В Иркутске продолжается массовая экспертиза исторических домов. По итогам работы в 2023 году отрицательные заключения получили 38 зданий и сооружений, часть из которых расположена в Рабочем и Марата, а также в Ново-Ленино — самых перспективных районах для возведения ЖК. Профессиональное сообщество опасается, что с помощью отрицательных экспертиз город намеренно расчищают под многоэтажную застройку. Об этом мы поговорили с архитектором-реставратором Екатериной Матель.
На экспертизу 160 выявленных памятников потратили 11,5 миллиона рублей. Победителем проведенного в марте конкурса стало иркутское ООО «Дело Эксперт». По данным сервиса «Контур.Фокус», директором и владельцем является Максим Семин. В 2022 году компания Семина за 2,3 миллиона рублей проводила историко-культурную экспертизу объектов в Жигаловском, Зиминском, Балаганском и Бодайбинском районах. По итогам того же года «Дело Эксперт» в два раза увеличило выручку (данных за 2023-й пока нет).
Известно, что Семин — археолог, работал в Центре по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области, который сейчас выступает заказчиком экспертиз. В 2012–2013 годах Семин работал на археологическом памятнике «Спартак», который расположен между улицами Пархоменко, Шевцова, Фрунзе и Спартаковская. Это стоянка древнего человека в пределах 40–30 тысяч лет назад.
— По городу Иркутску за прошлый год получено 38 отрицательных экспертиз. Нас смутило, что акты выгружались пакетно в новогодние каникулы. То есть мы могли бы говорить о них весь год, была бы возможность как-то на них реагировать, но их выгрузили одномоментно в большом объеме, и сейчас очень сложно их отрабатывать, сложно готовить на них какие-то замечания, потому что их очень много, а сроки принятия замечаний ограничены, — заметила региональный координатор Всероссийского общественного движения «Волонтеры культуры», руководитель проекта «Родные ставни» Екатерина Матель.
По ее словам, показательно, что многие объекты, получившие отрицательные вердикты, расположены в предместье Рабочее и Марата. Там, напомним, будет реализована программа комплексного развития территории, по которой до 2028 года планируется построить более миллиона квадратных метров жилья. Также реставратор указывает на то, что отрицательные заключения были вынесены и по сооружениям в Ново-Ленино и на левом берегу Ангары, то есть там, где планируется или уже идет застройка.
— Географическое расположение объектов с отрицательными экспертизами дает понимание того, какой вектор развития задается городу, и мы видим, что приоритет отдается не сохранению объектов культурного наследия, а расчистке территории для застройщика, чтобы у него в жизни было поменьше проблем и обременений, — пояснила эксперт.
Отдельно экспертное сообщество беспокоит, по словам Екатерины Матель, отрицательное заключение по дому на бульваре Гагарина, 6. Это «Жилой дом Кузнецовской больницы» (рядом с ним расположен еще один, № 4а, про него редакция «ИрСити» писала в 2018 году в «Исчезающем Иркутске»).
— Это не первая отрицательная экспертиза, то есть этот замечательный дом, находящийся в первой линии главной набережной города Иркутска, кто-то целенаправленно старается лишить статуса объекта культурного наследия, а значит, у него есть все шансы повторить судьбу доходного дома Шаламовой (здание на Байкальской, 58 снесли в августе 2023 года. — Прим. ред.), — подчеркнула эксперт.
В целом по Иркутской области проводилось 630 экспертиз. По оценкам экспертов, из всех объектов 262 получили отрицательные заключения. За два года процент отрицательных вердиктов вырос с 33% до 42%. Есть несколько населенных пунктов, статистика по которым, по словам Екатерины Матель, вызывает опасения. Например, село Александровское, где из 84 сооружений, по которым проводилась экспертиза, 51 не признано памятником. Также есть вопросы к экспертизам, сделанным по объектам в Нижнеудинске и Верхоленске.
— На самом деле мы не ведем бой за все эти объекты, мы согласны, что некоторые из них действительно являются довольно рядовыми и, возможно, должны сохраняться не как объект культурного наследия, а как средовая застройка. Но по некоторым экспертизам у нас огромные вопросы, потому что есть и объекты с уникальными наличники, есть и дома — эталонные музейные образцы, и тем не менее на них получены отрицательные экспертизы. Более того, есть такие заключения, где эксперт на протяжении всей экспертизы доказывает ценность, обосновывая и градостроительную значимость, и объемно-планировочные решения, и сохранение архитектурного облика, а потом в выводах пишет: «Включение в реестр необоснованно», — уточнила Екатерина Матель.
Напомним, что губернатор Иркутской области Игорь Кобзев объявил о планах инвентаризировать более 4 тысяч выявленных объектов культурного наследия (ОКН) за 8 лет. Спикер думы Иркутска Евгений Стекачёв поддержал оптимизацию списка домов-памятников, а мэр Руслан Болотов подчеркнул, что никаких кардинальных изменений с деревянным центром города не будет. После этого историк Илья Сосновский в «Редколлегии» «ИрСити» объяснил, почему такие дома нельзя уничтожать и как, лишившись деревянных памятников в центре, Иркутск может потерять последние шансы на туристическое развитие отдельно от Байкала.
Работу нужно выполнить к 2030 году. Но, по мнению главы службы по охране объектов культурного наследия Виталия Соколова, все объекты проинспектируют раньше. В частности в Иркутске осталось обследовать около 200 объектов.
Обследование выявленных ОКН началась в 2022 году, тогда по области исследовали 609 объектов. В Иркутске эксперты работали на 75 домах и сооружениях, в итоге семь из них были исключены из перечня и лишены охранного статуса. Исполнителем работ стал Научно-исследовательский центр проектирования и историко-культурных экспертиз из Москвы, а стоимость контракта составила больше 6 миллионов рублей. Глава службы по охране ОКН Виталий Соколов, оценивая работу московских исследователей, заметил, что «как таковых спорных, резонансных экспертиз не видели».
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.