В апреле в Иркутске начнутся глобальные ремонты дорог. В списке на этот год — 18 улиц. Это примерно столько же, сколько было в 2023-м. Ремонт коснется всех округов. Рассказываем, где будут снова копиться пробки, сколько на это потратят денег и кто будет выполнять работы.
- Общие суммы и основные подрядчики
- Что будет делать «Иркутскавтодор»
- «Сибна» и ее единственный контракт
- «Союз-Град» и скандальная закупка по Володарского
- «Иркутскдорстрой» и ремонты в Ново-Ленино
- Шелеховский завод, «Дорожник» и Служба эксплуатации мостов
Общие суммы и основные подрядчики
В этом году на ремонт дорог в Иркутске уйдет около 1,7 миллиарда рублей, следует из данных госзакупок. Сейчас эта сумма чуть меньше, чем в прошлом году, но у мэрии еще есть время, чтобы найти дополнительное финансирование, разыграть ремонт новых улиц и «догнать» 2023-й по этому показателю.
За последние пять лет выделение денег на ремонт дорог сильно увеличивалось дважды — в 2021-м и 2023-м. В первом случае финансирование выросло в 1,5 раза по сравнению с 2020-м, во втором — в 1,2 раза по сравнению с 2022-м.
Главным подрядчиком в последние три года выступает муниципальный «Иркутскавтодор». В этом году он забирает около трети всех ремонтов почти на 550 миллионов рублей. Еще 26% объема, или 445 миллионов, досталось компании «Сибна», но если у «Автодора» в работе оказалось восемь улиц, то у «Сибны» всего одна — объездная в Ново-Ленино. Третья по объему работу компания — «Союз-Град», который за последние четыре года тоже стал постоянным подрядчиком мэрии. Компания отремонтирует четыре улицы.
В центре в ремонт встанут:
улица Литвинова;
улица Володарского;
улица Горького;
улица Пролетарская;
улица Байкальская (от Тимирязева до Советской).
В Октябрьском округе переложат асфальт:
на улице 25-го Октября (от бывшего Центрального парка до Пискунова);
на улице Трудовой (на двух участках: от 4-й Советской до Пискунова и от Волжской до 30-й Дивизии);
на улице Байкальской (в Солнечном — от супермаркета «Берег» до Куйбышевского суда).
В Свердловском округе отремонтируют:
улицу Чайковского;
улицу Сеченова;
улицу Якоби;
переулок Спортивный;
улицу Академическую.
В Ленинском округе ремонтом займутся на улицах:
Ленинградская;
Розы Люксембург (на так называемой Малой Розе);
20-м Советском переулке;
участок объездной дороги Ново-Ленино (от границы города до 18-го Советского переулка).
Перечень работ на всех улицах примерно один и тот же: замена асфальта на дороге и тротуарах, вырубка старых деревьев и озеленение, ремонт ливневой канализации, если она есть, замена ограждения, освещения, установка новых дорожных знаков и нанесение разметки.
Что будет делать «Иркутскавтодор»
«Иркутскавтодор», который принадлежит мэрии Иркутска, будет ремонтировать восемь дорог в разных районах города: Чайковского, Сеченова, Якоби, Ленинградскую, Пролетарскую, Трудовую на двух участках и участок улицы Байкальской от Советской до центрального рынка.
Как и в предыдущие годы, муниципальное предприятие делит контракты на субподряды. В этом году «Иркутскавтодор» уже объявил торги по разным видам работ по всем тем улицам, которые он должен отремонтировать. На момент подготовки материала по пяти из ним — Байкальской, Якоби, Сеченова, обоим контрактам на ремонт Трудовой — объем переданных на субподряд работ составил от 96 до 99% от общей суммы контракта.
Как в прошлом году объяснил председатель комитета городского обустройства Сергей Чертков (он возглавлял «Иркутскавтодор» до середины 2021 года), муниципальное предприятие в случае передачи контрактов на субподряд всё равно остается генеральным подрядчиком и отвечает за гарантийные обязательства. Кроме того, он подчеркнул, что «Автодор» оставляет себе от 6 до 10% как генподрядчик, эти деньги предприятие вкладывает в развитие, например, закупает технику для работ в городе.
«Сибна» и ее единственный контракт
Компания «Сибна» получила в этом году только один контракт на ремонт дорог, зато самый крупный. Это ремонт объездной дороги в Ново-Ленино от границы города до 18-го Советского переулка.
«Сибна» создана в 1997 году, до 2022-го была зарегистрирована в Иркутской области, после — в Москве. Как говорится на сайте компании, ее история началась с 1989 года, когда был создан дорожно-строительный кооператив «Автомагистраль». Ее основателем был Петр Глухов, ветеран труда, Почетный дорожник России. Сейчас предприятием руководит и владеет его сын Сергей Глухов. Кроме «Сибны», у него в собственности еще несколько компаний в Иркутской и Астраханской областях, в основном они заняты в строительной сфере.
По данным системы проверки контрагентов «Контур.Фокус», «Сибна» в прошлом году была подрядчиком структур Росавтодора по ремонту федеральных трасс в Иркутской области и Красноярском крае. В Иркутске компания занималась ремонтом дорог только в частном секторе. Сумма контрактов составляла около 55 миллионов рублей. Выручка компании в 2022 году (данные 2023 года пока не опубликованы) превысила пять миллиардов рублей, чистая прибыль составила 135,4 миллиона.
«Союз-Град» и скандальная закупка по Володарского
Компания «Союз-Град» уже три года забирает достаточно большой объем работ в городе, в прошлом году она была на втором месте по размеру контрактов и ремонтировала улицы в центре города, в том числе Свердлова, Киевскую, Богдана Хмельницкого. На последних двух компания не смогла выполнить работы так, чтобы отремонтированные пешеходные переходы не топило в дождь.
В этом году компания будет ремонтировать участок улицы Байкальская в Солнечном, улицу Горького, Академическую и Володарского. Последняя досталась «Союз-Граду» «по наследству». Изначально торги на ее ремонт выиграла компания «Стройхолдинг», сбросив цену с 22 до 2 миллионов рублей. По информации на сайте госзакупок, «Стройхолдинг» не стал подписывать контракт с мэрией, поэтому он перешел к участнику, который оказался на втором месте. Им оказался «Союз-Град».
Фирма создана в 2015 году и принадлежит Армену Енокяну, у которого нет других компаний, кроме собственного ИП, занимающегося лизингом техники. В последние четыре года фирма постоянно участвует в торгах на ремонт дорог и благоустройство. В 2021-м самые крупные ее контракты были на ремонт улиц Франк-Каменецкого и Горной (почти 50 и более 30 миллионов рублей соответственно), в 2022-м — объездной микрорайона Университетский (более 116 миллионов рублей). В 2021 году ФАС признала «Союз-Град» и еще шесть компаний (в том числе муниципальный «Иркутскавтодор») участниками картельного сговора при ремонте дорог в 2018–2019 годах.
По итогам 2023 года выручка компании выросла в 1,3 раза по сравнению с 2022-м и составила почти 600 миллионов рублей, а вот чистая прибыль упала в 2,9 раза — почти до восьми миллионов.
«Иркутскдорстрой» и ремонты в Ново-Ленино
«Иркутскдорстрой» новичок на крупных ремонтных работах в Иркутске. В этом году он будет ремонтировать 20-й Советский переулок и улицу-дублер Розы Люксембург (так называемую Малую Розу).
Компания зарегистрирована с 2010 года, сейчас находится в Хомутово. Ею владеют Дмитрий Королев и Ваган Хачатрян. У Королева зарегистрирована также компания, которая занимается лесным бизнесом. Судя по заключенным в прошлые годы контрактам, фирма занималась ремонтами региональных дорог в Иркутской области и Бурятии.
По итогам 2022 года выручка компании выросла почти 2,5 раза — до одного миллиарда рублей, чистая прибыль — в два раза, почти до 57 миллионов рублей.
Шелеховский завод, «Дорожник» и Служба эксплуатации мостов
Еще три контракта на ремонт достались слюдянской компании «Дорожник», которая ремонтировала путепровод на Джамбула, муниципальной «Службе эксплуатации мостов» и «Шелеховскому асфальто-бетонному заводу».
«Дорожник» в этом году возьмется за ремонт улицы 25-го Октября от Советской до Пискунова. Контракт заключен на 65 миллионов рублей. Компания обычно ремонтирует федеральные и региональные дороги. Создана в 1999 году, сведений о держателях акций в открытом доступе нет. Руководит фирмой с октября 2022 года Константин Кузнецов. По итогам 2023 года выручка составила почти миллиард рублей, чистая прибыль — 41 миллион.
«Служба эксплуатации мостов», которая принадлежит муниципалитету, будет ремонтировать улицу Литвинова за 58,5 миллиона рублей. Основной профиль компании — содержание городских мостов, но в 2022-м и 2023-м компания занималась и ремонтом дорог, в частности, улицы Марии Ульяновой. Сейчас служба также выступает подрядчиком по ремонту скандального путепровода на станции Батарейная.
Контракт на капремонт аварийного путепровода был заключен в декабре 2021 года с раскритикованной мэром Иркутска Русланом Болотовым «Строительно-производственной базой "СоюзСтрой"». Чиновник иронично называл ее «любимым подрядчиком» из-за многочисленных недочетов, которые выявлялись при ремонте дорог в 2020–2021 годах. Стоимость работ составляла 360 миллионов рублей, срок — с 1 мая 2022 по 30 июня 2023 года. В мае готовность путепровода оценивали в 11%, поэтому было принято решение разрывать контракт с «СоюзСтроем». К концу срока контракта было выполнено всего 16% работ. «СоюзСтрой» не согласился с решением мэрии, попросил суд признать решение незаконным и выиграл в первой инстанции, однако в апелляции первое решение было отменено. В декабре прошлого года стало известно, что работы будет продолжать именно муниципальная «Служба эксплуатации мостов»
«Шелеховский асфальто-бетонный завод» займется ремонтом переулка Спортивный. Сумма контракта составляет 17,8 миллиона рублей. Компания создана в 2007 году, принадлежит Юлии Бондарь. Компания раньше занималась ремонтами дорог в Шелеховском и Слюдянском районах, но в Иркутске выходит впервые за последние пять лет. Ее выручка по итогам 2022 года составила 340 миллионов рублей, чистая прибыль — 594 тысячи.