Контрольно-счётная палата Иркутской области считает труднодостижимым увеличение до 3 миллионов человек пассажиропотока аэропорта Иркутска к 2020 году, сообщила 12 августа на заседании комиссии по контрольной деятельности заксобрания Иркутской области аудитор палаты Юлия Махтина.
Аэропорт Иркутска был передан в собственность Иркутской области в 2015 году. Одним из условий передачи, по указу президента России, является рост пассажиропотока до 3 миллионов человек в год к 2020 году. В 2018 году пассажиропоток аэропорта составил 2,2 миллиона человек.
«По итогам анализа финансово-хозяйственной деятельности АО «Международный аэропорт Иркутск» КСП области отмечает, что в существующих условиях при отсутствии источника (бюджетного и (или) внебюджетного) для выполнения плана капитального строительства и реконструкции объектов инфраструктуры аэропорта – достижение установленного в соглашении показателя трудновыполнимо», - говориться в решении комиссии.
КСП отмечает, что правительство региона без конкурса подписало соглашение с инвестором – «Рампорт безопасность» на проектирование и строительство нового терминала аэропорта, но в апреле 2019 года (на фоне разбирательства в Федеральной антимонопольной службе о нарушении закона при заключении соглашения) оно было расторгнуто, также как договор субаренды участка, на котором планировалось строительство, что «может привести к нецелесообразности» произведённых предпроектных работ.
Аудитор КСП отметила, что аэропорту на реконструкцию взлётно-посадочной полосы и рулёжных дорожек требуется примерно 10 миллиардов рублей, при этом деньги на это выделяются только из собственных средств аэропорта, которых недостаточно.
Что касается строительство нового аэропорта Иркутска, в отчёте КСП отмечается, что только в марте 2019 года правительство согласовало с Росавиацией задание на разработку документации для размещения нового аэропортового комплекса на другом земельном участке в Хомутовском муниципальном образовании Иркутского района. При этом конкурс на привлечение инвестора для этого не объявлен, а средства на его проведение не предусмотрены в бюджете региона.
Сейчас существует два проекта по развитию аэропорта Иркутска. Первый - строительство нового терминала. У проекта два инвестора – аэропорт Иркутска и структура Ростеха «Рампорт». Также предполагается участие в проекте «Новапорта».
По данным минтранса, дочка «Ростеха» получила земельный участок под терминал в субаренду на 10 лет. Стоимость работ составляет более 7 миллиардов рублей. Властями эта сделка позиционируется как обычная сделка между хозяйствующими субъектами. Первый камень на месте нового терминала был заложен в августе 2018-го.
ФАС возбудило дело о признаках нарушения антимонопольного законодательства в октябре 2018 года. 26 декабря ведомство обвинило структуры Троценко и власти Иркутской области в воспрепятствовании проверке. Но в пресс-службе правительства эту информацию опровергли. Действия ФАС, по словам губернатора Иркутской области Сергея Левченко, фактически парализовали реализацию проекта по строительству нового терминала аэропорта Иркутска. Правительство пыталось оспорить проверку ФАС в суде, но проиграло.
В марте 2019 года власти смогли начать проектирование. По словам Левченко, инвестиции Приангарья в проект составят 1 миллиард рублей. В июле 2019 года ФАС обязала Левченко и правительство региона расторгнуть контракт на проектирование и строительство нового терминала и перезаключить его после проведения конкурсных процедур.
Второй проект – это строительство нового аэропорта за пределами Иркутска. В июне 2017 года Левченко заявил о пуле инвесторов, не назвав ни одного, которые могут вложить 2 миллиарда долларов в строительство. О его реализации сейчас ничего неизвестно.
Аэропорт Иркутска входит в число 20 крупнейших в России по показателям пассажиропотока. В 2015 году аэропорт был передан из федеральной собственности в областную с целью привлечения инвестиций на условиях государственно-частного партнёрства.