![«На морде написано, что вас надо цапнуть». В Иркутске обсудили законопроект об убийстве бродячих собак — как это было В Иркутске обсудили законопроект об убийстве бродячих собак | Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»](https://n1s1.hsmedia.ru/8b/89/03/8b8903a1b06584f102fd5bc725652189/656x438_1:5543_ed045061856f8bda9a9cea6945e9be70@2000x1333_0xHMwqB7cq_4722320854656381031.jpg.webp)
В Иркутске обсудили законопроект об убийстве бродячих собак
Общественные обсуждения законопроекта, который предполагает умерщвление бродячих животных, обсудили 14 февраля на площадке Общественной палаты Иркутской области. Изначально все говорило о том, что ничего хорошего из этой затеи выйти не могло: обсуждение организовали в очень тесном пространстве, которое было заполнено людьми с диаметрально противоположными взглядами на проблему. Мы побывали на мероприятии и выяснили, что думают иркутяне о перспективах обсуждаемого закона.
Экстраординарная ситуация
Законопроект об обращении с бездомными животными обсуждали уже дважды. Первый проект в интернет «слили» зоозащитники в январе 2024 года. Он предполагал умерщвление собак, которых никто не забрал в течение 20 дней нахождения в приюте. Тогда Степан Франтенко отметил, что этот проект — одна из версий закона, который собирались обсуждать с общественностью, как и обещал губернатор Игорь Кобзев.
Вместе с тем в Иркутской области в январе проводился опрос на «Госуслугах», в котором граждан просили оценить работу по отлову безнадзорных животных. Абсолютное большинство проголосовавших (68,4%, или 13,5 тысячи человек) ответили, что законы нужно менять. А 52,5% опрошенных (10 368 человек) отметили, что собак нужно отлавливать и искать им новых хозяев, а если такие не найдутся, то усыплять.
Новую редакцию законопроекта «засветили» в начале февраля 2025-го, его опубликовали на сайте Общественной палаты Приангарья. В нем появилась формулировка об «экстраординарной ситуации», которая может служить основанием для умерщвления бездомного животного.
Согласно тексту документа, экстраординарная ситуация — это:
фиксирование факта нападения животного, которое закончилось смертью или тяжким вредом здоровью пострадавшего;
увеличение количества нападений животных на людей как минимум в полтора раза по сравнению с аналогичными периодом прошлого года;
фиксирование среди бездомных животных опасного для человека заболевания;
увеличение количества бездомных животных до 10 особей на 1 квадратный километр.
«Чтобы животные жили достойную жизнь»
Общественное обсуждение решили провести на базе коворкинг-центра «Мой бизнес» в центре Иркутска. Для этого выделили самый большой конференц-зал, но он не смог вместить всех желающих. За 15 минут до начала мероприятия в листах регистрации уже было записано больше 80 человек. Свободных мест в зале не было: люди несли стулья из других помещений, стояли возле стен и в дверных проемах.
![Очередь перед началом общественных обсуждений в коворкинге «Мой бизнес» | Источник: Даниил Конин / «ИрСити»](https://n1s1.hsmedia.ru/8e/63/48/8e63482bd3ea81d387133686c083549b/656x495_1:5543_7779354855cb0e1406d786722ea41cb1@1280x964_0xbAzLBUTS_6312113089011532639.jpg.webp)
Очередь перед началом общественных обсуждений в коворкинге «Мой бизнес»
Первые словесные стычки между собравшимися стали возникать еще до начала открытых обсуждений. Стоило кому-то из участников громко сказать, что нужно (или не нужно) делать с бродячими собаками, откуда-нибудь поблизости обязательно прилетала едкая ответка.
Модераторами мероприятия от ОП стали члены комиссии по ЖКХ и строительству Екатерина Бояркина и Николай Прокопьев, законопроект представляла исполнительный директор Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Зоя Масловская. По словам Прокопьева, за время работы над созданием «нулевого» варианта документа в АМО поступило около 40 писем с различными замечаниями и предложениями. Масловская в свою очередь добавила, что общественные обсуждения проводятся по поручению главы Приангарья Игоря Кобзева.
Отметим, в 2023 году губернатор заявлял, что будет ориентироваться на общественное мнение в вопросе умерщвления бездомных животных. Кобзев говорил, что у него «свое мнение об эвтаназии», но если общество против этого, он готов искать другие варианты решения вопроса.
По словам Масловской, от года к году фиксируется увеличение численности бродячих собак и числа пострадавших от укусов. По данным мониторинга службы ветеринарии Иркутской области, в регионе зарегистрировано более 11 тысяч особей. В 2024 году от них пострадало свыше 4 тысяч человек.
— Проект закона не преследует тотального умерщвления животных. Основная цель — защитить граждан и сделать так, чтобы животные без владельцев жили свою хорошую достойную жизнь, — уточнила она.
![Небольшой тесный зал не смог вместить всех желающих поучаствовать в мероприятии | Источник: Даниил Конин / «ИрСити»](https://n1s1.hsmedia.ru/f3/bb/36/f3bb3659149bc39ea9d98f86c95edee6/656x492_1:5543_ee8e0a8ae3ece64c1ec59fc34a217182@1280x960_0xiVqAgJag_3348008876544118872.jpg.webp)
Небольшой тесный зал не смог вместить всех желающих поучаствовать в мероприятии
Масловская также добавила, что принятие законопроекта позволит руководителям садоводств и дачных товариществ самостоятельно заключать контракты на отлов бездомных животных (очень часто жалобы на них поступают как раз от жителей СНТ и ДНТ), сейчас такой возможности у них нет. Таким же правом наделят руководителей гаражных кооперативов.
Кроме того, в законе пропишут ряд терминов. Под «немотивированной агрессией», которая может стать основанием для умерщвления собак, законодатели подразумевают нападение или покус со стороны животного, которое не было вызвано поведением человека. А еще там «узаконят» сторожевых собак (под ними понимают животных, обитающих на закрытых территориях по типу садоводств или кооперативов, которые занимаются охраной недвижимости или имущества), ответственность за которых будут нести управляющие товариществ.
«Значит, вы человек такой!»
Весь конструктив мероприятия закончился после выступления Масловской. Дальше оно стало скатываться в свару. Сначала иркутяне (довольно справедливо) раскритиковали организаторов за неудачный выбор площадки для обсуждений. Собравшиеся требовали переноса мероприятия в другое место, потому что значительная часть людей не смогла присутствовать из-за ограниченного пространства в зале (в коридоре оказалось порядка 50 человек). Из-за переполненности было очень жарко и душно. Кроме того, мощности колонок в конференц-зале не хватало для того, чтобы выступающих было слышно в дальних местах. Людей это откровенно бесило.
Затем все чаще и чаще стали возникать конфликты между сторонниками нового закона и защитниками животных. Первые жаловались на огромное количество бездомных животных на улицах города и требовали навести порядок, пока кого-нибудь не покалечили. Вторые предлагали первым сидеть дома и говорили, что в нападениях собак виноваты они сами.
Эмоциональным выступлением отметился руководитель питомника для собак «К-9» Вячеслав Славин (его организация — один из двух постоянных участников конкурсов по отлову бездомных животных в Иркутске и области). Он пожаловался, что при разработке законопроекта к нему не обратились за компетентным мнением.
— Закон нам нужен, и я не спорю. Самое важное — по мониторингу, я не понимаю, как он проводится. В Иркутске каждый год убывает с падежом 2 тысячи собак, и каждый год появляется 1,2 тысячи. Как это понять? В прошлом году у нас был контракт по городу Зима, мы отловили на 20 собак больше, чем по мониторингу. Эта проблема будет, потому что непонятно, как собак считают. Мы неоднократно обращались в службу [ветеринарии], предлагали делать разные бирки в Иркутске и Иркутском районе, потому что непонятно, откуда собаки, — заявил он.
Кроме того, Славин добавил, что с нынешним законодательством он не видит плодов своей работы.
— Я патриот своей страны и не хочу брать деньги, не видя результаты. У нас есть огромный опыт, но к нам не обратились [при составлении законопроекта], — заключил руководитель «К-9».
Выступление Вячеслава Славина, который уже долгие годы занимается отловом животных в Иркутской области
Несколько раз слово брали представители различных зоозащитных организаций Иркутской области. Все они напирали на то, что предлагаемый законопроект в текущем виде нельзя принимать ни в коем случае. Причин для этого несколько.
Во-первых, по их мнению, регион не может создавать законы, которые противоречат федеральным нормам. Это касается положения об «экстраординарной ситуации», которое позволяет убивать безнадзорных животных в пунктах временного содержания.
— Все эти экстраординарные ситуации у вас не прокатят. Если у вас не хватает денег, это не основание умерщвлять животных, — заявила представительница «Иркутского общества защиты животных».
Во-вторых, зоозащитники отметили, что законопроект противоречит духу гуманности.
— Создается впечатление, что его писала функция. Он не о строительстве приютов, не о создании зоополиции, это закон об отлове, помещении в ПВС (пункты временного содержания — Прим. ред.), умерщвлении. Почему вы игнорировали наши обращения, не включили нас в состав рабочих групп? Почему у законопроекта нет никаких обоснований: ни научных, ни социологических, ни каких-либо еще? — вопрошала Наталья Самойличенко из «Альянса защитников животных».
Атмосфера в зале не располагала к конструктивному диалогу
Время от времени участники обсуждений скатывались в откровенное хамство. Когда выступала работница администрации Слюдянского района, которая пожаловалась на то, что ее три раза кусали собаки, с места ей кричали: «Значит, вы человек такой! На вас написано, что цапнуть надо по вашей морде!»
В какой-то момент к участникам свары общественных обсуждений подошел молодой человек из числа организаторов и предложил двум женщинам, затеявшим спор, выйти в коридор и не мешать другим слушателям.
— Я ей вообще в лоб дам, — ответила участница дискуссии.
В числе сторонников принятия законопроекта выступил депутат думы Иркутска Юрий Коренев. Он рассказал, что буквально несколько дней назад на его округе стая собак растерзала женщину. В ответ на это ему стали кричать из зала, что все это ложь.
Депутат думы Иркутска Юрий Коренев рассказал о нападении собак на женщину, но часть собравшихся ему не поверила
Голосом разума в происходившем балагане стала депутат заксобрания Лариса Егорова. Она заявила,
— Все мы выросли в тепле, мы не брошены. [Но сейчас] мы же как собаки, которые готовы перегрызть друг другу горло. Что вы так себя ведете? Не устраивайте разборку. Я сама боюсь собак, и здесь нет таких людей, которые бы хотели, чтобы их кусали.
Какой бы мы гвалт здесь не устраивали, закон будут принимать депутаты законодательного собрания. Когда вы будете высказывать свое мнение, прекратите свои агрессивные вещи: [призывать] выходить на улицу, отстреливать, — заявила она.
Каких-то конкретных предложений во время обсуждений практически не было, потому что чаще всего иркутяне во время своих выступлений руководствовались не трезвым рассудком, а сплошными эмоциями. Кто-то предлагал обязать каждую семью взять по бездомной собаке (эта инициатива была встречена ожесточенным гулом), кто-то предлагал установить космические штрафы для владельцев животных (звучала сумма от 300 тысяч рублей).
Уверен, что это было не специально, но фактически организаторы «стравили» два противоположных лагеря и создали такие условия, в которых прийти к какому-то общему знаменателю было просто невозможно.
Это заметил и член ОП Иркутской области Николай Прокопьев, завершая мероприятие:
— Наша задача была услышать всех, но как это удалось… Мы перебивали друг друга. Не умеем слушать друг друга. Но мы дали возможность выступать, получили 40 замечаний. Этого достаточно, чтобы проработать закон. Мы предлагаем вам считать, что закон нужен, но он нуждается в доработке с учетом мнения зоозащитников, администрации, населения.
Сейчас в сфере обращения с бездомными животными работает метод ОСВВ (отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск). Но в начале этого года прокуратура негативно оценивала работу по отлову животных, подчеркивая, что власти игнорируют заявки от жителей.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.