На фоне новостей о километровых очередях на маршрутки в Берёзовом мы спросили наших читателей о том, как обстоят дела с транспортом в часы пик в их районах. Мы получили порядка 40 сообщений, многие из которых не касались конкретных маршрутов, но нам удалось собрать все ваши жалобы и даже составить что-то вроде народного антирейтинга.
- Маршрут № 2
- Маршрут № 45 и автобус № 90
- Автобус № 22
- Маршрут № 23
- Маршрут № 4
- Маршрут № 5к
- Троллейбус 7к
- Спецноминация «Автобусы из Ново-Ленино»
- Воспоминания и предложения наших читателей
Маршрут № 2
Больше всего комментариев написали о маршруте № 2, который курсирует между областной больницей и Центральным рынком. Например, пользователь Mackintosh пишет:
— Юбилейный. Если ты живешь не на конечной «двойки», то можешь не надеяться сесть там. Хоть утром, хоть в течение дня.
Его слова подтверждает Анна Уланская:
— «Двойка» с областной больницы с раннего утра до 9:30 — людей много, маршрутка приезжает уже полная. После областной, чаще всего уже и не останавливается на других остановках. Если нужно уехать в район Байкальской — это мрак, конечно. Вечером та же история. В центре еще как-то загрузишься в эту «двойку», а вот на остальных остановках уже не факт. Уехать с Лисихи в Юбилейный в районе шести-восьми часов вечера? Проще пешком уйти, — рассказывает наша читательница.
Такая же ситуация, если едешь из Юбилейного на правый берег.
— С остановки Захарова в сторону Байкальской и утром, и вечером очень сложно уехать. Маршрутки № 2, 10 и 45 приезжают полностью забитые. Троллейбусы № 7 и 8 и автобусы 7к и 90 — это редкость, а если они и приедут, то их уже тоже «забили» и в них не влезешь, — пишет Елизавета.
Ольга напоминает, что недавно у «двойки» появился альтернативный маршрут. Возможно, многие еще не знает.
— С Юбилейного по Байкальской добавлен маршрут № 81. Ходит пустой, так как все ломятся в «двойку», — пишет она.
Перевозками по маршруту № 2 занимается индивидуальный предприниматель Александр Кошкин. ИП зарегистрировано в 1999 году. Данных о выручке предпринимателя в сервисе проверки контрагентов «Контур.Фокус» нет.
Маршрут № 81 раньше ходил от «Китай-города» до Центрального рынка. До Юбилейного его продлили с 23 сентября. Перевозки там осуществляет компания «Слава», принадлежащая депутату думы Иркутска Ростиславу Белых. Он же обслуживает маршруты № 454 и 455 из Берёзового, с которыми были проблемы на прошлой неделе, а также маршрут № 83, отметившийся очередями в пятницу.
Кроме того, компания возит людей из Иркутска до Мельничной Пади, Мегета и Шелехова (в последнем случае «Слава» делит пассажиров с компанией экс-главы Шелехова Сергея Липина «Народный маршрут»).
По данным сервиса «Контур.Фокус», компания «Слава» в 2023 году заработала 36 миллионов рублей, уйдя при этом в убыток без малого на 7 миллионов.
В разговоре с журналистом «ИрСити» Белых рассказал, что заниматься перевозками сейчас невыгодно, а проблемы с транспортом в Берёзовом связаны с дорожной ситуацией.
Маршрут № 45 и автобус № 90
Уже упомянутые выше маршрутка № 45 и автобус № 90 ходят до аэропорта из Первомайского и Студгородка.
— Утром переехать через плотину в аэропорт [сложно]. Это маршруты № 90 и 45, которые ходят раз в час, — написала Галина Воробьева.
Я и сам часто пользуюсь этими маршрутами и могу это подтвердить. Дождаться автобуса № 90 на Байкальской — большая удача и приятные впечатления минимум на неделю. Он редкий, но очень желанный гость по всему следованию маршрута. Маршруток № 45 на порядок больше, но они, как правило, проходят по Байкальской уже забитыми и остаются такими как минимум до остановки «1-я Советская». Мне кажется, перевозчики недооценивают пассажиропоток на этом маршруте.
Перевозки по маршруту № 90 ведет компания «Таксополь-авто», которая принадлежит Василию Грабельных. Эта фирма откатала 2023 год с нулевой выручкой по довольно популярному направлению. Фирма не зарабатывает никаких денег с 2021 года, а в последний раз демонстрировала хоть какую-то выручку в 2020-м (тогда было 60 тысяч рублей — в сто раз меньше, чем в 2019-м).
Маршрут № 45 обслуживают три компании — «КарТур», «ТрансКом» и «ТрансПорт».
Компания «КарТур» принадлежит Вячеславу Турчанинову и зарегистрирована в 2015 году. Она возит пассажиров по маршрутам № 4 и 45. По данным системы проверки контрагентов «Контур.Фокус», выручка фирмы в 2023 году составила 3,9 миллиона рублей (на 500 тысяч больше, чем годом ранее), а чистая прибыль — 2 тысячи рублей.
Компания «ТрансКом» обслуживает сразу шесть маршрутов, связывающих окраины Иркутска с Центральным рынком. Но, несмотря на это, фирма Алека Малых не может похвастаться финансовой стабильностью. При выручке в 9,7 миллиона рублей «ТрансКом» закончил предыдущий год с убытком в 666 тысяч.
Компанией «ТрансПорт» владеют Татьяна и Борис Гольдберг. Выручка предприятия в 2023 году составила 2,5 миллиона рублей, а чистая прибыль — 1 тысячу рублей.
Автобус № 22
Радостно запущенный в 2014 году автобус, который шел из Первомайского в центр по Академическому мосту, в последнее время не радует пассажиров.
— У 22-го маршрута интервал движения стал больше. С 17:00 стоишь на остановках по 20 минут, а это единственный маршрут до Центрального рынка, — пишет Kristina.
Да и его удобство у некоторых теперь вызывает вопросы:
— И к тому же у 22-го нет остановки на улице Тимирязева, получается, надо идти или ехать на рынок либо на 130-й квартал. Большой промежуток между остановками, и потому никакой комфортной городской среды. Раньше 22-й маршрут останавливался на Тимирязева, теперь, видимо, изменили схему и ему запрещено там останавливаться, — добавляет Мария.
Перевозками по маршруту № 22 занимается компания «Автомобилист». Собственник компании — предприниматель Анатолий Михайлов. Фирма работает с 2005 года. По данным сервиса «Контур.Фокус», 2023-й для перевозчика был удачным — по его итогам компания получила выручку в 43,5 миллиона рублей и чистую прибыль в 867 тысяч рублей.
Маршрут № 23
Читатели назвали и маршрут № 23, по которому возят людей в центр с Синюшиной горы.
— Синюшка. Уехать утром очень проблематично — 23-е маршрутки идут полные и проезжают мимо. Либо останавливаются, но впихнуться в них может только пара человек. Остальные ждут № 8 или № 427 — это автобусы большой вместимости, туда впихнуться реально, — поделилась Кристина.
Михаил также обозначает дорожную проблему района:
— С Синюшки и на машине стало проблематично выезжать. Многие, в том числе и я, едут через Масложиркомбинат. Сегодня полчаса от «Ручья» до «Волны» ехали (расстояние между ТЦ «Ручей» и автомойкой «Волна» — примерно 1,3 километра. — Прим. ред.), — пишет читатель.
Маршрут № 23 обслуживают компании «Экспресс-Авто» и «Бригада». «Экспресс-Авто» принадлежит предпринимателю Александру Шевченко, который также обслуживает новоленинские автобусы № 13 «Автостанция» — «Цирк» и № 37 «Микрорайон Березовый» — «Центральный рынок».
В 2023 году фирма выручила всего 26 тысяч рублей и сработала в минус на 826 тысяч. Летом мы рассказывали, сколько иркутские перевозчики заработали денег в пересчете на топливо и количество маршрутов. Так вот, оказалось, что «Экспресс-авто» хватило бы дизеля всего на 10 выездов.
Маршрут № 4
— Микрорайон Университетский. Делал снимки 1 октября. Вот такая очередь на маршрутку № 4. Время где-то девять утра было, — написал читатель Максим и скинул фотографию.
Оксана Анатольевна в ответ на это задается насущным вопросом:
— Когда вернется 74-й удобный маршрут в полном объеме? Два автобуса — это мало.
С мая 2024 года перевозки по маршруту № 74 начала компания «Автомобилист». Она действительно выпускает на рейс по два автобуса большого класса, вместимостью до 90 человек. Перевозчик, который раннее обслуживал маршрут № 74, умер в начале мая.
Помимо компании «КарТур», о которой мы писали в карточке про маршрут № 45, перевозками на маршруте № 4 занимается компания «Ковчег».
Эта фирма в 2023 году заработала 2,3 миллиона рублей с чистой прибылью в размере 15 тысяч. Она принадлежит предпринимателю Станиславу Козлову, который также владеет компанией «Полина», она работает на маршруте 10т («Конева» — «Плотина ГЭС» — «Центральный рынок»).
С 2019 года «Полина» фиксирует нулевую выручку (за исключением 2022 года, когда фирма задекларировала 10 тысяч рублей) при отсутствии каких-либо доходов и расходов.
Маршрут № 5к
— На маршруте 5к утром до Центрального рынка уехать нереально с любой точки, кроме самой конечной в Солнечном и Музея декабристов. Ситуацию кое-как спасают трамваи с интервалами движения по 20–25 минут, — написал наш читатель.
Перевозчик по этому маршруту — компания «Бригада» — также обслуживает маршруты № 10т, 11к («Бульвар Постышева» — «Центральный рынок»), 17 («Солнечный» — «Волжская») и 23.
Она принадлежит предпринимателю Сергею Черепанову. По данным сервиса «Контур. Фокус», несмотря на владение значительной долей перевозок в городе, «Бригада» не может похвастаться большой выручкой и доходами. В 2023 году фирма выручила 423 тысячи рублей и сработала в плюс всего на 109 тысяч.
Троллейбус 7к
Среди жалоб на частных перевозчиков затесалась и претензия к работе муниципального электротранспорта.
— Троллейбус № 7к («Первомайский» — «Конева». — Прим. ред.) ходит не четко по расписанию. Из-за этого приходится ехать с пересадками пять остановок, чтобы не опоздать на работу — пишет Е К.
Весь муниципальный электрический транспорт обслуживает МУП «Иркутскгортранс». Он работает с 1992 года и принадлежит городским властям. Директором предприятия с 2021 года является Сергей Майок. Судя по финансовой отчетности, муниципальные перевозки — штука крайне невыгодная: МУП закончил год с убытком 22,1 миллиона рублей при выручке в 894,9 миллиона (а это на 23% больше, чем в прошлом году).
Стоимость проезда в муниципальном транспорте подняли на 5 рублей — до 30 рублей — с 1 июля. Мы вспоминали, как менялся тариф за 12 лет и чем это обосновывали власти.
Спецноминация «Автобусы из Ново-Ленино»
Пользователь M M написал комментарий о самых неудобных маршрутах Ново-Ленино. Летом мы испытывали на себе комфортность поездок из этого района, и пришли в к выводу, что удобного транспорта там в принципе очень мало. Поэтому узнать, какой транспорт даже по меркам Ново-Ленино считается некомфортным, для нас было особенно ценно.
— 55-й маршрут «Ново-Ленино» — «Областная больница», 42-й маршрут «Ново-Ленино» — «Аэропорт» — уже с самого начала пути автобусы едут полные, вдобавок их просто не хватает. 33-й маршрут «Батарейная» — «Центральный рынок» — это вообще испытание людей на стрессоустойчивость, причем в любое время, хоть утром, хоть днем или вечером. Все маршруты для пассажиров по принципу «хоть бы влезть». А еще летом проверяли их на наличие кондиционеров, — пишет читатель.
Все три автобуса муниципальные, их обслуживает «Иркутскавтотранс». Сейчас его возглавляет депутат думы Иркутска Алексей Колмаков. По итогам 2023 года МУП «Иркутскавтотранс» заработал 726,8 миллиона рублей (на 28% больше, чем в 2022-м), но показал убыток в 51,4 миллиона рублей.
2 марта Иркутску передали 80 новых низкопольных автобусов «НЕФАЗ» большого класса вместимости. Их в том числе пустили на названные выше маршруты № 42 и 55.
Летом мы проехались на общественном транспорте Иркутска с термометром — муниципальный «НЕФАЗ» оказался одним из самых жарких автобусов.
Воспоминания и предложения наших читателей
Также в комментариях к посту люди начали делиться воспоминаниями о том, каким был транспорт в Иркутске раньше:
— Помню в конце 90-х с транспортом вообще было сложно. А эти «истаны». Ммм, — вспоминает Оксана.
— О, это да!!! Чтобы уехать с Омулевского, надо было побегать за всеми маршрутками около часа. Там никогда не было культурных очередей, как в «универе», — поддержала ностальгическое сообщение Ирина.
— «Истана» — это класс! Добирался на ней из Киренска до Иркутска за каких-то 18 часов, — рассказывает о подвигах человеческой выносливости VладимиR.
Нашелся и читатель, — Vasily Ivanov — который вынес одно юмористическое и два серьезных предложения о том, как повысить комфортность общественного транспорта в Иркутске.
— Если на проблемных маршрутах убрать из маршруток все сиденья, кроме водительского, оставив только стоячие места с поручнями, и запретить старушкам с шести до восьми утра куда-то ехать с баулами, то проблему можно частично решить, — шутит он.
— В какой-то стране во избежание пробок развели начало работы учреждений и организаций по времени. Чтобы все не ломились к восьми или девяти утра на работу или учебу. Студентам вообще можно в свои вузы ходить пешком, бегом или на велосипедах. Зачет по физкультуре автоматом получат, — продолжает он уже более серьезным тоном.
— Раньше были популярны «дежурки». Когда автобус собирал своих работников с обширного района и увозил-привозил их на работу и с работы. А теперь каждый везет себя в личном авто и стоит в пробках по два часа, гордый, — замечает напоследок Vasily Ivanov.
А какие еще маршруты вы может назвать некомфортными? Пишите в комментариях!
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.