Бывший первый заместитель министра здравоохранения Иркутской области Анна Данилова раскрыла секреты работы ведомства в то время, когда его руководителем был Яков Сандаков, которого сейчас судят в Иркутске за превышение должностных полномочий и взяточничество. Данилова дала показания 20 марта во время заседания Кировского районного суда.
Чиновница работала первым замом главы Минздрава с сентября 2020 по апрель 2022 года. Кроме того, она дважды исполняла обязанности министра здравоохранения Приангарья. Первый раз это было в октябре 2020 года, после отстранения от должности Наталии Ледяевой, которую обвиняли в мошенничестве при закупке медицинских масок (впоследствии ее приговорили к 6 годам 7 месяцам заключения). Затем она 4 месяца замещала должность главы Минздрава после отставки Якова Сандакова в конце 2021 года. После увольнения из ведомства она вернулась в Иркутскую районную больницу, в которой работала главврачом до министерства.
На суде Данилова рассказала, что в ее работу под руководством Сандакова входила организация работы различных управлений министерства, в том числе экономического, фармацевтического и контрактного. При этом, по ее словам, фактически организацией работы подведомственных управлений занимался лично министр, их руководители общались напрямую с ним, минуя Данилову.
Напомним, что Сандакова обвиняют в получении взятки за заключение контракта на приобретение эндоскопического оборудования, превышение должностных полномочий при покупке микробиологического анализатора для Иркутской областной клинической больницы, а также в халатности, которая повлекла несвоевременное обеспечение детей-инвалидов с сахарным диабетом лекарствами и специальным питанием. Более подробно о сути предъявленных обвинений мы рассказывали в отдельном материале.
Говоря о возникшем в конце 2021 — начале 2022 года дефиците лекарств, Данилова рассказала, что в ведомстве была текучка кадров в фармакологическом управлении, менялись руководители, отсутствовала преемственность поколений, наблюдался дефицит кадров во многих других подразделениях министерства. Из-за этого не удалось вовремя провести закупку медикаментов и принадлежностей.
По ее словам, заявки на выдачу лекарств, которые необходимы для объявления торгов, были сформированы только к ноябрю 2021 года, при этом для нормального обеспечения препаратами и расходниками в 2022-м нужно было проводить закупки как можно раньше.
— Это (нехватка лекарств и специального питания для детей-диабетиков. — Прим. ред.) произошло, потому что несвоевременно были проведены торги, сформированы заявки. <...> Заявки были сформированы ближе к ноябрю. Затем они были переданы на закупку в Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области. Не всё своевременно было размещено. 2021 год закончился, а с начала 2022-го изменились правила закупа, и те наши заявки, которые находились, вернулись в Минздрав, — заявила экс-чиновница. При этом она не смогла пояснить, какие именно произошли изменения в правилах проведения торгов.
Ее спрашивали, контролировал ли Сандаков выполнение закупок лекарств и спецпитания (по мнению гособвинения, он принял распоряжение об обеспечении льготников всем необходимым, но никаких мер к исправлению ситуации не принимал).
— Контроля не было, наверное. Жесткого управления не было, — пояснила Данилова.
Сандаков, который до этого внимательно слушал свою бывшую коллегу, в этот момент не смог сдержать ироничную улыбку и закрыл лицо. Кроме того, во время заседания он воспользовался правом задать вопрос:
— Анна Николаевна, вы сказали, что вам подчинялись фармуправление и контрактное управление. Вы говорили, что менялись начальники фармуправления. Какие действия вы как непосредственный руководитель предпринимали, чтобы наполнить кадровый состав?
— Я не отвечаю за кадровую политику, — ответила она.
— Так они вам подчинялись.
— За кадровую политику отвечали другие люди.
Говоря о том, что она могла сделать лично для того, чтобы решить проблему с обеспечением нуждающихся лекарствами, Данилова отметила: «Ничего, кроме того, чтобы заставить людей работать сверх рабочего времени».
Она также добавила, что Сандаков не проводил каких-либо совещаний по этому вопросу с ее участием. Более того, она пожаловалась, что фактически не могла воздействовать на руководителей фармакологического и контрактного управлений. Она несколько раз писала служебные записки с требованием решить проблему.
— Фактически министр напрямую общался с ними (руководителями управлений и начальниками отделов Минздрава. — Прим. ред.), давал им указания. Реакции на служебные записки никакой не последовало. Так сложилось руководство в министерстве. Наверное, министр хотел другого руководителя, со мной было минимум общения. Министр по большей части лично с ними общался. Я пыталась проводить с ними совещания, но не все являлись, — рассказала Данилова.
— Фактически ими руководил Сандаков? — уточнил судья Дмитрий Саликов.
— Да, — ответила экс-чиновница Минздрава.
— Ваши распоряжения не выполнялись?
— Да.
Она также не смогла прокомментировать, как министерство проводило государственную закупку эндоскопического оборудования, в результате которой сначала был заключен договор с одной фирмой, затем расторгнут и подписан с другой.
Контракт на приобретение эндоскопов для больниц Приангарья выиграла московская фирма «Медикор Групп», но впоследствии соглашение с ней было расторгнуто. После этого был заключен новый контракт с компанией, занявшей второе место в электронном аукционе. Ею стала самарская фирма «Эндомаркет». По версии следствия, еще до проведения торгов ее представитель вышел на Якова Сандакова через их общего знакомого — пермского предпринимателя Яна Дацковского (Сандаков — тоже уроженец Перми) — и предложил чиновнику взятку в размере 7 миллионов рублей.
Данилова заявила, что не согласовывала закупки и не принимала решения о расторжении контрактов. По ее словам, она только подписывала документы, которые ранее рассматривались начальниками профильных отделов, бухгалтерией, финансовым управлением и юристами.
— Проблема бюрократической системы в Российской Федерации зачастую складывается из того, что очень много подписантов, которые ни за что не отвечают. Кого ни коснись, кого ко мне в зал ни приведут: «А я только подпись ставил, я ничего не знал», — заметил судья Дмитрий Саликов в ответ на ее реплику.
Яков Сандаков возглавлял Министерство здравоохранения Иркутской области с ноября 2020 года. До этого он занимал пост главврача московской поликлиники № 109. Он сменил на этом посту Наталью Ледяеву, которая уволилась после возбуждения уголовного дела о мошенничестве на закупках масок на 40 миллионов рублей.
В канун 2022 года, 30 декабря 2021-го, Сандаков ушел в отставку.
Иркутское УФАС возбудило два административных дела в отношении бывшего министра здравоохранения Иркутской области Якова Сандакова из-за нарушений при проведении торгов. Об этом стало известно в октябре 2022 года.
Также мировой суд Кировского района Иркутска вынес приговор по уголовному делу в отношении Сандакова, которого признали виновным в совершении преступления по статье «Неисполнение решения суда»: министерство не обеспечило ребенка-инвалида нужными лекарствами. Сандакову на 2,5 года запретили занимать должности на госслужбе.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.