Директор такси «Максим» Максим Шушарин заявил, что требования, предъявляемые новым законом к перевозчикам, являются невыполнимыми — в стране не хватит медиков, пунктов медосмотра и техосмотра. Более того, по его мнению, они излишни, так как на водителей уже распространяются ПДД. Об этом он заявил редактору «Чита.Ру» Андрею Козлову.
— Закон предъявляет к самозанятым те же требования, что и к таксопарку. Во-первых, это путевой лист. Это уже абсурдно — вот водитель проснулся, и он сам себе должен его выписать. Далее он должен найти организацию, которая проведет медосмотр. Но он обычный водитель на личном автомобиле и подчиняется тем же правилам ПДД, которые предъявляются к другим гражданским водителям. По этой логике всех водителей, которые утром садятся за руль, надо прогнать через медиков. Пунктов медосмотров в стране нет, система здравоохранения не готова к тому, чтобы 2–3 миллиона самозанятых перевозчиков, задействованных в отрасли, 1 сентября пришли и потребовали медосмотра. Мы с Минтрансом разговаривали — очень простые подсчеты показали, что во Владивостоке надо порядка 300 медработников, которых они распределят по 100 пунктам медосмотра, чтобы худо-бедно охватить перевозчиков, которые ежедневно на смену выходят. Такая же примерно ситуация по всем городам России. В Чите, чтобы всем желающим пройти медосмотр, потребуется постоять в очереди две недели, — заявил Шушарин.
Ситуацию с пунктами техосмотра он охарактеризовал еще хуже. Это требование директор службы такси считает абсурдным, так как водитель знает личный автомобиль лучше, чем техник, которому надо осмотреть машину за 10–15 минут.
— Я понимаю, что требование логично для крупного таксопарка, но там и так техосмотр выполняется. Владелец парка в 150–200 машин не имеет права их обижать и нанимает техников. Это нормально, обосновано и возможно. В таксопарке могут нанять медиков, так как машины в аренду там берут люди без роду и племени, не имеющие ничего за душой. Их надо осмотреть, чтобы знать, не наркоман ли. Но самозанятому водителю, который ПДД подчиняется, эти требования не только излишни, но еще и невыполнимы в связи с отсутствием места для осмотров, — сказал руководитель «Максима».
Еще одной проблемой он считает ОСАГО по тарифу такси, который будет стоить в 5–12 раз дороже, чем для обычного водителя, при этом аварийность самозанятых водителей, по данным Шушарина, «исчезающе мала».
Глава «Максима» заметил также, что новый закон о деятельности такси пытается изменить самую развитую в мире экономическую модель под «красивую картинку с таксопарками, медосмотрами и техосмотрами», что невозможно внедрить ни в одном городе России, кроме Москвы.
— Законодатель (в данном случае это Минтранс РФ. — Прим. ред.) пытается самую развитую в мире экономическую модель перекурочить под свои понятия. В головах сформировалась красивая картинка с таксопарками, медосмотрами и техосмотрами, которая ничего не имеет с реальной жизнью. Законодатель не обладает полнотой информации о регионах и при всех попытках регулирования ориентируется на московскую модель, которая для чиновников федерального уровня ежедневно видна и понятна. Но московскую модель на Россию распространить невозможно, ибо эта красивая картинка с желтыми машинками возможна только там, где есть финансовая поддержка государства, — подчеркнул он.
Новый закон о такси предполагает создание в регионах реестров перевозчиков, таксистов и самих автомобилей. Зарегистрироваться должны все таксисты, в том числе самозанятые. Агрегаторы, которые заключают договор с таксистами, должны проверять, есть ли у них разрешение на перевозку. Кроме того, запрещено нанимать водителей с судимостями за насильственные преступления, а также рецидивистов.
В законе оговаривается и внешний вид самих автомобилей: они должны иметь шашечки в виде цветографических схем и оранжевый фонарь на крыше. В салоне нужно будет размещать информацию о перевозчике и водителе. Предлагается побороть и одну из главных сложностей общения с агрегаторами такси — их виртуальный характер. Это хотят сделать за счет создания региональных представительств, но только для тех агрегаторов, которые выводят на линию более 4 тысяч автомобилей в сутки. Создать такое представительство компания должна в течение 30 дней после того, как число машин превысило указанный порог. Наши коллеги из издания 74.RU разбирали новый закон более подробно в отдельном материале.
31 июля служба заказа такси «Максим» провела эксперимент в Иркутске, применив новые правила к действующим таксистам. В результате водители смогли обработать только 1,2% заявок, а цены взлетели в несколько раз. В частности, из Ново-Ленино в центр агрегатор предлагал уехать более чем за 2 тысячи рублей. Комментируя итоги эксперимента, в «Максиме» заявили, что с 1 сентября будет только хуже.