Губернатор Иркутской области Сергей Левченко 12 декабря написал заявление об отставке по собственному желанию, которое президент Владимир Путин принял в тот же день. На должности врио губернатора был назначен замглавы МЧС России Игорь Кобзев. Портал «ИрСити» собрал мнения экспертов-политологов о причинах решения Левченко и новом будущем Иркутской области.
Неправильная партия губернатора
Руководитель «Политической экспертной группы», московский политолог Константин Калачёв заявил, что причина отставки Левченко в том, что он был избран от «неправильной партии» - КПРФ. Кобзев, по его мнению, имеет отношение к «Ростеху» и «хорошо вписывается в историю с Тулуном».
Константин Калачёв
Есть поводы, есть причины. Понятно, что, благодаря, в том числе, и Мутко, президента убеждали, что Левченко неэффективен, и если бы не тулунская трагедия, непонятно, что сыграло бы роль повода. А так всё ясно – неэффективность при ликвидации последствий наводнения, бездействие, низкое качество управления. Хотя если смотреть на показатели социально-экономического развития области, валовый региональный продукт растёт, показатели социально-экономического развития растут, улучшаются.
По мне, Левченко - не самый плохой губернатор. Я считаю эту отставку всё-таки политически мотивированной. Будут объяснять, что Тулун – это причина, но для меня Тулун – это повод, а причина – его принадлежность к неправильной партии, КПРФ, и тот факт, что он избрался помимо воли Кремля.
Я об этом сразу говорил – если бы было правдой то, что мы последние месяцы читали, что он якобы занимает последнее место по популярности среди губернаторов, то легко и просто было бы это проверить и доказать, что он действительно непопулярен, дав возможность кандидату от «Единой России» победить Левченко в честной, конкурентной борьбе.
А сейчас, я так полагаю, выбор был между большим злом и малым, то есть между, видимо, уголовным преследованием и добровольной отставкой. Левченко выбрал добровольную отставку, тем более, что позиции КПРФ последнее время слабели. Зюганов в качестве гаранта и защитника неэффективен. Это заметно по истории с Левченко и по истории с Грудининым (Павлом Грудининым, бывшим кандидатом в президенты от КПРФ – ред.).
Избирателям ещё раз показали, что если они голосуют не за того кандидата, то этот выбор неправильный, и им это докажут так или иначе, сразу или через некоторое время.
Все эти акции, которые [были] в защиту Грудинина и Левченко дали прямо противоположный эффект. Я не сторонник того, чтобы кидать камни в спину уходящего губернатора. Я считаю, что относится к нему надо с уважением. Если новый губернатор окажется более эффективным при поддержке федерального центра – дай бог, но пока у меня, как и у многих других, эта история вызывает неоднозначную реакцию, осадочек, так сказать остался.
Хороший Левченко был, плохой – не это главное. Главное то, что следующие выборы в Иркутской области будут референдумными, а не конкурентными, то есть референдумом по вопросу поддержки кандидатуры Кремля. И это, конечно, наносит урон прямой демократии как институту.
По мнению Калачёва, КПРФ не будет выдвигать кандидата на выборы губернатора в 2020 году, потому что «их убедят, что это не нужно». «Не для того его [Левченко] отправляли в отставку, чтобы потом устроить конкурентые выборы с непредсказуемым результатом», - заявил Калачёв, и отметил, что вопрос о том, кто будет губернатором, лучше было бы оставить «на откуп жителям Иркутской области».
4 года в никуда
По мнению иркутского политолога Сергея Шмидта, то, что Кремль не допустит второго срока Левченко, было понятно давно.
Сергей Шмидт
Я про Игоря Кобзева не могу сказать ничего, я знаю, что он генерал. Несколько лет я в шутку говорил, что мы допрыгаемся, и нам пришлют генерала с большими погонами. Это генерал-лейтенант, хорошая должность – заместитель главы МЧС. Пока логика этого мне непонятна, потому что предыдущий вброс с фсбшником Серышевым (о назначении врио уроженца Братского района, экс-сотрудника ФСБ, помощника президента Анатолия Серышева – ред.) был более понятен: местный, второй по влиянию после Чемезова (уроженца Черемхово, главы Ростеха Сергея Чемезова – ред.) из наших выходцев из Иркутской области.
С Кобзевым непонятно. Если бы тут наводнением залило всю область, то можно было бы связать, но будем разбираться.
Есть инсайдерские информации, что Левченко всё-таки не с позором уходит, ему предложены хорошие должности в КПРФ.
Было давно понятно, что Кремль не допустит второго срока Сергея Георгиевича. Кто-то говорит, что такое решение было принято уже в 2015 году, но я про это ничего не знаю, у меня нет ни малейшего сомнения, что он собирался дорабатывать и идти бороться за второй срок. Я думаю, что ещё несколько дней назад Левченко продолжал гнуть свою линию.
Собирался митинг (КПРФ планировала 14 декабря провести всероссийскую акцию в поддержку Левченко – ред.) – это вообще крайняя мера. Я, кстати, не исключаю, этого мы никогда не узнаем, что запланированный митинг мог стать последней каплей, в Кремле такие вещи не любят – розжиг народного протеста. Поэтому коса нашла на камень, камень победил. Это была такая теневая конкуренция, борьба, но аргументы власти оказались для самого губернатора сильнее.
Он может принять участие в выборах, это маловероятно, КПРФ просто обязана участвовать в этих выборах для сохранения лица, но я думаю, Михаил Щапов – это самая нормальная, разумная и чуть ли не единственная кандидатура.
Что касается общих итогов этих 4 лет, то всё положительное связано, как мне кажется, с эмоциональной сферой. Иркутяне почувствовали 4 года назад себя гражданами, от волеизъявления которых что-то зависит. А что касается, реальных итогов – это 4 года, проведённых впустую, которые ушли в ничто.
С моей точки зрения, Левченко, наверно, имел возможность реализовать здесь хотя бы один какой-то внятный проект развития, с которым можно было связывать перспективы развития Иркутской области. В первую очередь, я говорю об аэропорте в Иркутске. Это просто закончилось позором. Понятно, что сторонники скажут, что ему палки в колёса вставляли, Дерипаска будет виноват. Ну надо было договариваться с Дерипаской, пусть он бы строил аэропорт. Ни одного яркого проекта развития не было запущено. Всё-таки второй ледовый дворец я таковым не считаю.
Мне казалось, что если бы Сергей Георгиевич был чуточку амбициозное, был действительно по-настоящему коммунистом, а не бизнесменом с партбилетом, он бы мог превратить Иркутск в место для международных событий левых сил, например, здесь бы проводились форумы. Хотя бы один съезд КПРФ можно было провести здесь? Всё-таки победа Левченко остаётся главным, я настаиваю на этом, главным результатом КПРФ за последние 10-15 лет в стране. Потому что это победа до пенсионной реформы, в настоящей конкурентной борьбе.
Снижение транспортного налога запишем ему в результаты, передачу стратосферы Иркутскому театральному училищу.
Могу сказать, тоже удивительный парадокс, наверное, губернаторство Левченко – это период самых больших свобод для медиа за последнее время. В плане медийных свобод, свободы слова здесь было очень хорошо.
Иркутскую область ожидают выборы. Признаем, что иркутяне могут показать какой-нибудь сюрприз. Я однозначно вам скажу, что без каких-то выстраиваний отношений с элитами, без нормальных договорённостей с КПРФ здесь победа врио от власти не гарантирована никому, включая самых больших генералов. Но выводы с 2015 года были сделаны, здесь конфликта внутриэлитного постараются не допустить. И тогда всё пройдёт более-менее гладко.
Но главный вывод, который должен сделать любой следующий губернатор, — в Иркутске надо создавать проекты развития, область надо вытаскивать из болота. Кто бы ни победил – коммунист или единоросс, – он будет стараться не повторить ошибки Сергея Георгиевича, не погружать область в рутину. Я буду связывать надежды с любым победителем этих выборов.
Сейчас «Единая Россия», безусловно, партия с партийной дисциплиной, они будут вынуждены поддерживать нового человека. Но тут надо посмотреть, как этот новый человек себя проявит. Я думаю, что здесь конфликтности станет поменьше, либо источником этой конфликтности станет КПРФ. Но я допускаю, что всё-таки здесь до лобового столкновения с КПРФ ситуацию доводить не станут, тем более есть пример Новосибирской области, когда с КПРФ договорились, когда им отдали мэра Новосибирска, и они не участвовали в выборах, я думаю, какие-то договорённости здесь будут.
Без негативного бэкграунда
Политолог Евгений Минченко, комментируя выбор Кобзева на пост врио, отметил, что региону искали невовлечённого в местные конфликты силовика.
Евгений Минченко
Я знаю только одно – где-то летом, когда было принято решение об отставке Левченко, возникла идея, что надо назначить какого-то силовика, невовлечённого во внутрирегиональные элитные конфликты. Соответственно, начали искать подобную фигуру, и в итоге, видимо, остановились на Кобзеве.
Решение о том, что ему [Левченко] нужно идти в отставку было принято Кремлём достаточно давно. Вопрос в том, по какому сценарию это пошло бы: или в связи с утратой доверия президента, или по собственному желанию. Последние пару месяцев шёл непростой переговорный процесс, дополняемый медийной кампанией, который в итоге закончился тем, чем закончился.
То, как власти Иркутской области занимались решением вопроса [с Тулуном] стало последней каплей в изменении позиции Кремля [по поводу того], что Левченко надо отправлять в отставку. Дальше уже был вопрос техники, как сделать так, чтобы эта отставка состоялась.
По мнению Минченко, КПРФ выставит своего кандидата на выборы губернатора, но после потери Левченко у них будут проблемы с кандидатом. Самому же бывшему главе региона будет странно идти на выборы, после заявления по собственному желанию.
«Хотелось бы больше стабильности [в Иркутской области], но такая уж особенность региона: и уровень протестности высокий, и элита с высокими амбициями, и, к сожалению, личностный фактор играет свою роль», - резюмировал политолог.
Минусовое решение
Иркутский политолог Алексей Петров отмечает, что с точки зрения демократии решение о досрочной отставке Левченко – со знаком минус.
Алексей Петров
Если те, кто слишком ратовал за отставку Левченко, думают, что завтра утром у нас растает снег, начнёт цвести сакура, боюсь, они слишком наивны. Всё будет совсем не так. Если цифры пойдут, всё углубится, расширится, улучшится, чем при Левченко, и в один день будут решены вопросы в Тулуне, все получат жильё, Новый год все будут встречать в коттеджах, я только за это порадуюсь.
Губернатор губернатором, но люди, которые работают в любом правительстве, в любой муниципальной администрации, всё те же. Не понимают одного, что помимо человека, подписывающего документы, есть люди, которые исполняют эти документы. А они пересидят всех губернаторов.
Первая причина – откровенно слабая информационная политика, она была связана не с 2019 годом, она всё время прихрамывала, в какой-то момент просто откровенно провалилась. А всё остальное – борьба кланов, которая идёт не первое десятилетие. Если все думают, что с приходом нового врио всё будет по-другому, ничего по-другому не будет, всегда найдутся те, кто доволен и недоволен. И через 2 дня не взрастёт кукуруза. У нас люди трезво оценивать вещи отучились. В моём понимании, люди должны дорабатывать свой срок, а потом с них спрашивать. А не так.
Сейчас, конечно, у власти задача – у них проблема с Иркутском. Потому что победить в Иркутске федеральной власти очень сложно. Наверное, военный – это один из вариантов, который может здесь победить. Человек-спасатель, некий новый Шойгу.
Если бы Левченко хотели изгнать, то его бы уже давно изгнали. Когда уголовное дело есть, зачем ждать окончания срока? Или какого-то дня? Складывается впечатление, что никаких уголовных дел нет, то есть это просто политический инструмент шантажа, давления. Нельзя сказать, что Левченко белый и пушистый, у него были проблемы в команде, сложно сказать, кто больше виноват, кто меньше. Могу сказать, с точки зрения демократических институтов сегодняшнее решение со знаком минус, нежели со знаком плюс. Вообще всё решается на выборах, а не в кремлёвских коридорах.
КПРФ, наверно, обязан выставить своего кандидата, но мы знаем много историй, когда КПРФ не выставляет своих кандидатов в силу каких-то договорённостей. В этом и успех долгожительства Геннадия Зюганова. Мы видели историю с Локтём в Новосибирске, мы увидим это на выборах мэра Абакана.
Кость в горле
Политтехнолог, директор консалтингового агентства «Город» Мария Минчева считает, что момент для отставки Левченко выбран очень хорошо, а также связывает её с теми жалобами, которые отправлялись президенту из затопленного Тулуна, и информацией о возможной коррупции при использовании денег на помощь пострадавшим от наводнения.
Мария Минчева
Самый лучший вариант – убить двух зайцев одновременно: и губернатора в отставку отправить, и с коррупционерами побороться, и для людей быть хорошим. Всё-таки Владимир Владимирович [Путин] очень сильно следит за общественным мнением относительно себя, а здесь ситуация такая получилась. Всё же к тому шло. Это не первая претензия. Несколько лет назад был ещё какой-то коллапс в Иркутской области, с которым Левченко тоже не справился.
Про выборы губернатора в 2020 году
Сейчас исполняющий обязанности придёт, начнёт вершить великие дела, и его с огромным успехом, с 70 или 80% в сентябре выберут. Его не могут не выбрать, его выберут 100%, вопрос только, с какой явкой и с каким показателем.
Сможет ли спикер заксобрания Сергей Сокол претендовать на пост губернатора
Может претендовать, если с ним исполняющий обязанности договорится играть в поддавки. Если Сокол будет играть в поддавки, тогда он участвовать [в кампании] может. Но такой ситуации, как с Левченко и Ерощенко, в Иркутской области больше не повторится в ближайшее время: когда конкуреyтные выборы, когда приходит единоросс, ему оппонирует коммунист, и когда неожиданно – раз – и коммунист выигрывает во втором туре. Я думаю, что нет.
Более того, для того чтобы Соколу принять участие в выборах, ему же не самому надо решение принять, а согласовать свою кандидатуру с администрацией президента, партией «Единая Россия» и во многих других инстанциях. Если исполняющим обязанности назначили не его, тогда соответственно он от «Единой России» пойти не может, может пойти как независимый кандидат, но согласование на победу тоже надо получать там же.