нет людей, чиновников, которые бы совместили их в одном месте. До тех пор пока это не произойдет, у нас будут продуваемые со всех сторон остановки с бревнами, неудобными скамейками, с дырявыми стенками из профлиста или просто для красоты.
Согласны с автором?