Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области проводит расследование по заявлению депутата Госдумы от Приангарья Николая Николаева по факту создания корпорацией развития Иркутской области и предприятием «Новапорт-Иркутск» компании «ИркутскАэроинвест», сообщало 4 июля ИА «Иркутск онлайн» со ссылкой на руководителя ведомства Александра Кулиша.
«Новапорт Иркутск» и Корпорация развития региона 2 марта учредили проектную компанию «ИркутскАэроинвест». Заместитель председателя правительства Приангарья Руслан Болотов заявлял, что компания восстановит проектную документацию для выбора площадки под аэропорт Иркутска.
Как говорится в сообщении, Николаев в заявлении высказал опасения, что создание компании может говорить о намерении правительства Иркутской области передать иркутский аэропорт в частные руки без проведения конкурса.
«В управление поступило обращение из прокуратуры Иркутской области, пересланное из Генеральной прокуратуры, от депутата Государственной думы Николаева. Есть основания полагать, что создание АО «ИркутскАэроинвест» нацелено на обход конкурентного законодательства, связанный с передачей имущественного комплекса международного аэропорта группе компаний «Новапорт». Ответы, которые мы получили от Корпорации развития Иркутской области, от АО «ИркутскАэроинвест», от министерства имущественных отношений, свидетельствуют о том, что никаких действий никто не совершает. Непонятно тогда, зачем создано акционерное общество, которое имеет те же виды деятельности, что у иркутского аэропорта, и руководители которого также являются руководителями аэропорта», - процитировало агентство Кулиша.
Аэропорт Иркутска, входящий в число 20 крупнейших в России по показателям пассажиропотока, был передан из федеральной в областную собственность в апреле 2015 года по инициативе экс-губернатора Сергея Ерощенко. Тогда предполагалось, что власти будут развивать существующий авиаузел. Инициатива по строительству аэропорта на новой площадке принадлежит Сергею Левченко. Он стал её продвигать после победы на выборах губернатора в сентябре 2015 года.
В феврале 2017 года депутат Государственной думы от Иркутской области Николай Николаев попросил руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева проверить законность действий правительства Приангарья при создании совместной управляющей компании с холдингом «Новапорт». По его мнению, создание предприятия между областью и выбранным без конкурса инвестором «носит коррупционный характер и ограничивает поступления денежных средств в бюджет региона». ФАС России не нашла нарушений закона при распоряжении имуществом аэропорта Иркутска
В марте на сессии заксобрания региона Левченко сообщил, что конкурс на строительство нового аэропорта Иркутска будет объявлен в 2017 году. В июне глава региона заявил, что власти региона уже набрали пул потенциальных инвесторов, которые готовы вложить 2 миллиарда долларов в строительство нового аэропорта Иркутска.
Заместитель председателя контрольно-счётной палаты Иркутской области Константин Янцер в мае заявил о рисках возврата 100% акций аэропорта Иркутска в собственность Российской Федерации из-за отставания сроков реализации прогнозного плана по развитию авиаузла. Позже стало известно, что Минтранс исключил все аэропорты Иркутской области из федеральной программы модернизации. После этого Левченко и председатель правительства региона Александр Битаров направили письмо в ведомство с просьбой сохранить финансирование на реконструкцию авиаузлов. Ответ на обращение пока не поступал. В июне 2017 года депутаты заксобрания региона на заседании потребовали от властей представить стратегию развития иркутского аэропорта.