Специалистам удалось найти в обломках разбившегося истребителя Су-30 бортовой самописец, который фиксировал данные о последнем полете самолета перед крушением. Об этом со ссылкой на источник, близкий к комиссии по расследованию авиакатастрофы, 28 октября пишет газета «Коммерсант».
Эксперты уже приступили к расшифровке записей. Возможно, с помощью данных черного ящика удастся объяснить причину резкого падения истребителя. Сейчас некоторые специалисты, как пишет «Ъ», предполагают, что пикирование началось после того, как один из летчиков, уже будучи без сознания, непроизвольно повалился с кресла и задел многофункциональную ручку управления самолетом.
— При этом ремни, которые должны были удержать пилота от падения, по мнению специалистов, могли быть и отстегнуты летчиками во время их борьбы за выживание, — сообщает газета «Коммерсант».
При этом установить причину гибели пилотов будет все-таки непросто.
— Вся попавшая под подозрения кислородно-дыхательная аппаратура экипажа истребителя КДА-15, в отличие от черных ящиков, располагалась спереди самолета и в результате катастрофы была полностью утрачена. Как пояснил «Ъ» источник, удар машины в землю был такой силы, что ее носовая часть заглубилась в землю на 6 метров, а кислородные баллоны, переходники, шланги и редукторы не просто разрушились или сгорели, а превратились в прах, — сообщил корреспондент «Коммерсанта».
По данным источников газеты, Су-30 проходил этап приемо-сдаточных испытаний перед вводом в эксплуатацию. Полеты проводились на высоте 9 тысяч метров, но еще при наборе высоты оба пилота одновременно перестали выходить на связь с руководителем полетов.
— Поскольку истребитель в этот момент находился в режиме автоматического управления, автоматика провела намеченные тесты за летчиков, вернув Су-30СМ к заводскому аэродрому. Для ухода машины в глиссаду — наклонную прямую, заканчивающуюся в точке приземления на полосе, — экипаж уже вручную должен был снизить скорость с 800–900 км/ч примерно до 300–350 км/ч, однако сделать это оказалось некому. В итоге автопилот отправил истребитель в долгое кружение над городом, — говорится в публикации.
Коллега летчиков-испытателей, опытнейший пилот завода Сергей Михайлюк попытался помочь экипажу Су-30, подняв в воздух вторую «сушку». На ней он подобрался поближе к истребителю и увидел, что машина исправна, а вот оба пилота «безвольно сидят в креслах, опустив головы».
Редакция «ИрСити» запросила комментарий о ходе расследования у Восточного межрегионального следственного управления на транспорте СКР. Пресс-служба ведомства обещала уточнить информацию и ответить позднее.
Напомним, самолет Су-30 упал на жилой дом по адресу 2-й Советский переулок, 4 вечером 23 октября. Жильцы дома не пострадали: в момент катастрофы их не было дома. Момент падения попал на видео.
В крушении Су-30 погибли два пилота — заслуженный летчик-испытатель РФ Максим Конюшин и военный летчик второго класса, летчик-испытатель третьего класса Виктор Крюков. Иркутский авиазавод взял на себя расходы на церемонию прощания с пилотами и выплату семьям погибших компенсации.
Хронику событий читайте в нашей онлайн-трансляции. Мы также собрали сообщения очевидцев о ЧП, а еще рассказали, что происходило на месте крушения в первые часы и на следующее утро после падения самолета.
По факту крушения возбуждено уголовное дело. Следственный комитет на транспорте называет две предварительные версии случившегося: отказ авиационной техники и ошибка пилотирования. Однако СМИ пишут о том, что пилоты могли потерять сознание во время полета из-за остатков азота в кислородных баллонах.
Мэрия Иркутска предложила жилье для пострадавших от падения самолета, а также власти должны обеспечить одного из школьников, живших в разрушенном доме, школьными принадлежностями и кадетской формой. По результатам предварительного обследования, от падения Су-30 пострадали восемь домов. Компенсации их владельцам выплатит страховая Иркутского авиазавода.
Спутники Роскосмоса в течение недели наблюдали за местом крушения истребителя в Иркутске. Данные будут использоваться спасателями для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
Кроме того, на нашем портале собрана история всех авиакатастроф, случавшихся на ИАЗ.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.