Прошёл год, как вступил в силу закон о запрете на вылов байкальского омуля. За его продажу можно получить от 2 до 5 лет лишения свободы. Ушлые продавцы предлагают подкопчённую пелядь под видом омуля доверчивым туристам и неопытным покупателям. Продают и сам эндемик, но только старого вылова, который засаливали и замораживали.
В минувшие выходные в Листвянке прошёл фестиваль омуля. Вместо знаменитой омулёвой ухи всех угощали супом из пеляди, и вообще на празднике нигде не было запрещённой рыбы. Но буквально в 6 километрах от праздника омуль продавался на каждом шагу.
Фестиваль омуля без омуля
В поисках знаменитого байкальского эндемика сперва я отправилась на фестиваль, заодно проверить, правда ли праздник омуля проходит без блюд из омуля. Мероприятие проходило на смотровой площадке гостиничного комплекса «Легенда Байкала». В центре фестиваля установили маленькую сцену, на которой ведущие заводили народ зажигательными песнями и танцами.
Люди слонялись у прилавков, где местные предприниматели представляли свои услуги и предлагали угощения. Одна компания продавала мыло ручной работы в виде нерпы, Байкала и омуля. Это единственное, что мне удалось найти с упоминанием виновника торжества.
Среди торговых рядов установили столы, где гости кушали и любовались видами Байкала. Главное угощение на празднике — это уха. В прошлом году было приготовлено 500 литров супа, таким образом организаторы попали в Книгу рекордов Иркутской области. В этом году 250 литров, и вместо омуля другая байкальская рыба - пелядь, сиг и хариус. Уха была действительно вкусная, наваристая, но, по словам уже бывалых участников фестиваля, из омуля намного лучше.
Был ещё один омуль на празднике, правда, плюшевый. Его разыграли среди гостей фестиваля.
Омуль в Листвянке на каждом углу
Слева от дороги, напротив отеля, где проходил праздник, есть небольшой рыбный рынок. Там, как бы я ни старалась, омуля не нашла. Оно и понятно, кругом полиция. А вот на самом большом рынке, в Листвянке, омуль чуть ли не на каждом углу.
Продавцы кричат: «Омуль, покупайте омуль», предлагают его и холодного, и горячего копчения, и вяленый, и даже свежий. Цена за хвост выше по сравнению с другой рыбой. Например, если за пелядь горячего копчения придётся отдать 100 рублей, за омуль - 150 рублей. Вся рыба холодного копчения дороже горячего в среднем на 100 рублей.
- Не боитесь продавать омуль? - спрашиваю я у бабули, которая заворачивала мне два хвостика «запрещёнки».
- Боимся. А что делать? Народ хочет омуль, каждый день его спрашивают и покупают. Приходится рисковать.
- А как же проверки?
- Если плановые проверки, то про них мы знаем. Нас предупреждают заранее «друзья в органах», которые, кстати, тоже омуль очень любят. А если внеплановые, то мы прячем его или выдаём за пелядь, - с лёгкостью выдала мне все секреты улыбчивая бабуля.
Может и мне продали совсем не омуль, а пелядь? Я сразу попробовала рыбу. Очень вкусное, нежное мясо, рыба в меру жирная и чуть солоновата. Думаю, это был точно омуль. Последний раз пелядь я пробовала летом. У неё более грубоватое мясо и горьковатый вкус.
Есть несколько простых советов от местных жителей, как отличить омуль от пеляди. У омуля продолговатое тело, крупные глаза. Пелядь можно узнать по заострённой и немного приподнятой нижней челюсти, и окрас темнее, чем у омуля. Для опытного рыбака отличить эти две рыбы не составляет труда. Но все эти признаки тяжело уловить, когда рыба копчёная. Свежесть вылова омуля, к сожалению, можно определить только на вкус. Мясо старой рыбы жёсткое и, как правило, очень солёное, так как перед заморозкой омуль сильно солят.
- Когда рыба уже готова отличить её тяжело, но можно, - рассказывает местный житель Дмитрий. - Смотрите на саму рыбу, омуль продолговатый, пелядь - шире. Ещё обращайте внимание на чешую, у омуля она крупная.
Дмитрий живёт в конце Листвянки, там, где поворот налево к новой гостинице и зоне отдыха. Мужчина продаёт рыбу сразу у дома, как и его соседи.
- А вы здесь сразу коптите и продаёте рыбу?
- Да, у нас своя коптильня. Тут и продаём. Много есть постоянных клиентов. Уже знают, мы старую рыбу не продаём.
- Как вам живётся после запрета на вылов?
- Да нормально живётся, я зарабатываю на хлеб не рыбой. Работаю вахтой. Рыба приносит хороший плюс. Сейчас после того, как запретили продавать омуль, конечно, стало сложно, проверяют. Я не хочу проблем с этим, поэтому продаю хариус, голомянку, ну и пелядь, конечно.
- На рынке мне сказали, что о проверках их предупреждают «друзья в органах». А как вы себя предостерегаете?
- У меня таких друзей нет (смеётся). Поэтому я себя сам предостерегаю.
Про омуль разговаривают здесь неохотно. Даже бесстрашные продавцы с рынка, когда спрашиваешь у них, не боятся ли они продавать эндемик, прячут глаза и товар.