Происшествия «Резкий хлопок, дым — и тишина». Истребитель упал на частный дом в Иркутске 2 года назад — вспоминаем трагедию

«Резкий хлопок, дым — и тишина». Истребитель упал на частный дом в Иркутске 2 года назад — вспоминаем трагедию

В прошлом году летчикам установили памятник, но информации о причинах трагедии до сих пор нет

Место падения Су-30 в Иркутске 23 октября 2022 года

Два года назад — 23 октября 2022 года — в Иркутске потерпел крушение самолет Су-30. Истребитель упал на двухэтажный дом по адресу 2-й Советский переулок, 4. Жертв среди гражданского населения не было, но оба пилота погибли. Вспоминаем трагедию, произошедшую тем воскресным вечером.

«Резкий звук, треск, всё затряслось»

Вечером 23 октября двое пилотов — заслуженный летчик-испытатель РФ Максим Конюшин и военный летчик второго класса Виктор Крюков — проводили приемо-сдаточный полет Су-30 без боекомплекта. Он вылетел с аэродрома Иркутского авиазавода. В 17:50 — незадолго до падения — связь с самолетом была потеряна. Момент крушения в 18:20 попал на видеорегистратор.

Момент падения самолета попал на видеорегистратор

Самолет рухнул на двухэтажный жилой дом, где жили две семьи — пять человек, но на момент падения в доме никого из них не было.

— Через пару минут после падения над местом пролетели еще пара самолетов и вертолет. Полиция, скорая и пожарные сработали оперативно. Оцепили проезд к дому. Собралась куча народу, кто просто посмотреть, мужики подходили, спрашивали, нужна ли помощь. Моя жена предложила свою помощь как врач, но пострадавших не было видно, сказали отойти в сторону и ожидать. Дом не был обесточен, поэтому, когда начали тушить, были четко видны искры. Минут через 15 начал стрелять шифер, народ начал отходить, говорили, что в доме могут быть газовые баллоны, — рассказывал один из очевидцев происшествия, Дмитрий Лебедев.

На месте падения возник пожар, его площадь оценили в 200 квадратных метров и тушили больше часа. На месте работали сотрудники МЧС и пожарные авиазавода. Мэр Иркутска Руслан Болотов с 20:00 ввел на территории Ленинского округа режим чрезвычайной ситуации муниципального характера.

Дом, на который упал самолет, загорелся

— Когда упал самолет, мы были дома, занимались своими делами. Неожиданно раздался резкий звук, треск, всё затряслось. Потом приехали пожарные. Сам момент падения не видел, мы же не сидели и не ждали, что будет самолет падать. Говорят, что дом нежилой, но я же видел, что туда заезжала машина, люди внутри были. Несколько раз ходил мимо этого дома, там были люди, стояла машина во дворе. Не знаю, был ли там кто-то на момент падения, надеюсь, что нет, — рассказал нашему корреспонденту жилец соседнего дома.

После падения в Ново-Ленино образовались большие пробки. Сотовая связь работала плохо. 150 домов остались без электроснабжения.

— Вдоль дороги были разбросаны части фюзеляжа, самолета как такового не видно, видимо, силой взрыва всё разнесло. Наш в дом — в 300 метрах от падения. Чувствовали толчок, как от землетрясения. Соседние дома целые, даже окна не пострадали от взрывной волны, — рассказывал нам Дмитрий Лебедев.

Обломки самолета лежали прямо на улице

Председатель СК России Александр Бастрыкин направил на место происшествия следователей-криминалистов центрального аппарата ведомства с целью оказания практической помощи в расследовании.

— Вечером сидел дома, занимался своими делами. И тут — бам, резкий звук, похож на взрыв, пожар начался. Но всё быстро перекрыли, приехали пожарные, в том числе с авиазавода. Видел уже здесь начальника цеха окончательной сборки, где эти самолеты собирают, — рассказывал нашему корреспонденту Александр, который работает на авиазаводе и живет в доме неподалеку.

Разрушенный падением самолета дом

Корреспондент «ИрСити» Даниил Конин, работавший на месте крушения, расспрашивал местных жителей об авиакатастрофе.

— Мы приехали домой минут за 10 до падения. Я пошла в сарай, слышала самолет. Они постоянно летают тут. Зашла домой — гул стал громче, хлопок… и тишина. Я взглянула в окно — и тишина. Потом собака залаяла очень сильно. Я побежала в другую часть дома, в небе увидела черное облако дыма, выбежала на улицу, справа в небо поднимался серый дым. Мужу сказала, что самолет упал, — рассказывала иркутянка Елена.

— Мы поехали в ту сторону. Муж сказал, что перед хлопком выглянул в окно и увидел самолет, который летел примерно над объездной Ново-Ленино, и летел неадекватно: то вверх, то вниз… Поехали к месту происшествия, а там пожар, скопление людей, пожарная машина, позже скорая, две машины «Иркутскэнерго» и потом еще две машины пожарного расчета, — добавила она.

При этом соседний дом вообще не пострадал от крушения. В нем уцелели даже окна

«В труху разорвало самолет»

Людей, которые живут в соседних домах, сразу после катастрофы запускали в дома буквально на несколько минут.

— Самолет упал на дом Милешиных. Нормальные люди. У родственников сейчас. А моя жена живет в доме, который сюда ближе. Она вчера на работе была, но ей сразу позвонили. Она прибежала, вместе с полицией запустили в дом, чтобы только документы забрать. И сказали: «Вы сегодня дома не ночуйте, потому что обломки нужно собрать». Она сейчас в шоке. Да и мать с ней еще не разговаривала, — рассказывал тогда местный житель Алексей.

Другой мужчина, Денис, рассказал, что во второй половине дома жили бабушка и дедушка, которые уехали. А семья с ребенком из первой половины дома была в гостях.  

— В первое время мужики с тушением пожара помогали, с ведрами были — молодцы. Много было маленьких обломков. То ли шифер стрелял, то ли от самолета куски отлетели. Пожарные быстро подъехали, полиция тоже. Всех отогнали. А потом сюда весь город ринулся, вообще ужас, я кое-как до дома добрался. Но при мне почти весь пожар потушили. Я думаю, что в огородах немерено осколков было. В труху разорвало самолет, — добавил Денис.

На месте собралась толпа местных жителей

Обломки самолета лежали во дворах

Тушение пожара полностью закончилось около 20:30. На месте остались работать полиция и Росгвардия, сотрудники держали очевидцев и зевак за оградительной лентой. В квартале от места падения работали сотрудники ДПС, регулировали движение. По 2-му Советскому его открыли только в сторону Розы Люксембург, а в сторону Павла Красильникова движение было закрыто.

В 21:40 электрики начали подавать напряжение в частный сектор. Повреждений оборудования и сетей в результате падения не было. Электричество отключили для безопасного тушения пожара.

Местные не спешили расходиться, некоторые жаловались, что у них во дворах до сих пор лежат обломки самолета.

Иркутянка на месте крушения Су-30СМ

Обломки самолета

Обломки самолета

На месте работала комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Иркутской области.

— Для жителей близлежащих домов проблем и рисков никаких нет, их жизни и здоровью ничего не угрожает. Мы работаем с жителями пострадавшего дома. Всего пять человек, которые, слава богу, не пострадали. Они в добром здравии все находятся, — заявил после заседания КЧС мэр Иркутска Руслан Болотов.

В первые часы пресс-служба Иркутского авиазавода отказалась прокомментировать «ИрСити» факт падения Су-30СМ, первое официальное сообщение от Объединенной авиастроительной корпорации, куда входит завод, появилось в ее Telegram-канале появилось спустя 4 часа.

— Для расследования происшествия будет создана комиссия, в работе которой примут участие специалисты предприятий авиационной промышленности и профильных институтов. Степень ущерба на земле устанавливается. Мы находимся во взаимодействии с чрезвычайными службами, — гласило сообщение.

Почему упал Су-30 — версии СКР

На следующий день после катастрофы работа на месте падения продолжалась. Вокруг места крушения по-прежнему была закрыта часть улиц. В воздухе чувствовался запах гари. Над частным сектором летал вертолет.

В администрацию Ленинского округа поступали обращения от жителей близлежащих домов, которые затронул разлет осколков. Сотрудники мэрии Иркутска выясняли, насколько сильный ущерб был нанесен рядом стоящим домам — в основном пострадали заборы и надворные постройки.

Утром выяснилось, что на месте крушения произошел разлив горюче-смазочных материалов, и губернатор поручил мэрии Иркутска провести рекультивацию участка, чтобы исключить негативные последствия для экологии. Роспотребнадзор собрал пробы воздуха.

Пробы брали на улицах Павла Красильникова и Пржевальского. Их исследовали на содержание диоксида азота, оксида углерода, взвешенных частиц РМ 10 и РМ 2,5, диоксида серы, формальдегида, углерода (сажи), взвешенных веществ, бенз(а)пирена, смеси предельных углеводородов С6Н14-С10Н22. Превышения предельно допустимых концентраций этих химических веществ не зарегистрировали.

Место катастрофы было оцеплено и следующим утром

Следственные органы Восточного следственного управления на транспорте возбудили уголовное дело по факту крушения Су-30. Уже 24 октября они озвучили две возможные версии трагедии: отказ авиационной техники и ошибка пилотирования.

Позже появилась версия, что пилоты могли потерять сознание в полете, поэтому, по предварительным данным, не отвели падающий самолет от жилого сектора. Причиной потери сознания экипажем Су-30 могла стать ошибка наземного персонала при подготовке кислородных баллонов к полету — в них мог остаться азот.

Вместе со следователями, криминалистам и экспертами СК на месте работали сотрудники Минпромторга России и Иркутского авиазавода, которые проводили дополнительный осмотр места происшествия.

Следователи изъяли образцы топлива, заправленного в самолет, унифицированную газоразрядную станцию с медицинским кислородом, назначили химические и судебно-медицинские экспертизы, произвели выемку летно-технической документации на воздушное судно, допросили руководство и сотрудников авиапредприятия, собственников разрушенного дома. Специалистам также удалось найти в обломках разбившегося истребителя Су-30 бортовой самописец, который фиксировал данные о последнем полете самолета перед крушением.

По данным следователей, полет Су-30 проходил на высоте 9 тысяч метров, но еще при наборе высоты оба пилота одновременно перестали выходить на связь с руководителем полетов. Тогда и частично подтвердилась версия о том, что пилоты в момент крушения были без сознания.

Поскольку истребитель в этот момент находился в режиме автоматического управления, автоматика провела намеченные тесты за летчиков, вернув Су-30СМ к заводскому аэродрому. Для ухода машины в глиссаду — наклонную прямую, заканчивающуюся в точке приземления на полосе, — экипаж уже вручную должен был снизить скорость с 800–900 километров в час примерно до 300–350 километров в час, однако сделать это оказалось некому. В итоге автопилот отправил истребитель в долгое кружение над городом.

Коллега летчиков-испытателей, опытнейший пилот завода Сергей Михайлюк попытался помочь экипажу Су-30, подняв в воздух вторую «сушку». На ней он подобрался поближе к истребителю и увидел, что машина исправна, а вот оба пилота «безвольно сидят в креслах, опустив головы».

— Установлено, что экипаж потерпевшего крушение воздушного судна Су-30 перестал выходить на связь по причине нахождения летчиков-испытателей в бессознательном состоянии. В этой связи следствие проверяет версию о неисправности бортовой системы кислородного оборудования, вследствие чего оба летчика могли потерять контроль над его управлением, — говорилось в сообщении СКР.

Уголовное дело о крушение Су-30СМ в Ново-Ленино расследуют до сих пор, сообщили «ИрСити» в Восточном следственном управлении СК на транспорте. Ранее руководитель ведомства Алексей Александров предполагал, что имена виновников крушения назовут зимой 2023 года.

Что известно и погибших пилотах?

Максим Вячеславович Конюшин родился в Приморье. Окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского по специальности «испытания летательных аппаратов». Награжден медалями Министерства обороны РФ «За отличие в военной службе» III, II и I степени. В 2020 году Максиму Вячеславовичу было присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель РФ».

Максим Конюшин

Виктор Крюков

Майор Виктор Викторович Крюков родом с Украины. Родился в семье военного летчика. С отличием окончил Краснодарский военный авиационный институт. Военный летчик второго класса, летчик-испытатель третьего класса. Выполнял испытательные полеты в Ахтубинске. 10 лет назад с супругой переехал в Иркутск и летал уже здесь.

Пострадавший от крушения дом

Всего пострадали 8 домов

На месте работали специалисты администрации, сотрудники авиазавода и следователи

Дом, на который упал самолет, выгорел полностью. Жильцам предложили временное размещение. Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев встретился со всеми пострадавшими в тот же вечер и сразу же заявил, что 25 октября обе семьи получат 100 тысяч рублей, которые положены по областному закону. «Дальше будем работать индивидуально, — заявил Игорь Кобзев.

Администрация Иркутска 24 октября провела совещание по вопросам помощи семьям иркутян, которые лишились имущества. Спустя два часа после окончания совещания жильцам разрушенного дома восстановили паспорта и документы из службы ЗАГС, а затем им предложили варианты жилья в муниципальном маневренном фонде.

На следующий же после крушения день спасатели и полиция нашли под завалами живую собаку — она провела там почти сутки. Всего у семьи, которая жила в доме, было три собаки, но спаслись только две, третью считали погибшей.

Власти города, вместе с городским благотворительным фондом «Оберег» начали сбор средств для семей, жилье и имущество которых пострадали при крушении самолета. Семьи нуждались в финансовой поддержке для покупки всего необходимого, а главное — зимней одежды.

Всего от крушения самолета пострадали восемь домов. Специалисты мэрии зафиксировали все повреждения на домах, которые находятся рядом с местом авиакатастрофы. Повреждены были крыши домов, веранд, хозяйственных построек, кое-где выбило стекла в теплицах, разрушило деревянные заборы. В кирпичной стене одного из домов нашли трещины. Компенсации за эти повреждения выплатила страховая компания Иркутского авиационного завода.

Памятник летчикам поставили спустя год

Прощание с погибшими летчиками

С погибшими летчикам Иркутск прощался 8 ноября 2022 года. Расходы взял на себя Иркутский авиазавод. В тот день на площади перед Домом культуры имени Гагарина в аккуратный ряд выстроилось несколько микроавтобусов, отдельной группой собрались коллеги погибших пилотов, в стороне от них — невольные очевидцы трагедии, бывшие работники авиазавода, обычные люди. Многие несли красные гвоздики или розы. Виктора Крюкова похоронили в Пивоварихе, а Максима Конюшина — на Троекуровском кладбище в Москве, где лежат его родители.

Спустя год после трагедии на территории авиазавода создали мемориал в честь погибших летчиков. Он находится на территории авиазавода, и горожанам путь к нему закрыт.

Ранее авиазавод намеревался выкупить площадку во 2-м Советском переулке и сделать памятное место там. Сейчас эта территория очищена и закрыта ограждением. У забора в прошлом году появился стихийный мемориал — к воротам люди приносили цветы и ленточки.

Мемориал в честь погибших летчиков на территории Иркутского авиазавода

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Отношение — как в зоне». Экс-сотрудница склада Wildberries — о «тюремных» досмотрах, штрафах в половину зарплаты и мигрантах
Анонимное мнение
Мнение
Родители-правокачатели и высокомерные завучи: физрук объяснил, почему сбежал из школы
Анонимное мнение
Мнение
«Это не жизнь, а выживание». Повар детского сада — о том, как работает с зарплатой в 16 тысяч рублей
Анонимное мнение
Мнение
«Сложно объяснить, почему не пью даже бокальчик». Россиянка рассказала, почему стала трезвенницей и есть ли в этом минусы
Анонимное мнение
Мнение
«Лучше поехать в Сочи». Путешественник из России назвал единственную причину не отдыхать в Тбилиси
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления