В Иркутске в 2021 году сдали в эксплуатацию реконструированную улицу Трактовую, соединяющую Ленинский район со Свердловским округом и центром города. Она стала первой в городе, где сделали выделенную полосу для общественного транспорта. Вчера «ИрСити» в пресс-службе ГИБДД по Иркутской области сообщили, что на Трактовой установили девять камер, которые будут регистрировать выезд автомобилей на эту полосу. И вчера же вечером мы проехали по улице и посчитали нарушителей.
Предыстория
Но сначала напомним историю реконструкции Трактовой. Конкурс на ее ремонт в 2021 году выиграла компания «Дорожник» из Слюдянки — та же, что делает (и не без проблем) путепровод на улице Джамбула, который как раз выходит на Трактовую. Стоимость работ превышала 320 миллионов рублей, и это один из самых дорогих дорожных ремонтов в 2021 году.
На улице планировалось расширить проезжую часть, перестроить освещение, сделать первую в городе выделенную полосу для общественного транспорта, велодорожки, поставить новые остановки. Что, собственно, и воплотили в итоге. Работы хотели начать в мае, но отложили из-за реконструкции виадука на Качугском тракте (одновременный ремонт трех важных объектов в одной стороне города фактически парализовал бы Ленинский район).
Что произошло после того, как ввели выделенную полосу? Большинство водителей правила, запрещающие передвигаться по ней любым другим авто, кроме общественного транспорта, соблюдают и дисциплинировано стоят в пробках. Но находятся и те, кто заторы объезжает — порой очень даже с ветерком. А иногда и откровенно мешая автобусам, полным пассажиров.
Какой штраф за выделенку?
Проблема обозначилась сразу же. Уже в конце 2021 года в мэрии Иркутска объявили, что соблюдение ПДД на Трактовой будут контролировать экипажи ДПС, а потом — в первом полугодии 2022 года — здесь установят камеры видеонаблюдения. Но что-то, как водится, пошло не так — и их смонтировали на год позже.
— Сейчас на улице Трактовой установлено девять камер фото- и видеофиксации на выделенную полосу. Пять камер в одну сторону, четыре — в другую. Камеры проходят процедуру настройки, калибровки, и в ближайшее время планируется их запуск, — рассказали нам в ГИБДД.
Штрафовать будут все автомобили, за исключением маршрутных автобусов и легковых лицензированных такси. Сумма штрафа за езду по выделенной полосе сейчас составляет 1500 рублей.
Считаем нарушителей и деньги
На инспекцию на улицу Трактовую мы выехали в 17:40 — как раз час пик для Ленинского района — и сразу же подловили первых нарушителей, которые не просто перемещались по выделенной полосе, а еще и пересекали сплошную и без поворотника, который нужно включать при перестроении в другую полосу.
За шесть минут, что мы ехали по участку от остановки «Узловая» до остановки «Док», насчитали 20 нарушителей — некоторые из них летели по выделенной полосе весьма лихо.
От «Дока» до остановки «Угольная» образовалась знатная пробка. Большая часть водителей стояла в заторе на Иркутный мост. А кому-то, видимо, нужно было быстрее других.
Некоторая часть из тех, кто мчал по выделенной полосе, направлялась в сторону поселка Горького, другая заворачивала на Иркутный мост. Всего за 15 минут стояния в заторе мы насчитали около 120 тех, кто мог бы нарваться на штраф за езду по выделенной полосе.
В обратную сторону улицы Трактовой пробок не наблюдалось, полосы были вполне свободны, но даже тут нашлись любители погонять по пустой выделенке.
Но их было не так уж и много. За 10 минут пути мы насчитали таких пять человек.
Итак, всего за 30 минут дороги нам попалось 145 водителей, которым потенциально можно выписать штраф. Это значит, что только две камеры — в ту и в другую сторону — за это время могли бы насобирать впечатляющие 217,5 тысячи рублей.
Отметим, в 2023 году на покупку комплексов фотовидеофиксации из регионального бюджета выделено 425 миллионов рублей, на них закупили 94 комплекса. В этом материале мы рассказывали, где в Иркутске и близлежащих к нему городах работают стационарные камеры фиксации нарушений ПДД. На карте — 71 точка, которая обозначает камеры в Иркутске, Усолье-Сибирском, Шелехове и рядом с поселками Иркутского района. Также мы показывали на карте, в каких местах Иркутска будут устанавливать передвижные комплексы фиксации нарушений «Дозор-М».
Кроме того, в Иркутске работает несколько комплексов фиксации нарушений правил парковки. Их можно встретить на 24 участках, большинство из которых — в центре города.
Нужны ли камеры наблюдения за движением по выделенной полосе на Трактовой?
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.