Жители Ангарска и Ангарского муниципального образования (АМО) 10 ноября проголосовали за объединение города и района в единый городской округ. При этом широкой общественности из положительных итогов планирующегося объединения известно пока только то, что оно решит проблему двоевластия и дублирования полномочий. Редакция ИА «БайкалПост» разобралась выиграют ли от слияния в один округ Ангарск, Мегет, Савватеевка и Одинск. Как выяснилось, если и не выиграют, то уж точно ничего не проиграют. Многим уже нечего проигрывать.
Последние конвульсии двоевластия в Ангарске
Проблема двоевластия в Ангарске и районе уже всем порядком поднадоела. Как и обещал губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко, возглавивший АМО Сергей Петров первым делом взялся за решение именно этой проблемы. И действительно, маховик был запущен, и 10 ноября жители поддержали его. Как много раз уже заявлялось, Ангарск после объединения точно ничего не потеряет, а, возможно, что-то и приобретёт. Зато нынешняя власть из сторонников арестованного мэра города Владимира Жукова может потерять своё место, поэтому бьётся в последних конвульсиях, пытаясь остановить процесс.
Председатель думы Ангарска Андрей Истомин назвал в беседе с ИА «БайкалПост» успешные слушания незаконными: «Прошедшие публичные слушания не должны иметь правовых последствий, то есть они не могут стать основой законопроекта об объединении Ангарска и района, потому что мероприятие было инициировано мэром АМО, хотя вопросы объединения поселений в новое муниципального образование по закону могут быть инициированы их главами или представительными органами».
Слова Истомина нашему агентству опроверг сам мэр АМО Петров: «Перед тем, как делать подобные заявления, Истомину неплохо бы разбираться, что это были публичные слушания Ангарского муниципального образования, а не города Ангарска. Если человек даже в этом не разбирается, то я не могу комментировать. Во всех четырёх поселениях нашего района одновременно проводились районные слушания. И кто как не я должен их назначать? Назовите мне фамилию этого человека. Инициатива от глав поселений должна идти при назначении поселенческих слушаний. А здесь речь идёт о районных слушаниях. Ангарский район имеет право на проведение публичных слушаний. Также у нас проходят слушания по бюджету, по изменениям в устав. Я могу назначать слушания по любому вопросу, которые касаются жителей района».
О законности слушаний заявили и председатели дум Мегета и Савватеевки Светлана Жердева и Андрей Шишков, пусть и высказали несколько иную версию причин их законности.
«У нас с инициативой о проведении слушаний выступила, как и положено, глава. Есть постановление. Всё было размещено на сайте за 10 дней. По итогам слушаний на сайте также размещена информация. Всё прошло в соответствии с положением о публичных слушаниях», — сообщила ИА «БайкалПост» Жердева. Аналогичное заявление сделал и Шишков.
Причина подобного поведения Истомина, по мнению политолога Юрия Пронина, кроется в межличностной политической борьбе между городскими и районными властями: «Понятно, здесь есть политическая составляющая. В Ангарске и Ангарском районе продолжается конфликт между разными группами власти — сторона Петрова и сторона Жукова. Естественно, процесс объединения приведёт их к кадровым переменам, который пройдут не в пользу Жукова и его сторонников. Как результат, такой резкий обмен ударами. Идёт межличностная политическая борьба, а не только решение вопросов муниципального управления».
Более жёстко действия председателя думы Ангарска оценил его коллега — председатель думы АМО Александр Городской: «Я не знаю, что движет Андреем Леонидовичем, но наблюдая эти действия со стороны, по-другому, кроме как попытку сохранить своё место, достаточно трудно».
Мегет за — от безысходности
Если в ничего благополучном сейчас и ничего не теряющем в будущем Ангарске традиционно заняты политическими войнушками, то в малых частях будущего округа — Мегете, Савватеевке и Одинске — не до того. Власти продолжают еле сводить концы с концами.
Глава думы Мегета Светлана Жердева хоть и считает, что только время покажет, будет ли польза мелким поселениям от объединения или нет, всё же выступает за него: «Конкретно у нас в поселении ситуация хуже некуда. Самый главный вопрос — это финансирование и полномочия. Полномочий у нас много, а средств на их осуществление не хватает. Мы являемся собственниками дорог, сетей. Всё ветшает, а на ремонты денег нет. Более того, ситуация с каждым годом только ухудшается. Доходы падают, а число полномочий продолжает увеличиваться».
Местный парламентарий в подтверждение своего мнения привела весьма познавательные цифры: «Если в прошлом году доходы бюджета составляли 72,3 миллиона рублей, из которых 37,7 миллиона — собственные, то в 2014-м они упали до 50,4 миллиона рублей. Падение случилось в первую очередь из-за сокращения до 27,7 собственных доходов из-за ухода крупного налогоплательщиков. На 2015 год мы планировали собственные доходы сохранить на уровне этого года, но и этого не удастся сделать, так как 3 миллиона с нас срезал финотдел из-за недобора налогов на имущество. В итоге в 2015-м общие доходы должны составить 44-45 миллионов рублей. Район пообещал нам добавить 13 миллионов на выравнивание бюджета и ещё 4 миллиона целевыми. Если расщедрится, то ещё куда ни шло».
По мнению Жердевой, после объединения для жителей Мегета, Одинска и Савватеевки ничего не изменится, они будут ходить во всё те же администрации, которые сменят лишь вывеску: «Сокращение числа чиновников будет, но шаговая доступность власти сохранится. Наша администрация будет преобразована, получит новое название. Думаю, для граждан особой разницы не будет, главное — чтобы проблемы решались».
Савватевка за — от развала и безвластия
С похожим ощущением отнеслись к перспективе слияния района и города в Сааватеевке. Исполняющий обязанности председателя местной думы Андрей Шишков также считает, что терять поселению уже особо нечего: «Тот вариант, который нам предложило АМО с присоединением к округу, но при этом сохранением всех сельских льгот и компенсации, всех полностью устроил. Кроме того, я положительно оцениваю и переход к новой системе назначения главы поселения. Он назначается, если плохо работает, то снимается и назначается новый. Уже не нужно проводить никакие перевыборы. Мы в таком состоянии жили до 2006 года, когда вступил в силу 131-й закон о местном самоуправлении. Там было намного проще решать эти вопросы: главу администрации поселения назначал мэр района, а снять его могли по требованию схода жителей. Знаете, вопросы решались очень быстро. Вот у нас школа, детсад, дороги были, а за семь последних лет в Савватеевке произошёл развал. Именно так мы сейчас оцениваем свою территорию».
Со слов Шишкова, проблемы сельчан вообще не решаются: «Обращаешься в район, там говорят, что это не их полномочия. Идёшь в местную администрацию, а там даже главы нет. Он в 2012 году вступил в должность, потом получил инсульт, и вот практически два года у нас полное безвластие. Мы уже и в прокуратуру, и в суды обращались с требованием признать его состояние ограничено способным, чтобы затем заменить его, но ничего. Замкнутый цикл. Поэтому народ и депутаты приняли решение войти в округ».
Вспомнил глава и о проблемах, остающихся без решения, по его мнению, из-за сегодняшней схемы управления: «При формировании бюджета, нам помогает только район. Больше возможностей у нас нет. Вот, была проведена реконструкция котельной за счёт областного бюджета, некачественно. В итоге люди стали заложниками. Тепла нет, нужны дополнительные затраты, опять обращаемся к району. Закупить мазут, снова в район. Нам там уже говорят, что это не их полномочия. Мол, прокуратура и без того скоро задушит их за нецелевое использование средств. У нас же на сегодня практически аварийная ситуация. Я думаю, что местное самоуправление в сегодняшнем виде — это не местное самоуправление, а бардак!»
Одинск за — хуже не будет
Глава Одинска Игорь Антонов был менее оптимистичен: «Районные власти пообещали, что будет не хуже чем раньше. В принципе, мы согласны с этим. Много ли проблем у нас? Они всегда были, есть и будут. Нам пообещали, что в округе они будут решаться также, а может быть даже и лучше за счёт привлечения средств. Я думаю, что хуже не будет».
На вопрос большинство ли жителей Одинска выступили за объединение Антонов ответил несколько неожиданно: «Ну, скажем так».
Открытый вопрос
В некоторых словах представителей власти малых поселений района чётко просматривается ощущение безысходности. Они готовы на объединение, так как хуже уже некуда. Авось и лучше станет. Тем более руководство АМО убеждает в последнем.
Политолог Пронин считает, что к инициаторам объединения существует немало вопросов, касающихся будущего малых поселений: «Надо смотреть, не теряет ли в правах Савватевка, Одинск и Мегет при объединении в округ. Ведь раньше они имели отдельные бюджеты, причём, к примеру, Савватеевка имела также права на допфинансирование. Насколько с финансовой точки зрения эти условия будут сохранены или, возможно, улучшатся? Как-то этот вопрос не очень прозвучал. Провели слушания и давайте быстрее к следующей процедуре. К сожалению, я не вижу диалога, кажется, что власть стремится скорее механически завершить эту процедуру и отрапортовать. Для Ангарска, конечно, ничего точно не изменится, а по малым поселениям вопросы есть».