
Московский экономист оценил новую площадку для аэропорта Иркутска
В конце прошлой недели стало известно, что для нового аэропорта Иркутска согласовали площадку между Ангарском и Иркутском — в районе поселка Ключевая. Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов, комментируя это долгожданное решение, отмечает, что это только «дверь в поле».
Как объясняли в Росавиации, у «Ключевой» есть несколько преимуществ перед другими площадками. Это близкое расположение относительно городов Иркутской агломерации, минимальное шумовое воздействие на возможную будущую жилую застройку и отсутствие необходимости выноса существующих инженерных сетей, сооружений, зданий, а также переселения граждан. Декан сибирско-американского факультета менеджмента ИГУ, доктор экономических наук Надежда Грошева полагает, что стоимость строительства нового аэропорта будет начинаться от 150 миллиардов рублей.
— Выбор нового аэродрома был очень сложным, потому что необходимо увязать сразу несколько моментов. Во-первых, нужно оценить стройку с точки зрения окружающих населенных территорий, чтобы не мешать людям, во-вторых, нужно учитывать геологическую и гидрологическую обстановку, в-третьих, согласовать воздушное пространство. А в-четвертых, когда уже найдено место, нужно найти деньги, — отмечает Борисов.
Эксперт подчеркивает, что согласование площадки Росавиацией и Ростехом — это важная веха, но фактически только начало большого пути.
Это очень существенные инстанции на пути к реализации этого проекта. Теперь главное — это обеспечить финансы. Мы пока просто открыли дверь в поле, где надо строить. Это только начало большого пути. Но без этого невозможно говорить о том, чтобы что-то создать.
Борисов также отметил, что с выносом аэропорта возникнут логистические вопросы — людям придется закладывать дополнительный час, чтобы добраться до аэропорта.
— Для людей, которые летают, это проблема. Для людей, которые живут в городе и жалуются на шум, это прекращение проблемы, кроме того для развития города высвобождаются новые площади. Но надо понимать, что территория вокруг Иркутска довольно населенная, поэтому перенос аэропорта в любом случае перестанет быть проблемой одних, но станет проблемой других, — подчеркнул Федор Борисов.
Эксперт уточнил, что в мировой практике долгое время считалось, что аэропорт нужно выносить за пределы населенного пункта из-за различных требований, в частности, экологических и шумовых. Но со временем это перестало быть обязательным трендом, самолёты стали намного тише, и сейчас в мире есть множество примеров крупных аэропортов, расположенных в городе, подчеркнул Федор Борисов.
Вопрос со строительством нового аэропорта Иркутска обсуждается несколько десятилетий, но так до сих пор и не решился. Долгое время под строительство нового аэропорта рассматривалась площадка в районе Позднякова, её даже удалось согласовать с Минобороны (хотя раньше это не получалось из-за размещения там ракетных частей), но в октябре 2024-го стало известно это место не одобрило Правительство РФ. В Минтрансе Иркутской области поясняли, что отказ от Позднякова продиктован предварительными расчетами стоимости. Ее назвали еще летом — 200 миллиардов рублей. И это сделало бы иркутский аэропорт самой дорогой воздушной гаванью, построенной в России за последние десятилетия.
Ведомство уточняло, что есть только один возможный вариант для размещения нового аэропорта — это площадка «Ключевая» в Ангарском районе, которую также не могли согласовать из-за того, что в том районе свои испытания проводит Иркутский авиазавод.
В декабре 2024-го губернатор подчеркивал, что власти будут настаивать на выносе авиаузла за пределы города. По словам Игоря Кобзева, до 2030 года в федеральном бюджете зарезервированы 14-16 миллиардов рублей на строительство взлетно-посадочной полосы, но, «если всё удастся», то эту сумму можно будет увеличить до 30-40 миллиардов. «Я думаю, в этом пятилетии что-то должно все равно решиться, и аэропорт должен быть вынесен», — подчеркивал губернатор.