Город «Подняли тему смыслов». Иркутский архитектор — о разработке дизайн-кода «за три дня» и его концепции

«Подняли тему смыслов». Иркутский архитектор — о разработке дизайн-кода «за три дня» и его концепции

Рамочным элементом стали задачи, которые стоят перед мэрией в развитии туристической инфраструктуры, говорит Александра Козак

В конце прошлого года мэрия Иркутска объявила конкурс на выбор подрядчика для разработки дизайн-кода Иркутска. Его провели только со второй попытки, причем на все работы заложили три дня. Руководитель компании-подрядчика Александра Козак рассказала «ИрСити», сколько на самом деле работали над дизайн-кодом, почему она решилась участвовать в конкурсе и какие смыслы в итоге заложили в документ, а еще показала результат работы.

Александра Козак владеет и руководит компанией «Градостроительная школа», которая существует больше семи лет. Как следует из портфолио на ее сайте, компания, в частности, занималась исследованием функционального зонирования парка «Комсомольский» во Втором Иркутске, проектированием спортпарка «Поляна», парка «Солнечная дорога» и отдельных объектов на этих территориях, а также Каштаковской рощи, сквера у Дома Европы, концептуального проектирования парка на островах Юность и Конный, реализацией проекта по установке объектов туристической навигации в городе.

Сама Козак работала в нескольких градостроительных компаниях, в том числе в «Гражданпроекте», 5 лет руководила Зимним градостроительным университетом, который проходит на базе иркутского политеха и по сути является междисциплинарной образовательной программой для специалистов в области градостроительства.

Козак отмечает, что вопросами визуального облика Иркутска занимается уже около 10 лет. Примерно в 2012–2014 годах она входила в команду, которая по своей инициативе взялась изучать вопросы визуального и информационного оформления города, в частности, размещения рекламы, визуального шума.

Тогда были взяты три центральные улицы — Карла Маркса, Урицкого и Ленина, для которых участники группы попытались разработать методологию размещения рекламы и информационных табличек, визуализировать, как бы они выглядели без проводов и кричащей рекламы. С этой работой команда даже выходила на аукцион по разработке дизайн-кода города, но победить не смогла. Впоследствии этот проект стал победителем фестиваля «Зодчество Восточной Сибири».

После этого была работа с туристической навигацией в городе, «Зимний университет» на тему идентичности города. Этой осенью команда Козак была на финальной защите проектов программы «Архитекторы РФ», где обсуждалась разработка дизайн-кодов для городов — методология этого процесса, его содержательная часть и особенности в зависимости от территории. Таким образом, подчеркивает Александра Козак, в течение нескольких лет накапливались знания, понимание, насмотренность.

Руководитель «Градостроительной школы» отмечает, что когда осенью мэрия объявила конкурс на разработку дизайн-кода, ее команда сомневалась, участвовать ли в нем.

Напомним, что мэрия Иркутска отменила первую закупку на разработку дизайн-кода, объяснив это необходимостью доработать техзадание. Новые торги провели в середине декабря. Их и выиграла фирма Александры Козак.

У ее компании, отмечает Козак, не было уверенности в том, что они победят, но была мотивация сделать город лучше и привычка «работать на доверии», поэтому в декабре, еще до объявления результатов, они уже начали разрабатывать дизайн-код вместе с компанией «Адикт» (она занимается созданием сайтов, брендингом и дизайном). «Важно принять, что ты обладаешь ограниченными компетенциями, и ты знаешь команды, которые могут тебя усилить. Только при таких коллаборациях, кооперативе можно достигнуть результата, который ставился», — комментирует решение Козак.

Она отмечает, что был определенный риск не выиграть конкурс, не получить деньги и в итоге сработать вхолостую, но потом команда решила, что идет, «потому что хочет показывать город, который любит». Именно этим было продиктовано решение начать разработку до объявления результатов конкурса.

— Мы для себя поставили цели: собрать все накопленные знания о дизайн-коде за последние 10 лет, сделать из этого определенные выводы: что хорошо и что плохо, в том числе из работы, которая была по территориальному брендингу (речь идет о работе компании Instid, которая представила «Иркутскость». — Прим. ред.), сложить из этого методологию, по которой можно дальше работать, — говорит Козак, подчеркивая, что невозможно выработать дизайн-код для всего города сразу, но можно предложить основные принципы, которым было бы легко следовать в разных районах и в каждом конкретном случае.

Работы, которые исследовались перед разработкой дизайн-кода

Она отмечает, что с технической стороны новый дизайн-код — это разворот в сторону бизнеса, «который должен работать вместе с муниципалитетом на улучшение» городской среды, а также упрощение восприятия информации, касающейся визуального оформления, которая уже есть в разных документах, в том числе правилах благоустройства, но тяжело воспринимается обычным человеком.

— Это не перевод с чиновничьего на русский, это попытка ввести творческое сообщество в эти правила, чтобы они понимали, что это не какие-то законы, которые их обременяют, а просто правила игры, по которым мы можем хорошо играть вместе, — отмечает руководитель «Градостроительной школы».

При этом, подчеркивает Козак, дизайн-код — это не правила благоустройства: «Правила благоустройства — это про четкий порядок в жизни города во всех его сферах, а про то, как он должен быть эмоционально подан, — это наша работа», — говорит она.

— Мы в этой работе подняли тему смыслов: как воспринимается Иркутск с точки зрения гостя. Мы все-таки европейский город (потому что все говорили, что мы маленький Париж, маленький Питер) или мы маленькая Азия? Мы считаем, что мы больше европейский город, соответственно, подход к размещению рекламных и навигационных элементов немножко другой. Мы больше про смыслы, про подачу, — рассказывает Козак.

Смыслы, которые закладывали в дизайн-код

По ее словам, рамочным элементом в разработке этого проекта стала разработка дизайн-кода для туристической инфраструктуры Иркутска: это связано с задачами, которые стоят перед горадминистрацией — в прошлом году мэрия выиграла грант Ростуризма в 206 миллионов рублей с проектом «Иркутск — город на Ангаре, дочери Байкала».

— Мы определили, что Иркутск — это европейский город на реке Ангаре. В дизайн-коде присутствует тема течения, которое должно вовлечь в Иркутск. В этой стилистической части мы делаем упор на европейский подход к графическим материалам в смысле быстрого восприятия информации, — отмечает Козак.

Пример изменения навигации на туристическом маршруте «Зеленая линия»

Также в графической части отражена идея того, что Иркутск — это соединение культур и интересов, чтобы человек, побывавший в городе, запомнил, что «Иркутск сплетает в себе всё».

Концепция дизайн-кода

В дизайн-коде, в частности, предлагаются варианты использования туристической навигации в Иркутске, в том числе в цифровом виде.

— Мы пользовались теми наработками, которые есть в нашем профессиональном сообществе. Есть много городов, которые прошли этот опыт. Часть экспертизы собрали у локальных экспертов, а понимание того, что должно быть в методологии, мы взяли в профессиональной плоскости, — рассказывает Александра Козак о работе над документом.

Пример брендирования материалов

Она также отмечает, что в работе были выбраны те элементы из предыдущих попыток сделать туристический бренд или дизайн-код, которые уже приняты сообществом. Ее команда постаралась актуализировать их, дополнить, дать им развитие.

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем