Получать новые знания, разбираться в корректности формулировок и не допускать дискриминации, быть в курсе законодательства — все это важная часть деятельности журналистов и тех, кто по роду своей деятельности взаимодействует с обществом.
Образовательный проект Иркутского областного Центра СПИД родился в 2021 году, а теперь ежегодно собирает на своей площадке неравнодушных участников. Темы всегда социально значимые и актуальные. Так на 4 медиашколе, которая прошла на площадке галереи Бронштейна, говорили о частных инициативах меняющих общественное сознание, о том, как говорить об инклюзии в СМИ, и затронули важные вопросы изменения законодательства в маркировке рекламы в интернете, особенно социальной.
Медиашкола Центра СПИД вышла за рамки темы ВИЧ-инфекции и развивается как проект раскрывающий все сферы социальной коммуникации и журналистики. За четыре года ее проведения ее спикером становился Дмитрий Марков, Российский фотограф документалист и волонтер, представители социальной сети «ВКонтакте», Маргарита Логино, журналист и автор подкаста о людях живущих с ВИЧ «Одни плюсы», одна из реакторов портала «Такие дела» Александра Садыкова пишущая о социальных несправедливостях.
Нужно ценить то, что у нас есть
Первым спикером стала Юлия Железнова — популяризатор культурного наследия, автор телеграмм-канала «Флигель в Иркутске» (16+), журналист в прошлом, которая поделилась личным опытом положившим начало изменениям в отношении Иркутян к объектам деревянного зодчества. Казалось, речь пойдет о волонтерстве и социальных проектах. Но Юлия поведала слушателям интересную историю о покупке недвижимости — и не о жилье в новостройке, а о квартире в старинном доме 1913 года в самом центре Иркутска.
— Многие не понимали, почему я так загорелась покупкой старой квартиры. А я в ней сразу увидела красоту, почувствовала, что прикасаюсь в истории нашего города. Вместе с покупкой квартиры начался и мой проект — телеграм-канал «Флигель в Иркутске», в котором я показываю, как не только преображаю квартиру, но и сохраняю историю, — рассказывает Юлия Железнова.
Своим примером Юлия Железнова хочет обратить внимание иркутян на ценность памятников деревянной архитектуры и популяризировать интерес к объектам культурного наследия, научить видеть прекрасное даже в небольших деталях.
Во-вторых, она признается, что влюблена в Иркутск — его здания невероятной красоты, деревянное зодчество и памятники архитектуры. И эту любовь ей хочется нести в массы — показывать ценность наследия, заражать желанием его сохранить.
Если честно, я не ожидала, что это вызовет такой интерес — на канале уже почти 900 подписчиков, которые следят за новой главой истории моего флигеля. Это как раз та самая частная инициатива, которая уже сейчас приносит свои плоды. Горожане меняют свое отношение с исторической застройке, — делится планами Юлия Железнова.
Чтобы что-то поменять, нужно начинать с себя
Писать материалы на социально значимые темы журналистам важно уметь, ведь отклик общества зависит от корректных формулировок, от тональности сообщений. Именно поэтому выступление Елены Шаровой было посвящено тому, как говорить об инклюзии в СМИ.
Елена директор по развитию АНО «Лаборатория культурных практик», куратор междисциплинарных проектов, тифлокомментатор, арт-обозреватель на радио и телевидении и автор телеграмм канала «Отойдите от картины» (12+).
— Подход к теме инвалидности может быть разным. Вместо того, чтобы думать, что не так с конкретным человеком, стоит задуматься о том, что не так с обществом. В большинстве случаев именно среда ограничивает возможности людей с инвалидностью быть вовлеченными во множество стандартных жизненных процессов. Даже то, как мы называем людей с особенностями — важно. Корректные формулировки существуют и их важно использовать, — отметила спикер.
Елена вместе со слушателями разобрала, какие формулировки в СМИ и нашей повседневной жизни использовать можно, а какие нельзя. Да, ко многим общественность привыкла, но это не повод продолжать их использовать.
— Важно помнить правило, при котором на первое место мы ставим человека, а не его диагноз. Не инвалид, а человек с инвалидностью, не колясочник, а человек на коляске. Личность во главе угла — современный и правильный подход. Например, нам всем непривычен термин «человек с опытом миграции», но стоит начать менять свое отношение. За этим последует общество. Будущим и действующим журналистам стоит почитать о социальной модели инвалидности, об этике общения, в интернете множество ресурсов, сами люди — носители опыта об этом говорят, — такое напутствие Елена дала участникам медиашколы.
Тонкости рекламы — социальной и не только
Светлана Лебедева — эксперт в области маркировки рекламы в интернете, рассказала о тонкостях законодательства и важных аспектах, касающихся коммерческих материалов.
— Интернет всегда был, если так можно выразиться, эдакой черной дырой в плане рекламы. Ее не маркировали, не было четкого регламента. Но, как говорится, бойтесь своих желаний: с 1 сентября 2022 года закон о рекламе в части маркировки изменился. Кстати, многие социальные и некоммерческие организации до сих пор считают, что им не нужно маркировать рекламу. И ошибаются. Вообще всем, чтобы избежать проблем с ФАС и законом, стоит в нем разобраться, — отметила Светлана Лебедева.
Спикер привела выдержки из закона, его допущения, которые касаются социальной рекламы, а также ограничения, связанные с такого рода материалами — бренды, марки товаров и упоминания юридических лиц под запретом.
Как отметила Светлана Лебедева, все коммерческие размещения в интернете должны быть прозрачными и соответствовать законодательству: иметь метку «Реклама», указание на заказчика, его данные и сайт. А с 2023 года — специальный идентификатор. Еще, пока реклама опубликована на какой-либо площадке, рекламодатель и заказчик должны ежемесячно подавать статистику прироста ее просмотров.
— Вопросов про маркировку рекламы на самом деле все еще очень много. Однако, как рекламодателям, так и интернет-площадкам, которые размещают материалы на коммерческой основе очень важно разобраться в теме, — отметила эксперт.
Байкальская медиашкола — пример значимого образовательного и коммуникационного проекта. За годы существования он уже привлек более 300 участников из Иркутской области и более тысячи представителей СМИ, некоммерческих организаций, профи в области коммуникаций со всей России. Уже сейчас интересно узнать, что же ждет гостей медиашколы в следующем году. То, что можно сказать с уверенностью — будет увлекательно и полезно.